На освящение домоваго храма на подворье Троицкия Лавры, что в Санктпетербурге при Фонтанке

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ДОМОВАГО ХРАМА
НА ПОДВОРЬЕ ТРОИЦКИЯ ЛАВРЫ,
ЧТО В САНКТПЕТЕРБУРГЕ ПРИ ФОНТАНКЕ,
1772 ГОДА, ОКТЯБРЯ 1 ДНЯ.

Благодатию всесвятаго и животворящаго Духа освятися Божественный храм сей, благословенныя чада церкве Божия. Освятися; ибо учинен быть жилищем невместимому Богу. Освятися; ибо уставлен быть местом благодатнаго Божияго присутствия. Освятися; ибо утвержден быть пристанищем спасения. Освятися; ибо основан быть духовным учеников Иисуса Христа училищем. Освятися; ибо стал быть предверием храма онаго небеснаго Нерукотвореннаго. Освятися; ибо стал быть раем земным, произносящим цветы благоухания духовнаго, услаждающия внутренния верных чувства. О великое и радостное православных торжество! Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и покажет нам путь свой, и пойдем по нему.1 Приидите, благочестия истинные хранители, вникнем в тайны Бога нашего, и познанием закона Его просветимся.

Освятися храм сей; но весьма притом для нас нужно, чтоб и внутренний сердца нашего храм был освящен, чтоб душа наша была достойным вместилищем непорочныя Благодати Божия. Ибо почто созидаются храмы? Для того ли, чтоб быть им обиталищем великаго Бога? Но престол Его есть небо, и земля подножие; величество Его есть вездесущее и безконечное: для того ли, чтоб они были местом для приношения молитв, и совершения святых таин? Но естьли молитвы не от чистаго происходят сердца, естьли тайны совершаются без благоговения и веры, место сие священное тогда опорочивается, и Бог чрез Пророка гремит тогда во уши наши сими страшными словами: праздников ваших ненавидит душа Моя: егда прострете руки ваши ко мне, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моление, не услышу вас. Почто о судяй всей земли? яко руки ваши исполнены крове и неправды.2 Из чего примечайте, что храма святость нарушается, и темнеет божественная красота его, есть-ли собирающиеся в него Христиане внутрь сердца своего суть неосвященны, естьли они не имеют в душе своей добродетели, которая пред Ним есть приятнейшая жертва, и кадило благовонное. Да что я говорю, святость храма опорочивается? совсем опровергается тот конец, для котораго храмы созидаются.

Созидаются они для двух концев: вопервых для приношения молитв, второе для поучения нашего. Для приношения молитв: ибо мы, поелику Божиими ежедневно и ежечасно снабжаемы бываем благодеяниями, одолжаемся усерднейшую преблагому благодетелю своему приносить благодарность: ибо мы, поелику часто нарушаем святой закон Его, и закон совести своея, должны свою пред Ним исповедать повинность и умолять Его благоутробие, да не подпадем строгости суда Его. Ибо мы, поелику и в разсуждениях погрешительны, и в изобретениях скудны, и в силах недостаточны, имеем нужду прибегать к Богу, и испрашивать на намерения наши и дела, благословения Его и помощи всесильной. Сии действия суть неотрицаемой должности человеческой. Младенцы имеют нужду управляемы быть советом отеческим: тварь зависит во всем от своего Творца: раб обязан слушать повелений Владыки своего.

