В день рождения Его Императорскаго Высочества, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

СЛОВО

В день рождения Его Императорскаго Высочества
благовернаго Государя Цесаревича
и Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА.

Возложат на вы руки своя и ижденут,
предающе на сонмища и темницы,
ведомы к царем и владыкам
имене моего ради.

Лук. гл. 21. ст. 12.

Ныне чтенное Евангелие, по причине церковию празднуемаго в сей день, пострадавшаго за истинну, святаго Евстафия, дает нам знать, что не всякая ревность по Бозе есть приятна Богу. Ибо к действию, самому чрез себя похвальному, естьли примешается страсть: тогда она все портит и своею строптивостию развращает путь Божественный.

Сие нынешнееж Евангелие доказывает тем, что некогда страстная по большой части ревность причиною была, что Евангелия последователь со всею своею кротостию был связуем, изгоняем, предаваем на суд, ведом к Царем и Владыкам, защитникам то есть истинны, чтоб от них за истинну страдать. Таковая поступка и к сожалению, и к негодованию справедливо возбудить нас может: почему и не достойнаб она была разсуждения нашего. Но когда же напротив видим мы ныне Монархов благочестивых, и православных, истинну любящих и от истинны любимых, Евангелию последующих, и действием его, то есть, кротостию и человеколюбием украшаемых: то с сей стороны осиявает нас свет радости, и разширяет наши уста к прославлению отца светов и Бога любящаго тварь свою. И для того не безполезно, думаю, взойти нам в дальнейшее разсуждение о ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сие разсуждение прилично и торжественному дню сему, которой одолжает нас гореть ревностию к Богу, милостиво Россию благословляющему.

Взираю убо к Тебе, Господи Боже! Ты недостаточное слово мое разтвори солию благодати Твоея к общей пользе нашей.

Ревность есть горячее духа нашего стремление к защищению славы Божия, относительно до закона. Мы в сем разуме берем сие слово: ибо многия могут быть его означения.

Взяв ревность в таковом разуме, не видно, чтоб в Ней что нибудь было не похвальное. Ибо гореть духом, чтоб слава Божия во всех концах вселенныя была проповедуема; чтоб все люди святым к Богу и почтению его руководством были просвещенны: в разсуждении сего гореть духом, то есть, изыскивать к тому справедливые и человеколюбивые способы, есть дело всякой похвалы достойное. Ибо сим доказывается любовь к Богу, к ближнему, любовь к истинне, которую мы не скрываем под спудом, но поставляем на свещнике, да светит всем, и да руководствует всех. И для того Святый Павел учит: добро, еже ревновати всегда; однако притом прибавляет, в добром.1

Но сие есть нещастие человеческаго рода, что часто и в самыя святыя действия вкрадывается злоупотребление и добродетель в порок обращает. Сие бывает, когда человек выходит из своих пределов, и не управляя себя разумом, страсти следует. Ревность по Бозе чем больше в себе имеет жару и горячаго стремления, тем больше требует осторожности и умеренности, чтоб сей священный огнь не обратился в пожар, все истребляющий без разбору. А сие необходимо выйдет, естьли вместо защищения славы Божия будет действовать страсть мщения; вместо усердия к пользе истинны вмешается корысть собственная; естьли вместо любви к ближнему будет всем располагать страсть самолюбия.

Какия же из таковой ложной ревности могут произойти следствия, ежели не худыя и вредныя? Отсюду вопервых последует гонение, чтоб заблуждающаго, вместо того, чтоб исправить и привести на путь истинны, истребить от земли живых. Вместо учения, увещания, доказательств, вместо всех нравоучительных и благоразумных способов, будет свирепствовать один дух нетерпимости, как-то многия века печальными примерами то нам больше, нежель надобно, доказали. В подробность таковыя свирепости описывать оставляю, чтоб тем скрыть стыд человеческаго поползновения; а только при сем приметить должны, что человек, таким образом гонимый, не только о истинне не уверяется ни мало, но еще в мнении своем ожесточается более. Ибо он, не видя иных доказательств, кроме насильственных, по справедливости заключить может, что у гонящей стороны других нет сильнейших доказательств. А из того и самая истинна немалый претерпевает ущерб величества своего. Ибо она представится, акиб не имела никакой собственной своей ко уверению силы; и будто, как лож, требует она в своей слабости сторонняго насильственнаго подкрепления. Так можно ли утвердить, чтоб таковая ревность была угодна Богу, Богу всех вещей порядка хранителю, и истинны защитнику всемогущему? и таковой род людей не тщетно ли себя уверяет, аки бы их ревности огонь достоин был олтаря божественнаго? как-то об них Спаситель наш Апостолам своим сказал: всяк иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу.2

