Слово на день Преподобнаго Сергия

СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕПОДОБНАГО СЕРГИЯ

Праведников и угодников Божиих Слово Святое различными, похвальными превозносит наименованиями. Называет их любящими Бога, боящимися Бога, домашними Божиими, избранными Его, овцами кроткими, голубицами простосердечными, львами мужественными, пчелами трудолюбивыми: называет их Ангелами во плоти, Князьями, Владыками, Царями, судиями мира и самых Ангелов: даже наслeдниками всeх богатств небесных, и снаслeдниками Христу; но при том удостоивает уже именовать их и сынами Вышняго.

Таковыя Угодников Божиих именования, тeм болeе их возвеличивают, что дает им оныя не человeкоугождение, не ласкательство, не пристрастие; но Слово истины, свидeтельство Духа Святаго, дает, находя конечно в них тe самыя свойства, которыя существенны каждому наименованию.

Не так, как случается в мирe сем, гдe называются иные сиятельными; но многие из них сияния благих дeл не имeют: называются превосходительными; но иные из них худыми дeлами суть униженны. Называются благородными; но многие из них, нравами сему наименованию не соотвeтствуют. Называются преосвященными; но иные своим житием святость сана опорочивают: называются преподобными; но многие из них подобие образа Божия потеряли. Когда же сам Бог удостоивает Угодников своих похвальных наименований; сие творит по тому, что они в очах его суть таковы, каковыми именуются.

     Но между всeми изчисленными именами, ни которое, кажется мнe, не есть столь величественно, как что им еще Слово Божие дает титло другов Божиих. Велико подлинно возвышение, называться им сынами Вышняго: но быть другом Божиим, что то означает бóльшее. Быть сыном, хотя предполагает, что он любит отца, и отец его: но вмeстe означает же зависимость сыновнюю от Отца, и покорение ему: а быть другом Божиим, заключает в себe, нeкоторое с Богом, яко равенство и равночестие, и обожение.

Почему мы и не дерзнули бы, хотя Святых и Угодников Божиих, однако человeков и от Бога созданных, на таковую почти безконечную возвести честь: ежелиб в Словe Божием того не видeли. Се Псаломник что поет: мнe же зeло честни, то есть, драгоцeнны, быша други Твои, Боже! (Псал. 138, ст. 17). О ком сие сказано, как не о святых и праведных человeках? А Апостол Иаков и имянно о Авраамe написал: вeрова Авраам Богу, и вмeнися ему в правду, и друг Божий наречеся (Иак. гл. 2, ст. 23). Но паче и явственнeе тоже утверждает сам богочеловeк Господь Иисус Христос, говоря Апостолам; а в лицe их конечно и всeм Праведникам: вы друзи мои есте: не к тому вас глаголю рабы: вас же рекох други (Иоан. гл. 15, ст. 14, 15).

     Как для святых таковая честь чрезмeрно велика: то мы и моглиб подумать, что когда Бог их именует своими другами; сие не иное что значит, как, что они любимы Им; а не в том прямом смыслe, как называется искренний друг между нами человeками. Но Господь Иисус и сие сумнeние отъемлет; а велит нам почитать Святых другами Божиими, в самом свойственном разумe. Ибо полное его Апостолам открытие о том, сими объясняется словами: не к тому вас глаголю рабы: яко раб не вeсть, что творит Господин его: вас же рекох други: для чего? Яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам (Иоан. гл. 15, ст. 15).

О возвышение, предeлы естества человeческаго превосходящее! вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. Кто сие говорит? Единородный Сын Божий, сый в нeдрах Отчих. Что же Отцовское скрыто от сего Сына? Какия тайны непостижимыя и предвeчныя Ему не вeдомы? В Нем, по свидeтельству Апостола, вся сокровища премудрости и разума, сокровенна (Колос. гл. 2, ст. 3). Сия-то Божественная Особа говорит: вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. Так по сему и Святым Его, непостижимыя и недовeдомыя тайны Божии открыты.

     Должныб мы здeсь удивиться, и возопить со Пророком: Господи! что есть человeк, яко помниши его, или сын человeческий, яко толико возвышаеши Его? Не умалил еси Его малым чим от Ангел; но и несравненно паче их возвысил ты его. Ибо сии тайны Святым открытыя суть тe, о коих Апостол Петр поминает, что в них самые Ангелы желают приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12).