И чтоб сии святыя действия без нарушения исполнял человек, для того то поставляются храмы, воздвизаются домы молитвенные. Можно подлинно, да и должно и дома, да и на всяком месте приносить Богу моление. Но Отец небесный хощет, чтоб все наши дела основаны были на любви, на соединении и согласии; хощет, чтоб мы яко единаго Отца дети, всегда были совокупны, особливо тогда, когда приносим ему жертву сердца нашего; чтоб тогда, когда восхваляем Его благословенное имя, дух наш и уста были соединены. Когда Каин приносил Богу жертву, спросил его тогда Бог: где Авель брат твой?3 естьлиб и мы удаляяся от других собратий наших по вражде и злобе восхотели ему принесть жертву молитв наших, вопросит нас Бог: а где Авель брат твой? где тот, с которым естеством соединен ты и благодатию? Почто, дети мои, не в союзе любви предстаете пред лице мое? И потому общественная церковная молитва, яко на любви, всех соединяющей, основанная, Богу любезнее, и тем домашней преимущественнее. А притом в общем правоверных собрании, хотяб кто был и не очень сокрушеннаго, хотяб и каменнаго сердца, но когда увидит других умиленныя лица, слезы и воздыхания, когда увидит страшныя совершаемыя тайны, священника простирающа к Вышнему руки, и всем горе иметь сердца повелевающаго, хотяб и не сокрушеннаго был сердца, подвигнется, почувствует в себе Божественный страх, и видя, что тайны Его сердечныя словом Божиим открываются, пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог есть на месте сем. И так ктоб не возгорел духом, всегда быть в таковых священных собраниях, быть всегда участником службы Божией в храмах Его совершаемой? Кто не возкликнет с Давидом? Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил; желает и скончавается душа моя во дворы Господни.4

Но не во всех Христианах сия достохвальная ревность примечается: в сердцах у многих простывает священный благочестия жар! Часто с горестию видим, что во дни воскресные, во дни праздничные, то есть, в такие дни, которые уставлены для отправления перваго и величайшаго долгу нашего, иные в домах остаются в праздности; иные бездельно шатаются по торжищам, иных ненасытная сребролюбия алчба гонит искать прибытков, и с разслаблением духа и тела своего мучатся над работою; иные в то время бегают по домам, и под видом поклонов в непостоянстве человеческом ищут себе покровительства; иные в веселостях препровождают те часы и зрелищем смехотворных и соблазнительных представлений услаждают суетныя мысли свои; а иные, О нещастие времен наших! есть и такие, которые и презирают сии собрания, и служба Бога нашего в их мечтательном мудровании никакова уважения не заслуживает. Торжище многолюдно; корчемницы пианственныя преисполнены: зрелища утесненны; но церковь рыдает, лишаясь чад своих, рыдает не видя их в матерних недрах своих. До того дошло развращение наших нравов, что в самые величайшие церкве праздники, когда всенощныя совершаются бдения, и церковь оглашаема бывает торжественными пениями, в церковь мало кто приходит, но на ложах своих спокойно, не терзаясь совестию, в то время опочивают. И естьли кто приходит, то некоторые из простаго народа: с сими то мы совершаем праздники Божия: сии то суть наши сообщники в хвалах Господних: сии то люди исправляют тот долг, который на всякаго человека безотрицательно возложен, и тем заслуживают почтены быть именем благородства духовнаго. Воистинну, по Евангельскому слову, премудрость Божия скрыта от премудрых и разумных, а открывается она младенцам.5 Два зла, говорит у Пророка Бог, зделали людие мои; какия? оставили источник воды живыя, и думают жажду свою утолить из ямин водою согнившею.6

Почто, о Христиане, толико небрежем? почто порочим честь Христианския веры, и хулим имя Божие, коим мы запечатаны в час крещения? Думаете ли, чтоб прибытки, снисканные с пренебрежением долга Христианскаго, могли быть тверды и надежны? Нет: нечаянный случай, или паче, Божие праведное посещение во мгновение их истребляет: или пожирает огнь, или вода, или похищает тать, или отнимает другаго ненависть, или расточает безпутный сын, или достается все развратному наследнику, или нечаянно поражает смерть, и нагаго полагает во гроб. Думаете ли, чтоб ваши в сильных людях искания, чтоб ваши к ним ласкательства были успешны, когда вы оставляете прибегать к Богу? Никак: надобно вам безчувственным быть, естьлиб вы позабыли оныя Духа святаго слова: благо есть надеятися на Господа, нежели на человека. Благо есть надеятися на Господа, нежели на Князи:7 изыдет дух Его, и возвратится в землю свою, в той день погибнут и Его помышления, и ваша на Него надежда.8 Думаете ли, чтоб непрестанныя веселости и утехи могли вам доставить удовольствие и спокойствие, когда не радите во святилище Господнем искать себе радости спасения? Никак: все света увеселения с скуками смешанны, все радости слезами растворенны: но хотяб они и подлинно веселили; но когда между тем теряется настоящая польза, то такия увеселения нечувствительно делают подкоп под храмину вашего щастия, и среди ваших ликов готовят ноги ваши низвергнуть в ров нечаянной погибели. Господи! да возлюбим мы благолепие дому Твоего: для чего? да не погубиши с нечестивыми души наши; мы в Тебе находим свое богатство, свою надежду, и свое увеселение. Вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою.9

