на день Рождества Христова

СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

       Ныне явивыйся во плоти нашей Господь, пред лицем Бога и Отца своего, таковое из глубины Духа своего изъявлял признание: исповедаюся Тебе, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей Отче! яко тако бысть благоволение пред Тобою (Матф. гл. 11, ст. 25, 26).

       Днесь, явлением Бога во плоти нашей, возвещается нам тайна Божия велия. – Премудры ли вы? Она вам непостижима. Разумны ли вы? Она от вас утаенна. Младенцы ли вы? Она открыта вам, и в любовныя объятия ваша охотно себя вручает. Так бросьте вы таковую премудрость, презрите таковый стр. 428разум, отвергните сию Философию. – И ежелиб вы на сие и не согласились, то сам Бог сотворить то угрожает. Погублю, глаголет, премудрость премудрых, и разум разумных отвергну (1 Кор. гл. 1, ст. 19): а вместо того примите младенческое простосердечие и непорочность; и вы исполнитесь премудрости и разума Божия, и свет небесных таин откроется вам.

       Но нет ли в том сумнения и опасности? Простосердечные младенцы удобно могут обмануты быть; а мудрые и разумные Философы удобнее могут различить лож от истины, и потому не скоро попустят себе впасть в заблуждение, не скоро попустят себе принять то за таинственную Божию истину, что есть только обман, и хитрое человеческое изобретение. Нимало не опасайтеся сего, о возлюбленнии! Христовым исповеданием отвергается мудрость человеческая, но не Божия; разум человеческий, но не Божий; приемлется и похваляется младенчество, не лишенное разума, но пристрастия; не лишенное мудрости, но мудрования; не лишенное честности, но хитрости и лукавства; не стр. 429лишенное просвещения, но развратности сердца и нравов.

       Я оставлю на время великия истины Божия; предложу вам истины человеческия. – Представляйте вы комунибудь благоразумные советы свои к его исправлению. Кто их скорее и охотнее примет? тот ли, кто много мечтает о себе и думает, что он только сотворен учить всякаго, а не учиться от кого-нибудь? или тот, кто всегда расположен принять истину ясную и полезную, не думая о себе, что уже он знает все? Тот ли, который нравами развращен, и думает об одних выгодах наружных и мирских? или тот, который нравами неиспорчен, и уверен, что выгоды внутренния душевныя паче наружных мирских; и выгоды временныя, никак не стоят противу выгод вечных?

       Поистинне советы твои, сколькоб они ни основательны были, охотнее примут последние, нежели первые. Первые отвергнут или по гордости, или яко несходные с их выгодами, хотя они низки и подлы. А последние примут их с радостию, яко никаким о себе пустым мечтанием не занятые и яко находят стр. 430их сходственными с выгодами их внутренними и твердыми.

       Конечно надобно бы желать и надеяться, чтоб мудрый и разумный был безпристрастнее, а младенец слабее, и к заблуждению преклоннее. Но уже давно Пророком сказано, что, яко же отстоит небо от земли; тако отстоят помышления человеческия от мыслей Божиих (Исаии гл. 55, ст. 9). Совсем иная мудрость человеческая, иная премудрость Божия. Один Божиею премудростию просвещенный муж говорит, что мудрость человеческая не есть свыше низходящая, но земная, душевная, бесовская (Иак. гл. 3, ст. 15). Не свыше снизходит; ибо не о небесном вечном, но только о временном помышляет. Земная; ибо все относит только к выгодам низким телесным. Душевна; ибо только мудрствует по запутанным связям природы, коих ясно не понимает, и сама в них бедно запутывается. Бесовска; ибо есть что-то в общем союзе враждебное для нас, которое причиняет, что мы более склонны ко злу, нежели к добру.

       стр. 431Но какова есть премудрость Божия? Она, по словам тогоже богодухновеннаго мужа, есть чиста, мирна, кротка, благопокорлива, исполненна милости, и благих дел, несумненна, и нелицемерна (Иак. гл. 3, ст. 17). Се истинная премудрость! Она чиста; ибо без всякаго пристрастия, такова, каково есть младенческое сердце. Мирна; ибо никого не безпокоит, никого не соблажняет, а только всякаго пользует и утешает. – Кротка; ибо более сносит, нежели коголибо оскорбляет, или еще других погрешности и оскорбления закрывает. Благопокорлива; ибо не упряма, яко не высокоумна. Исполненна милости и благих дел; ибо истинный разум поставляет не в том, чтоб много умствовать и говорить и писать; но в том, чтоб более других пользовать и благодетельствовать. Не сумненна: ибо в душе уверена о истине не по действию Философии, но по действию Духа Божия. Нелицемерна; ибо не имеет видов или корысти или честолюбия, но что говорит, то искренно, что делает, то не по наружности, но с нею и душа согласна.

