Слово на день Святителя Алексия

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ

Празднуя память Святителя Алексия, чeм болeе и лучше можем почтить мы день сей, как не превознося похвалами Святую жизнь его? Но на что ему наши похвалы? Оглашаемый нынe ликом Ангельскаго пeния; паче же вознесенный до Престола Божияго, и созерцая Его лицем к лицу; что для него будут похвалы наши? Конечно он в зерцалe всевeдения Божия, видит наше к нему усердие, и слышит наши пeния; но капля может ли умножить Окиан? И наши похвалы могут ли хотя мало умножить блаженство его? Так и не вотще ли все сие творим мы? Нeт; не вотще. Выводит нас из затруднения сего Слово Божие. Оно говорит: похваляему Праведнику, возвеселятся людие (Притч. гл. 29, ст. 2).

     Ежели похвалы Праведника нам доставляют веселие; то весьма не вотще Праведника восхвалять будем мы. Ему похвала; а нам веселие. Празднование его памяти нам доставит память безсмертную. Воспоминание о его подвигах, наш дух укрeпляет. Изчисляемыя его добродeтели нас к тому же располагают. Проповeдуемое его терпeние нас подкрeпляет, а смирение возвышает. Воспeваемая блаженная кончина его, для нас смерть обезоруживает. Изчисление его почестей и наград, нас к тому же стремиться одушевляет. И так из наших похвал ему пользы нeт; но есть польза наша. Его блаженство тeм не умножится; но наше умножается. Похваляему Праведнику, возвеселятся людие.

     Но какое веселие могут принесть нам похвалы Праведника? Ежели по мнeнию мира сего разсуждать, то совершаемая торжественно память какого либо великаго Мужа, коли нам доставит веселие, то должна заставить нас великолeпными украсить себя одеждами, учредить изобильный пир, разными яствиями насытить себя, сладкими напитками чувствы и воображение разгорячить и развеселить, составить пeния и лики; и ни едино из чувств не оставить, чтоб не усладить его до сытости свойственною ему жертвою.

Ежели же бы при торжественной какой либо памяти всего сего не было, то какое же бы было и веселие? Но похваляему Праведнику таковаго веселия конечно быть не может: а все должно открыться противное тому. Ибо, когда будем мы похвалять Праведника, что в истинную похвалу его вмeщать будем? Будем изчислять, что он был воздержен в пищи и питии; до того, что даже истощавал и умерщвлял плоть свою: что был чист и цeломудр, и предметом его любви на земли ничего не было, кромe Бога: что он не только не был богат и стяжателен; но и послeднее, что имeл, разточал на бeдных и нищих: что он во всегдашних был трудах и бeдствиях; и в том только поставлял свое удовольствие, что умeл все то терпeливо и великодушно переносить: что за свои великие подвиги не только от человeк не имeл справедливой награды и похвалы, но еще болeе за то от них презираем и осмeиван был: что не только не грeмел какою либо в свeтe сем славою; но скитался в горах и в вертепах и в пропастях земных, и был яко изверг мира.

Изчисление таковых похвал, какое может доставить веселие? Развe одну скуку и уныние. Ибо похваляя воздержание, цeломудрие, нищету, терпeние, нужное и бeдственное житие; конечно тeм самим мы сами себя обязовали бы всему тому подражать во всякое время; а кольми паче в тот день, в который бы таковыя похвалы торжественно провозглашали. Ибо иначе похвалы наши были бы лицемeрныя; и мы Праведника устами похваляя; но мысленно в себe заключали бы, что дeяния его таковых похвал не заслуживают. Ежели же истинно мы Праведника похвалять будем, и чувствуем желание сердечное похваляемым нами его дeлам подражать: то уже никак не возпослeдует то веселие, в чем веселие мир поставляет. Так какое же веселие нам обeщает Слово Божие, когда говорит: похваляему Праведнику, возвеселятся людие? Ибо и обeщание таковое, яко от Бога, должно быть неложное.

     Обeщаемое словом Божиим веселие, есть веселие душù; а не тeла: есть веселие духа; а не чувств: есть веселие внутреннее; а не наружное; изъяснять, в чем состоит сие веселие, есть не без трудности. Ибо оно заключается в чувствии сердечном: а чувствие сердечное сколько ни объяснять, но ежели кто его в себe не ощущает, всякое о нем объяснение будет неудобопонятно.

В таковом затруднении облегчу я себя, когда все то предоставлю внутреннему чувствию совeсти вашея. Вы имeя сей на сердцe начертанный от Бога закон, закон еще болeе, объясненный и утвержденный Евангелием, можете понимать, что есть радость и веселие духа.