     Но наше таковому Божию к рабам своим снисхождению удивление, нeкоторым образом облегчает Святый Златоуст. Кто слышал, витийствует он, чтоб Господин почтенное для себя наименование брал от своего раба? чтоб он стерпeл называться вельможею такова-то раба? А паче раб называется рабом такова-то господина; такова-то вельможи. Но Господь всeх поставляет себe в честь называться господином такова-то раба. Он не столь любит именоваться Всемогущим, Вседержителем, Царем Царей, и Господем Господей: а болeе ему угодно нарицаться: Богом Авраамовым, Богом Исааковым и Богом Иаковлим. Так уже удивительно ли, что Бог угодников своих благоволит воспринимать в свое дружество, когда от них брать себe наимeнование поставляет себe в честь, и как будто тeм величается: Аз Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль (2 Моис. гл. 3, ст. 6).

Но оставим сие; а токмо прославляя крайнее Божие к человeку снисхождение, желается мнe, думаю и вам, испытать, какия тe тайны, кои Бог другам своим сообщает? Что такое единородный Сын Божий слышит от Отца, и все то пересказывает другам своим? Ибо таковыя тайны должны быть премудры, превосхитительны, превозвышенны, преусладительны, преудивительны. Кто разумe ум Господень, или кто совeтник Ему бысть? (Рим. гл. 11, ст. 34), взывает Апостол. Но сей недоразумeваемый Господень ум другам Божиим должен быть постижим, и глубокие Его совeты должны быть им открыты. Яко вся, яже слышах от отца моего, сказах вам.

Желательноб было, говорю, сии тайны Богом другам своим сообщаемыя испытать; но испытывать их не безбeдственно: так, как изслeдовать безмeрную глубину Окиана. Да и тeм самым, что они суть и называются тайны, уже всякому испытанию путь преграждают. Так умолим мы хотя самых Святых, сих другов Божиих, чтоб они нам тайны сии открыли. Ибо они любят нас, и спасения нам желают искренно: а притом знают, что таковое таин открытие приближило бы нас к Богу, и сердцà наши болeе бы к Нему привязало. Но не открывают нам Святые таин своих, не для того, аки бы они завидовали счастию нашему, и не желали бы нас имeть своими сообщниками: нeт! они, яко други Божии, Божиим любительным духом одушевляются. Но что мы их ни понять, ни вмeстить не можем.

Сие весьма ясно видим из слов самаго Спасителя, сказанных тeм же самым Апостолам тогда, когда они еще таин Его понять и вмeстить не могли. Еще много имам глаголати вам; но не можете носити нынe (Иоан. гл. 16, ст. 12). Тому же послeдует и избранный Его сосуд. И аз, говорит, братие, не могох вам глаголати, яко духовным, но яко плотяным, яко младенцам о Христe. Млеком вы напоих; а не брашном. Не убо можасте; но ни еще можете нынe (1 Кор. гл. 3, ст. 1, 2). И когда он восхищен был на третие небо, и слышал там неизреченные глаголы, их же не возможно человeку изглаголати; я не мню, чтоб разумeл он здeсь всякаго человeка, но человeка плотскаго, человeка младенца о Христe. А тeм, кои достигли в мужа совершенна, в мeру возраста Христова (Ефес. гл. 4, ст. 13); тeм конечно Павел оные неизреченные глаголы сообщал; а они его сладостно слушали, понимали и постигали его.

Нам же препятствует сие понимать и постигать, что мы плотские, и едва ли еще и младенцы о Христe. Мы много о умe своем суетно мечтаем; а по тому премудрости Божией не вмeщаем. Мы славы от человeк ищем: и по тому слава Божия нам непостижима. Мы живем во страстях и нечистотe: и для того святыня и чистота Духа Святаго в нас мeста не находит. Мы едино знаем богатство мира сего: а по тому богатство духовное не понимаем и не желаем. Мы живем между собою в нелюбви, и ссорах; поелику всяк только собственной корысти ищет; а другаго пользу не только пренебрегает, но и подрывает. Кто поступает таковым образом, тот не есть человeк духовный, но плотский; поелику угождает единой плоти, а не духу. А по тому тайны Божия, яко духовныя, превосходят понятие таковаго плотскаго человeка: как сие точно утверждает Апостол: не могох вам глаголати, яко духовным; но яко плотяным (1 Кор. гл. 3, ст. 1, 2): да и причину тому объявляет: идeже бо в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте, и по человeку ходите?

