на день Крещения Господня

стр.[19]СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       В сей день Церьковь Божия в радостных своих пениях духовным смыслом витийствуя возглашает: Приидите, на Иордан течем. Но возможно ли по сему приглашению исполнить нам? Иордан река зело удалена от нас. Мы живем в глубоком севере, а Иордан течет в крайних восточных странах близ Иерусалима. А притом можем мы тоже сказать, что некогда Нееман, Сирийский Князь, сказал посланному от Пророка Елиссея. Просил Нееман, Елиссея, чтоб он потрудился, пришел к нему, и исцелил бы его от проказы. Пророк послал к нему отрока своего и велел сказать, чтобы он седмь крат обмылся во Иордане реке; и чрез то получит исцеление. Не доволен был сим Нееман, и с негодованием на то сказал: Здесь в Дамаске суть две реки, Арвана и Фарфа: ничем оне не хуже Иордана; а едва ли и не лучше его и всех вод Израилевых. Так не легче ли мне измыться в сих своих реках, нежели стр. 20столь дальний путь предпринимать до Иордана?

       Можем и мы также сказать: почему нам столь далеко итти до Иордана? Не имеем ли много у себя рек, которые не хуже, а едва ли и не лучше его? Так почему же нас побуждают течь, то есть, итти с поспешением ко Иордану?

       Братие мои! Блаженны мы, яко угодная Богу нам разумна суть. Блаженны, что нас Дух Божий научил познавать истину, не по наружности одной, но проницать и во внутренность ея, и понимать смысл ея духовный. Иордан река сколько ни почтенна, что удостоилась обмыть пречистое тело Христа Господня; но не на сию реку Церьковь созывает нас. Она под именем Иордана разумеет крещение наше. Оно-то есть истинный Иордан; в сей-то крещения воде отраждает нас Дух Божий, и дарует нам новое бытие. А потому уже не льзя нам с Нееманом неразсудно говорить: почто столь далеко итти до Иордана; и что у нас свои реки не хуже ево. Наш таинственный духовный Иордан есть на всяком месте. Где ты, там и Иордан; где твоя истинная вера, там готова и благодать; готово и духовное омовение. стр. 21Каженик с Филиппом были в пути, сидели на колеснице. И как сказал Каженик: я верую в проповедуемаго тобою Христа; так чтоже ми возбраняет креститися? (Деян. гл. 8, ст. 36). Апостол услышав сие, тотчас на самом том пути и крестил его; и мурин той черный телом возблистал белизною чистоты душевныя.

       Но и противу сего можете вы сказать, что мы уже крещены; в таинственном крещения Иордане во имя Святыя Троицы погружалися; так почему же нам течь еще на Иордан? Ибо тайна крещения не повторяется. Братие мои! я боюсь, чтоб ответом на сие ваше возражение не оскорбить дух свой и ваш. Мы крещены! Какой великой удостоились мы благодати! Какого неоцененнаго дара! Сколь же велика сия благодать, и сколь превосходен сей дар; вот как объясняет то Апостол: Не льстите себе, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят (1 Кор. гл. 6, ст. 9 и 10). Сказав сие, тотчас после стр. 22прилагает: И вы таковы же были, но крещением омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и духом Бога нашего (1 Кор. гл. 6, ст. 11). Может ли вящшая быть благодать паче сея? Может ли больший с небес дар низпослан быть, паче сего?

       Но мню, что вы по данному вам разумению о Христе, уже понимаете, что сии приведенныя Апостольския слова, сколь ни превозносят действие крещения, однако Христианам таковым, каковы мы, великое делают затруднение. Ибо само по себе из тех слов следует, что когда мы таинственным крещения омовением, от всех сказанных пороков, скверн и беззаконий очистились и освятились, то уже ныне более их в нас нет, и мы живем свято и праведно, яко чада Божия, яко чада света, а не тьмы; яко рождения не древняго, но новаго бытия; яко нова тварь о Христе. Но так ли мы живем, сего изъискивать не мне, человеку вам подобострастному, но Духу Божию, иже испытует тайны сердечныя. Не мне; однако при действии Духа Божия одолжается каждый Христианин всегда стр. 23и с великим вниманием испытывать самого себя в тайной глубине сердца своего. Ибо Апостол утверждая, что преимущественно сердца наши испытует Дух Божий, не оставил однако сказать: Никтоже весть от человек, яже в человеке, точию дух человека живущий в нем (1 Кор. гл. 2, ст. 11).

       Когда же так; так вот уже теперь мы можем уразуметь, для чего Церьковь нас крещенных паки зовет на Иордан. Приидите, возглашает с пением, приидите, на Иордан течем. Не для того, чтоб паки в нем креститься, но чтоб мы воззрев на оный, или помыслив о нем, познали в совести своей, что цела ли в нас та благодать святыни, которую мы погружаясь в сем таинственном Иордане получили.

       Но можем ли сей Иордан узнать, можем ли увидеть его; даже можем ли его найти? Река Иордан, чист ли кто обмывшись в ней, или бы по обмытии паки всего себя измарал, протекать никогда не престает. Но не таково есть свойство духовнаго Иордана. Он течет стр. 24быстрою и живою струею, когда в тебе душа, обмытая в нем, есть чиста и свята; но когда она оскверненна, сей Иордан тогда изсыхает и изчезает. Ибо духовный крещения Иордан, и святыня души твоея суть нераздельны; и одно без другова быть не может.

       Так как же нам течь на Иордан, как его увидеть, как и обрести его, ежели мы погубили святыню и правду, крещением дарованную? Что творить, что предпринимать, куда прибегнем мы несчастливые? Паки ли святым крещением обмыться пожелаем? Но тайна крещения не повторяется.

       Повторяется, о возлюбленнии! но совсем иным образом. Зрите премудрость и благость Божию, и прославляйте оную. Первая крещения благодать данная нам есть прямо и чисто дар Божий, туне, без всяких наших заслуг, без всяких трудов, без всяких усилий, по единой милости, по единому благоволению, по единым вместо нас заслугам Христовым. Но когда мы сего милостиваго дара не сохранили, и паки в прежнее развращение себя ввергли; то уже правосудный вкупе и милосердый Бог не хотя грешнику от отчаяния погибнути, стр. 25но желая ему обратитися и в разум истины приити, изобретает для нас другой способ, который прежняго хотя затруднительнее, но не меньше действителен к возвращению нам погубленныя святыни. Изобретает новый Иордан, новую купель, новое крещение. Какое? Крещение крови, каковым крестилися мученики; Иордан и купель, которую наводняют слезы покаяния. О сей купели поминает Пророк: Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего (Псал. 118, ст. 136). А потому измывал на всяку нощь ложе свое, слезами омочал постелю свою (Псал. 6, ст. 7).

       Грешник! погубивший крещения благодать, погрузися и ты в сей купели, и очистишися; обмыйся в сем Иордане, и освятишися. Сей путь покажется тебе затруднителен и тяжек. Но кто же виноват? Почто не сохранил ты прежния святыни крещения, которая тебе дана была без всяких совсем твоих трудов, подвигов и тягостей? Не отягощайся сим; но радостно восприими новый способ к спасению твоему, который благоволила изобресть и тебе препостр. 26дать благость безконечная. А паче оную всем сердцем прославляй, и теки на сей Иордан радостною ногою с верою и любовию. Аминь.

       Говорено в Лавре, 1798 года, Генваря 6 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.