Конечно случалось вам когда нибудь чувствовать тe благодатныя минуты, когда вы страстям своим воспротивились, и одержали над ними побeду. Возбуждал тебя враг на гнeв; ты великодушием и себя от гнeва удержал, и его посрамил. Возжигала тебя похоть, чтоб или цeломудрия лишить; или и супружеское ложе нарушить: но ты, яко Иосифь, сей пламень погасил, и бeгством побeду одержал. Влекли тебя развратные люди на совeт нечестивых: но ты на пути грeшных не стал и на сeдалищe губителей не сeл. Сильно искушала тебя страсть сребролюбия: но ты сему идолу покланяться отрекся; и не только праведным своим имeнием доволен был; но и оное на благопристойное дома содержание; а остаток на снабдeние бeдных истощал. Нагло восхищаем ты был рвением честолюбия и славолюбия: но ты наружную сея славы пышность всегда презирал; а поставлял оную в рачительном должности своея прохождении и в благодeтельствe другим. Бывал ты подвержен неповинно различным несчастиям и гонениям; но оныя великодушно переносил; и когда мог гонителям мстить, но охотно прощал. –

     Всe ли таковые случаи кто на себe искусил, или хотя нeкоторые, и страстям своим не попустил себя преодолeть, но славно над ними одержал верьх; не чувствовал ли он удовольствия внутренняго, чистаго, непорочнаго; не радовался ли душею, не веселился ли духом, не торжествовал ли пред Богом, не пeл ли со Пророком: Благословен Господь научаяй руцe мои на ополчение и персты моя на брань: пою и воспою Господеви: сeть сокрушися, и мы избавлени быхом (Псал. 143, ст. 1). Помощь наша от Господа, сотворшаго небо и землю (Псал. 120, ст. 2). Таковая радость есть радость душù, а не тeла: есть веселие духа; а не чувств: есть удовольствие внутреннее; а не наружное. О сем-то веселии говорит Слово Господне: похваляему Праведнику, возвеселятся людие.

     Но почему похвала Праведника таковое веселие производит? По тому, что когда восхвалять будут Праведника: то, ежели ты добродeтелен и непорочен, похвалы Праведника можешь свободно присвоить себe, и чувствуешь, что как бы ты сам в лицe его похваляем был: а ежели не исправен; однако не ожесточен, то слышишь правила и наставления, как и тебe свои страсти преодолeвать, и также похвалы заслужить.

     Но при сем скажу и то, что похваляему Праведнику, не всe возвеселятся людие: но которые, или сами Праведники, или и грeшники; но грeшники кающиеся; слeдовательно Праведными быть желающие. А развращенные и нераскаянные, похваляему Праведнику, веселиться не будут. Они не только не станут похвалять Праведника; но и от других похвал их слышать не хотят: ибо похвала добродeтельной Праведнаго жизни есть обличение их жизни развратной. Узрит грeшный Праведнаго; и поскрежещет на него зубы своими (Псал. 36, ст. 12).

А по тому не терпя таковых похвал, яко его обличающих, и уязвляющих, и самыя добродeтели Праведнаго будет толковать в худую сторону. Смирение почтет низкостию духа: воздержание грубостию: великодушие упрямством: терпeние подлостию: уединенную тишину дикостию; благочестие суевeрством; моление пустосвятством; отношение всего к будущему мечтанием; ревность сумазбродством. И таковые злые толки будет творить противу совeсти; то есть, не для того, чтоб он внутренно не признавал добродeтели цeны и достоинства: но по злобe, и по зависти; и чтоб сколько нибудь свою срамоту прикрыть: ибо не имeя сам никаких похвальных дeл, ощущает, что всe добрые люди, его или осуждают, или презирают, или паче о нем сожалeют.

     Таковаго несчастливаго свойства люди, конечно, похваляему Праведнику, не возвеселятся. Но уменшат ли тeм они Праведнаго похвалу? Никак: в память вeчную будет Праведник; от слуха зла не убоится (Псал. 111, ст. 7). Сила добродeтели столь есть велика, что из самых вражеских хулений приобрeтает себe славу. Ибо видя избранные Божии, что добродeтель, сколь ни толкуется превратно, но по своим слeдствиям, по своим плодам, по своему концу оказывается она чистою, полезною, Богоугодною; видя сие избранные Божии, тeм болeе Праведника возлюбят; тeм болeе добродeтель облобызают.

Но и сие от злобы гонение добродeтель терпит только в жизни сей; а по смерти уже и злоба умолчит; и посрамится; и посрамившись, или и сама начнет почитать добродeтель; или, ежели до конца ожесточится, то даст случай Праведнику в торжествe небесном Пророческое слово себe присвоить: возвеселится Праведник, егда увидит отмщение, умыет руки свои в крови грeшника, и речет: аще есть плод Праведнику; убо есть Бог судяй им на земли (Псал. 57, ст. 11, 12).

     Но празднуемый Праведник нами, Святитель Божий Алексий, столь превознесеннаго сподобился жребия, что не дерзает уже никакая страсть, никакий язык опорочивать его похвал; а паче всe похваляют; ибо похваляет его вся церковь Божия: и мы слыша его похвалы, токмо что веселимся, и в нем прославляем Прославльшаго его. Аминь.

Говорено в Чудовe 1797 года Февраля 12 дня.

 



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.