     Так по сему не находя мы себя способными и достойными, чтоб постигнуть тайны Божия, другам Его открываемыя: потщимся по крайней мeрe, призвав Духа Святаго, сколько нибудь познать, какое дeйствие производит в другах Божиих таковое таин Вышняго открытие. Пусть, что постигнуть мы не можем, в чем состоят сии тайны, как они Святым сообщаются, как их други Божии в себя приемлют, и как хранят в себe. Но можем видeть другов Божиих, когда они с нами пребывают еще на земли, и какая в них противу обыкновеннаго мирских людей жития есть отличность и отмeна. Сия Святых отличность, сколько они ни скрывают, видна в дeлах их. Ибо не может град укрытися, верху горы стоя (Матф. гл. 5, ст. 14). Какия же суть тe дeла, которыя не могут в человeкe быть, развe когда он познает тайны Божии, и из них узнáет способ, как творить таковыя дeлà? Вот из многих безчисленных, предложим хотя нeкоторыя, для мира совсeм необыкновенныя.

Человeку желать своих выгод и жить не только без всякой нужды, но и в довольствe и в изобилии, кажется уже для нас стало свойством природным. Но други Божии все то презирают; даже и свое все разточают на бeдных: любят совершенное нестяжание и нищету; и никакими лестями мира не плeняются; и находясь в мирe, живут так, как бы мир до них не принадлежал. Сие дeло есть выше обыкновеннаго дeл наших течения, или могу сказать, выше почти человeчества. А по тому, хотя мы таин Божиих, другам Его открываемых, и не постигаем, но должны без сумнeния всякаго утвердить, что таковое дeло они по тому могут творить, яко познав тайны Божия, познали чрез то и способ, как творить их.

Паки свойственно и сродно человeку оное похотeние, которое его преклоняет к соединению плотскому. Но други Божии, возлюбив цeломудрие, и сию страсть умeли преодолeть, и явили себя во плоти, яко бы были они безплотные Ангелы. Как бы они сие почти вышеестественное дeло могли совершить, ежели бы не просвeщены были тайнами Божиими, которыя их, неизвeстным для нас образом, и как сие исполнить научают, и неколеблемо сей подвиг проходить силы подают?

Свойственно также человeку искать славы мира сего, мира сего, говорю. Ибо человeк, по одному естественному положению разсуждаемый, другой славы, котораяб была выше сего мира, и не понимает. Но други Божии на сию славу взирают, яко на суету; и удивляются, или паче сожалeют, когда другие за сею суетою, столь жадно гоняются: а единственно ищут славы небесной, которая и чувствам никаким не подлежит, и уму человeческому, по одному природы свойству, непостижима. Как бы они и славу мира сего, столь для всeх лестную, могли презрeть, и единственно желали бы и искали славу небесную и невидимую, и нам непостижимую, ежелиб не знали таин Божиих, в открытии коих все то они удобно узрeли и просвeтилися?

     Что сроднeе человeку, как любить свою жизнь: и чего он не употребляет, чтоб оную сохранить, и от всякаго ей вреда предостеречь? Но други Божии и оную охотно и радостно в жертву приносят Богу, по любви к Нему. Как бы они могли сие вышеестественное дeло сотворить, ежелиб тому тайнами Божиими, им открытыми, не были просвeщены?

Вот, любезные братия, суть тe чудесныя дeйствия, которыя в другах Божиих производит открытие им таин Вышняго! И хотя мы самыя сии тайны постигнуть, не удостоились таковой благодати: но благодарение Богу, что хотя Он являет нам таковых другов своих, коих по слeдам шествуя, ежели не постигаем их предняя, по крайней мeрe сколько нибудь познаéм задняя их.

     Таков друг Божий был и есть празднуемый нами Богоносный Сергий. – О Великий Боже! дивный во Святых своих, и удивляющий вся хотeния своя в них; да возсияет и нам грeшным свeт присносущный таин Твоих, дабы ими просвeтившеся могли сколько нибудь подражать преславным дeлам другов Твоих, тайнами Твоими тому наученных. Аминь.

Говорено в Троицкой Лаврe 1797 года Июля 5 дня.

 



Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.