Никто столько тяжести ревности гонительной не почувствовал на себе, сколько благословенное христианство. Основатель веры нашея, по слепому стремлению народа и по корыстолюбивой ревности Фарисеев, первый имел нужду испить чашу смертную. То-же предрек он и проповедникам истинны Своея, которые и понесли самым делом тяжкий крест сей: и кровь христианская пролилась источниками. В первенствующия христианства времена все почти храмы основаны были на гробах мученических, да и ныне церковь Христова большую часть святых празднует тех, кои мучительным лишением жизни доказали, что истинна в их сердце напечатана была неистребимо и непобедимо. Но что же гонители чрез все то получили? Славу христианскую больше умножили, и напоследок сами принуждены были уступить победу и торжество истинне.

Но ах! пусть бы так было, что язычество, покланявшееся воинским Марсам и громопоражающим Юпитерам, такою ревностию себя опорочило. Но и между исповедающими имя кротчайшаго учителя, во смирении котораго суд его взятся, были подобные замахи. Оный жар ревности, который должен воспалять сердце христианина, и у христиан часто был жар неспасительный. Слепота не знающая положить пределов истинной ревности, страсть мщения и корысти, часто производили следствия погибельныя, не христианства, но язычества достойныя. Темный запад много нам таких примеров показал.

Признаться надобно, что таковые ревнители великий делают стыд Евангелию, учению кротости и человеколюбия наполненному, Евангелию, учащему любить врагов своих, и, огнь с небеси свести хотевших, удерживающему; Евангелию ублажающему кротких, и похваляющему ревность, но по разуму. Когдаб все сие они вообразили, устыдились бы и ужаснулись, сколь далеко отстоят от следов того учителя, котораго славу защищать себе кажутся.

Да не подумает кто из сего, акиб мы ревность по Бозе совсем уничтожали, или каким нибудь образом ослабить ее старались. Никак. Сиеб было истребить благороднейшее духа Божия действие. Но на против гласом самой истинны утвердить можно, что великагоб развращения знак был, естьлиб кто совсем погасил в себе дух ревности справедливыя, что можно назвать недугом несоболезнования, или нечувствительности. Сие происходить может от незнания веры своея, или от нетвердаго о истинне ея уверения: как-то обыкновенно бывает в тех, которые иное исповедуют, а другое в сердце признают. Так как же бы в таком мог возгореть какой либо жар Божественный?

Следствия таковой холодности не меньше вредны, как и ревности безразсудныя: понеже из того может родиться безобразная смесь различных мнений, и превращение правил нравоучения. Ибо естьли всех до нравов надлежащих действий основание есть справедливое мыслей расположение; следовательно не льзя худо думать, а делать хорошо, то различныя и между собою несогласныя мнения не будут ли слабым и опасным правилом человеческих поступок; особливо в обществе: в обществе, говорю, которое наипаче согласием спасительныя и от людей больше всего почитаемыя истинны закона связуется. И потому не льзя не видеть с горестию и не слышать с печалию о таковых случаях, в коих трогаются небоязненно самыя святыя вещи, и тот почитается разумнейшим, кто дерзновеннее терзает залог освященный обществом. Добродетельныя души сим пронзаются до внутренности, и воспаляемы ревностию Господа Саваофа, сердечно сожалеют, что здравое тело терпит столь болезненные удары и терзается утроба матерня.

О блажен тот, кто обоих сих крайностей убегает! Кто среднею и Царскою идет дорогою, отвращен от злой и безразсудной ревности; но управляем священным огнем ревности мудрыя и человеколюбивыя!