       стр. 432Се истинная мудрость! сею-то мудростию одаренные суть те младенцы, коим небесный Отец открывает тайны свои. Но не таковы суть те премудрые и разумные, от коих небесный Отец скрывает таинственную свою истину. И так сии младенцы суть премудры и разумны: мудрые же те и разумные суть безумны, а почитаются такими или по собственному своему о себе суетному мечтанию, или от тех, кои им подобны и в гордых мечтаниях и в нравах развратных. Исповедаюся Тебе, Отче, Господи небесе и земли: яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей Отче! яко тако есть благоволение пред Тобою.

       Теперь мы празднуем великую тайну явления Бога во плоти нашей. стр. 433Велия, вопиет великий Апостол, велия благочестия тайна; Бог явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Я сию тайну не посмел бы вам проповедовать, а паче оную скрыл бы, ежели бы не уверен был, что вы младенцы о Христе, что вы не премудрые и разумные мира сего; но в смирении духа, в непорочности сердца усердно последуете внутренним внушениям глагола Божия.

       Так возпразднуйте же духом смиренным и кротким великое Божие к нам снизхождение! Вы младенцы; но и сам Бог явился под видом младенца. Поклонитеся образу душевнаго младенчества вашего. Вы смиренны духом; почтите ясли, очевидный пример смирения. Ежели о себе мыслите, что вы горды, то есть, что вы праведны, честны, непорочны, и стать прямо на суде Божием ничего не опасаетесь, то удалитесь от сего празднования; нет вам в нем никакова участия.

       Воплощенному Богу нарекоша имя, Иисус, яко Той спасет люди своя от грех их (Матф. гл. 1, ст. 21). Но как тех спасать, кои себя почитают безгрешными? Как тех утешать, кои всегда в веселостях мирских? Блажени бо плачущии, яко тии утешатся (Матф. гл. 5, ст. 4). Как тех исцелять, кои мнят о себе, яко здрави суть?

       Вы младенцы; приидите и возвеличим имя Господне вкупе, да узрят стр. 434кротции и возвеселятся. Гордые здравы, а мы признаем себя немощными. Гордые безгрешны, а мы из глубины взываем: Не вниди в суд с рабы Твоими: яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. 142, ст. 2). Гордые гордо говорят: мы единаго Бога знаем, мы люди честные, нечего бояться нам; сия проповедуемая нищета духа есть низка и подла. Но мы младенцы, единаго Бога исповедуем, но не Бога правосудия, а Бога милосердия; не Бога с горних мест метающаго стрелы гнева и ярости на преступников; но Бога, облеченнаго в плоть нашу, нам состраждущаго, искусившаго все немощи наши, да нам искушаемым возможет помощи. Мы исповедуем Бога Отца. Мы младенцы признаем себя повинными гневу Его; но и уповаем от того скрыться под щитом креста Его, и облившись Его святейшею кровию, непризнаны быть за грешников, но за чад Его, яко облеченных святою одеждою плоти единороднаго и возлюбленнаго Сына Его.

       Так вы, гордые мира сего мудрецы, стойте же, и своею великою честностию пред судом Его оправдайтеся, ежели стр. 435только оправдаться можете. А мы уповаем устоять, яко желаем быть младенцы и нищии духом, яко не на себя полагаемся, но яко у Господа милость и многое у Него избавление (Псал. 129, ст. 6).

       Что же после сего мы младенцы о Христе? Паки ли к миру? паки ли к мудрованиям мирским? паки ли на зрелища? паки ли на увеселения? паки ли учиться правилам мирским? Ах! да не будет; кое бо причастие свету ко тьме. Изыдите от среды их, и нечистоте их не прикасайтеся (2 Кор. гл. 6, ст. 14, 17). Аще бо умрохом греху, како еще жити будем в нем? (Рим. гл. 6, ст. 2). Аминь.

       Говорено в Чудове 1802 года.

       Конец XIX Тома.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.