Слово на освящение храма в новоустроенном слободском Дворцe, говорено 1797 года Марта 7 дня

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА В НОВОУСТРОЕННОМ
СЛОБОДСКОМ ДВОРЦE, ГОВОРЕНО 1797 ГОДА МАРТА 7 ДНЯ

Всякий храм есть мeсто Святыни Господни: есть мeсто нашего духовнаго жертвоприношения. Сие есть славное Евангелия преимущество, что можем мы жертву приносить Богу на всяком мeстe: и всякий Христианин получил право взять на себя священный характер жреца духовнаго: ибо Апостол Христиан нарицает Царским священством (1 Петр. гл. 2, ст. 9).

Дабы лучше познать, сколь сие Евангелия преимущество есть велико, и ему единому свойственно, должны мы на память привести служение Ветхаго Завeта. Законом воспрещено было, чтоб нигдe во вселенной не устроять храма, как токмо во Иерусалимe: а по тому нигдe и жертвы приносить не было дозволительно, как в едином Иерусалимском храмe. Да и в сем храмe едином во внутренное святилище никто входить не мог, как токмо един Архиерей; да и то единожды в год; и притом с кроплением крове.

Но Начальник вeры нашея и совершитель Иисус, выводя чад Своих из сих стeсненных предeлов, вот каковое уставляет учреждение: Грядет час, егда ни в горe сей, ни во Иерусалимe поклонитеся Отцу (Иоан. гл. 4, ст. 21). Грядет час, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ст. 23). Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ст. 24).

     Сие Пророк узрeв наперед во откровении, и восхитившись восторгом таковаго зрeлища, всю вселенную возбуждает к пeнию: воспойте, говорит, Господеви пeснь нову. Какую новую пeснь? Воспойте Господеви вся земля (Псал. 95, ст. 1). Когда Пророк хотeл означить служение Завeта Ветхаго; он говорил: вeдом во Иудeи Бог: во Израили велие имя Его (Псал. 75, ст. 2). Но когда имeл провозгласить величие благодати Евангельския; он уже восклицал иным образом: воспойте, говорит, Господеви пeснь нову: воспойте Господеви вся земля.

По силe сего Божияго благодатнаго устава, мы на всяком мeстe воздвигаем храмы Господни: на всяком мeстe устрояем трапезы священныя. Ублажил Господь благоволением Своим новый Сион, создал стeны духовнаго Иерусалима. Благоволил Господь опредeлить новую жертву правды, которая единая заключает в себe всe возношения и всe всесожжения.

     Ты един приходишь во храм сей, но жертвенное приуготовление все вкупe с тобою есть. Ты сам жертва: ты сам телец и агнец: с тобою нож, с тобою огнь, с тобою жертвенник. Жертвенник есть сердце твое: нож есть твое усердие: огнь есть твоя вeра. Пронзи сим ножем душу твою. Возжги огнь вeры: возложи все то на жертвенник сердца твоего. И сие-то будет жертва правды, возношения и всесожигаемая: сия-то жертва будет благоприятна Господеви, в воню благоухания духовнаго. Грядет час: егда ни в горe сей, ни во Иерусалимe поклонитеся Отцу. Премудрость устроения церкви Христовы все умeла вмeстить в тебe едином. Не токмо жертвенник, и телцов и агнцов, и нож, и огнь: но и самую гору, и самый Сион, и самый Иерусалим. Воспойте Господеви пeснь нову: воспойте Господеви вся земля.

Что же будут сии устрояемые нами освящаемые храмы? Аще мы умолчим, камение возопиет (Лук. гл. 19, ст. 40). Ежели мы оставим приносить жертву Отцу духов, или будем оную приносить без усердия с нечистым сердцем, и с вeрою слабою, стeны сии возопиют противу нас. Они украшены; вся утварь драгоцeнна: все сияет сребром и златом: все услаждает чувства наши. Чтож? Ежели мы будем по внутренности своей безобразнeе, нежели все вещественное и неодушевленное? Какой стыд! какая досада духу Благодати! не восплачет ли тогда над нами болeзненный Иеремия, припeвая сию печальную пeснь? Како потемнe злато, и измeнися сребро доброе: разсыпашася камни святыни по всeм проходам? (Иерем. гл. 4, ст. 1).

Красота видимая храма, ежечасно напоминает нам о красотe невидимой, какою должна сиять душа наша. Мы освящаем храм. Какое преимущество! кажется, для нас невмeстительное. Храм должен освящать нас; а не мы его. Но правда Божия требует, чтоб мы освящали храм. Мы освящаем его, егда со благоговeнием стоим в нем, егда с вeрою истинною жертву нашу духовную возносим Вышнему: егда молитвы наши пронзают не токмо сии своды, но и самыя небеса: егда живем по тeм законам, которые нам провозглашаются из сего святилища. Сим образом освятим мы храм сей. Однако, хотяб мы его так освящать и пренебрегали; он остается свят освящением животворящаго духа: но уже он же будет нам во обличение и осуждение. Аще мы умолчим, камение возопиет.

     Но при сем не могу не дивиться благодати Господней, что мы храмы не только освятить, но и богато украсить можем, при всей своей скудости, при всей своей бeдности. Благоговeние стоящих во храмe, вeра их, любовь к Богу и ближнему, есть то украшение храмов, которое очи Божии увеселяет, безконечно болeе, нежели всякое злато и сребро и камение драгоцeнное.

     Благочестивeйший Государь наш, величайший из Царей земных, воздвиг сей храм Царю небесному. Он его украсил внeшнею лeпотою. Но сие украшение есть гораздо меньше, противу той красоты, какою сияет благочестивая душа Его.

     Он по царским Своим великолeпным чертогам ходит свободно, бесeдует, разсуждает, устрояет Царския Свои дeла. Но как только Он же взойдет в сей храм, благолeпным молчанием запечатлeвает Свои уста: стоит неподвижно: стоит со страхом. Взор Свой не тeлесный токмо, но и душевный обращает на единаго Царя царствующих, и Бога духов и всякия плоти. Радуется Он внутренно со Пророком, но с трепетом (Псал. 2, ст. 11). Таковым образом Боголюбезнeйший Монарх наш всю честь освящения сего достойно может присвоить Себe. Мы совершили служение по долгу своему. Но Он его освятил силою вeры Своея, которая никаким мeстом не ограничивается.

     Чада церкве Христовой! благороднeйшие Россияне! пролием мы усерднeйшия моления, пред сею новосвященною трапезою, пролием моления, о Благочестивeйшем и Державнeйшем нашем Государe Императорe ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ: да Вышний вселенныя Обладатель, благословит Его царство, да утвердит Его во благочестии, всeм нам под Его державою да дарует мир и тишину: воинство же Его да будет всегда предводительствуемо военачальником небесных сил Михаилом, коего славным именем сей храм ознаменован. Аминь.

 

 



Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.