В таковой ревности должна быть преданность к вере нежная, но без суеверия; усердие к истинне безкорыстное; любовь к ближнему чистая и нелицемерная; чтоб не подать другим немощным соблазна, осторожность благоразумная. Таковый ревнитель есть верный церкве сын, общества член мудрый и благороднейший, всех любящий и от всех любимый.

Святое писание в пример истинной ревности между многими представляет нам Апостола Павла, который к Коринфяном пишет такими словами: ревную по вас Божиею ревностию:3 ибо я обручил вас единому мужу, чтоб вы предстали Христу, яко дева чистая. И для того крайне безпокоюся и боюся, чтоб в вас простота истинны Евангельския мудрованиями мирскими прехищренна не была. Сия ревность Апостольская была усердная и притом безкорыстная. Ибо он же в другом месте изъясняется: не ищу ваших, но вас:4 я с приятностию всякой убыток претерплю, хотяб то стоило и потеряния жизни моей, ради пользы душ ваших.

Таковою ревностию всякой Христианин украшать себя должен: а особливо служители церкви сим огнем от жертвенника Господня возженным устне свои и сердце воспалять обязуются, убегая безразсуднаго стремления, противнаго человеколюбию и кротости Христианской: да помышляют день и нощь о справедливых средствах ко утверждению добродетели и к разширению царства Иисус Христова: да бдят о стаде своем, да не кий волк восхитит и разгонит овцы; чтоб могли из глубины чистыя совести сказать: ревную по вас ревностию; да ревностию не человеческою, но ревностию Божиею.

При сем столь важном разсуждении нашем, на кого мы, слушатели! первее воззрим, как не на Твою, благочестивейшая Монархиня, Августейшую особу; не только по тому, что Ты глава еси врученныя Тебе от Бога Христианския державы, и не потому только, что Ты православия нашего величайшая еси покровительница: но что в священном лице Твоем яснейше блистает ревность по Бозе; да ревность мудрая, ревность человеколюбивая. Она наипаче возбудила величество Твое принять престол; она же и утверждает его. Сие не мы токмо, но и окрестные все проповедуют гласами немолчными; то есть, что при Твоей мудрости связана ревность базразсудная; но справедливая в тебе самой пример находит: молчит дерзость святыни касающаяся; но не молчат уста истинны. Сей дух влиял в Тебе Бог в тот блаженный час, когда он паче причастник твоих помазал Тебе елеем радости: елеем радости, сказал дух святый: ибо Монаршее лице есть сладчайший свет, подданных Своих всегда осиявающий радостию. Да сохраняет убо всеблагий Бог сии дражайшия Твои дарования, и да глаголет всегда таинственною беседою в сердце Твое: да увеселяет величество Твое любовию подданных Твоих, и да дарует Тебе видеть народ Свой достигший до благополучия величайшаго в свете. Да наполняет же радостию дух Твой, и сия сладчайшая надежда Твоя и наша, вселюбезнейший сын Твой, живое добродетелей Твоих изображение, и безсмертныя славы Твоея хранитель благонадежнейший.

А Ты, Пресветлейший Государь Наследник! в сей день рождения Твоего нам радостнаго и вожделеннаго, ни чем святее мысль свою утрудить не можешь, как размышлением благодеяний тоя великия особы, посредством которыя в сей день бытие Тебе даровал Бог. Да вообразит со всяким вниманием мысль Твоя Ея болезни, Ея попечение и труды о воспитании Твоем, и благополучии жизни Твоея. Размышление сие одолжает Тебя, Благоверный Государь, гореть к Ней любовию сыновнею, благодарностию усерднейшею: а благодарность сия состоит в соответствовании Ея и всея России о Тебе желанию и чаянию. Но о блаженство наше! наследник Всероссийский возрастает летами и дарованиями, обогащается просвещением, наполняется святою ревностию к Богу и к истинне, приближается к своему совершенству: а тем веселит Августейшую Родительницу Свою, веселит всех нас, и тем венчает желание наше.

Боже, России милостивый покровитель! неусыпающее око Твое да бдит всегда над Монархинею нашею и наследником Ея: Ты их благословляя, благодетельствуеши нам, и их сохраняя, одолжаеши Россию приносить Тебе всегда жертву благодарения, Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго высочества в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.