Но надобно присем, слушатели, знать, от чего все сии недостатки случаются, что их причиною? Вспомните, что прежде сказали мы, что церкви устрояются для двух концов, для приношения молитв, что и изъяснили мы: второе для поучения нашего. Редкое и нерадивое в храмы Божии хождение причиною есть всего развращения. Ибо церковь Божия есть училище, есть школа, в которой нас поучает Дух святый, как нам жить добродетельно. Может ли кто в какой нибудь науке или художестве быть искусен, естьли прежде тому чрез немалое время прилежно учиться не будет? так не можно вести честную жизнь, естьли в сем училище святом правилам доброй жизни поучаться не будем. Надобно ли напр: во всякой должности убегать праздности? Здесь о том слово Божие учит: проклят всяк творяй дело Господне с небрежением.10 Надобно ли воспитать в честности детей своих? Слово Божие представляет пример жреца Илиа, который от Бога наказан был смертию за худое детей своих воспитание. Надобно ли в жизни не о своей токмо стараться пользе, но и о пользе других? Слово Божие тому поучает: не яже своя, но яже ближняго, да промышляет кийждо.11 Надобно ли в жизни хранить правду? Церковь тому нас поучает говоря: любяй неправду, ненавидит свою душу.12 Надобно ли в жизни убегать лжи и обмана? О том услышим мы в сем училище духовном: погубит Бог вся глаголющия лжу, мужа кровей и льстива гнушается Господь.13 Надобно ли в жизни иметь повиновение к вышшим? И сие наставление преподает нам слово Божие: всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога.14 Надобно ли в жизни хранить супружескую любовь ненарушимо? И о сем учит нас писание Божественное: брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог.15 Надобно ли в жизни со всеми хранить согласие и любовь? И сему поучает нас церковь Божия: храните со всеми святыню и мир;16 и Бог мира будет с вами:17 и любовь покрывает множество грехов.18

Но удобнее есть исчерпать море, нежели изъяснить все наставления спасительныя, каковыя содержатся во глубине Божияго слова. Так видите, любезные слушатели! можно ли иметь житие доброе, не учащая ходить в сие училище, и не поучаясь в нем науке, как жить добродетельно: а напротив не должно ли последовать всякому развращению, не для каждаго токмо, но и в семьях, и в целых обществах, естьли в духовной сей школе наставления искать себе не станем.

Но сия моя речь не всех, но некоторых, и то не многих касается. Весть Господь сущия своя.19 Есть остаток семени Израилева. Во многих действует благополучно сила веры: у многих в сердцах искра благочестия горит без угашения. Многие зело усердны к церкви Божией, и яко елени на источники водные, тако поспешают они во храмы Господни; чтоб жаждущую правды душу свою напоить из источников Израилевых. Многие бегут к олтарям Господним, яко младенцы к сосцам матерним; и зело веселятся, когда кто скажет им: в дом Господень пойдем.20 Да будет благословение Господне над ними и над сынами их. С сими-то служителями живаго Бога празднуем мы теперь освящение храма сего: и они своим благоговением торжеству сему и храму сему придают наилучшее украшение. Бог вселивыйся в вас, да обитает всегда в сердцах ваших, и в награду вашего в благочестии подвига да благопоспешит вам во всех делах ваших в жизнь вечную: к достижению же сего воздвигши руки и очи, но преклонше колена сердца, возопием седящему на Херувимех, на нас милостиво призирающему:

Господи Боже Израилев! несть, якоже ты Бог, на небеси горе, и на земли низу: храняй завет и милость рабом Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. И ныне, Господи Боже, призри на молитву раб Твоих, ею же молятся пред Тобою в храме сем: да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь: и о немже аще раби Твои помолятся на месте сем; и Ты услышиши на месте обиталища Твоего на небеси, и сотвориши по желанию их, и помилуеши их, Аминь.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.