Слово на Новый 1796 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1796 ГОД

Празднуем мы Новый год. Но по чему же он есть Новый? Всe твари, в числe коих и мы, чeм болeе течение свое продолжают: тeм болeе старeют, и ближе к своему концу приходят.

     Ибо когда всe твари суть тлeнны: то надлежит им имeть свой конец, который тогда наступает; когда тлeние течением продолжаемое и умножаемое достигнет своего предeла.

А по сему мы в Новый сей год, не льзя сказать, чтобы обновилися; а паче всe ближе к старости: слeдовательно, ближе к своему концу стали. Да и всeх вообще тварей есть тот же жребий.

     Так есть ли довольная причина, чтоб мы радостно торжествовали день сей? Конечно и день прешед должен всяк благодарить Господа: кольми паче благополучно совершив нeсколько лeт. Ибо продолжение лeт есть несумнительным доказательством Его к нам милосердия: не для того, аки бы долголeтная жизнь сама по себe составляла для нас какое несчастие: ибо сeдина есть мудрость человeком, и возраст старости есть житие нескверное (Прем. гл. 4, ст. 9): но для того, что Он по долготерпeнию Своему не подверг еще нас за грeхи наши истязанию суда Своего: но продолжая время, дает случай и способ, да покаемся и да спасемся. Почему и сей Новый год одолжаемся мы праздновать, принося Вышнему благодарственныя жертвы, моля Его всeм сердцем, да продолжая время, продолжит к нам Свою благость, приводя нас в чувствие и исправление, и даровал бы нам кончину мирну, безболeзненну и непостыдну.

     Однако со всeм тeм желается, и зeло желается, дабы нам сподобиться праздновать таковый Новый год, которой бы нас совершенно обновил и по тeлу и по душe. Сей-то год уже прямо был бы для нас новый.

Я о сем когда размышляю, всегда приходит мнe на мысль оное Павлово слово: Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Яко и сама тварь свободится от работы изтлeния в свободу славы чад Божиих (Рим. гл. 8, ст. 19, 21).

     Когда я о сих Апостольских словах разсуждаю, удивляюся и глубинe премудрости Павловой, и дивному устроению церкви Христовой, и величеству Таин, коими преисполнено Евангелие; и блаженству Христиан, яко безвeстная и тайная премудрости своея явити им благоволил Бог.

Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Яко и сама тварь свободится от работы изтлeния в свободу славы чад Божиих.

Сии словà Апостольския могут почесться гаданием; по темнотe ли своей или паче по высотe мыслей, кои не могут быть понятны, развe мужу Богом просвeщенному.

     Царица Савская пришла искусить мудрость Соломонову, и предложила ему разныя гадания к рeшению. Будьте вы мнe Соломоны. Разрeшите гадание оных Апостольских слов. Никто да не извиняется, аки бы он тому был не научен. Ибо о Христианах есть обeщание Божие, яко всe они будут научены Богом (Исаии гл. 54, ст. 13): и Бог тайны Свои утаевает от премудрых и разумных; а открывает та младенцем. Вы будите младенцы о Христe, и чистым младенческим сердцем Бога ýзрите; а в Нем, яко в зерцалe, и всe тайны и истины сокровенныя откроются.

     Уповая убо на вeру вашу, приступлю к объяснению помянутых Апостольских слов: Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. По сим словам вся тварь чего-то нетерпeливо ожидает.

Но чего ожидает, скажи нам, Павле! откровения сынов Божиих. Но что значит сие откровение? Развe дeти Божии нынe здeсь сокрыты? Поистиннe так. Мир их совсeм не узнаéт: а ежели узнаéт, то почитает их за нeкоторых несчастливцов и извергов; и по тому гнушается ими, а иногда и гонит их. Начальник сынов Божиих, Единородный Божий Сын, егда прииде в мир, но мир Его не позна: во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. гл. 1, ст. 10, 11). Ту же участь Он предсказал и всeм тeм, кои пойдут по слeдам Его. Аще от мира вы были бы; мир убо свое любил бы: но как вы нeсте от мира, но Аз избрах вы: сего ради ненавидит вас мир (Иоан. гл. 15, ст. 19): берегитеся от человeк: возложат бо на вы руки своя и изженут: предающе на сонмища и темницы, ведомы к Царем и Владыкам имене Моего ради (Лук. гл. 21, ст. 12). То же, испытав на себe самом, Павел утверждает: вси хотящии благочестиво жити о Христe, гонимы будут (2 Тим. гл. 3, ст. 12).

     По сим явным свидeтельствам, самыми опытами чрез толико вeков утвержденным, не видимо ли, что дeти Божии здeсь сокрыты на земли? Мир их не узнаéт: а ежели узнаéт, то извлекает их из сокрытия только для того, чтоб их подвергнуть мучению, презрeнию и осмeянию. А по тому и в сем случаe их не узнаéт: ибо не видит в них онаго великаго достоинства, яко они суть чада Божия.

     Почему же мир их не узнаéт, и так худо с ними поступает, сие требует особаго разсуждения: а теперь довольно к рeшению того сказать одни Христовы словà: всяк творяй злая, ненавидит свeта, и не приходит к свeту, да не обличатся дeла его, яко злая суть (Иоан. гл. 3, ст. 20).

     Ежели мир не узнаéт здeсь дeтей Божиих; да еще и гонит их: уже ли они и навсегда должны быть сокрыты? Но гдe будет правосудие Божие? Гдe Его благость? Гдe та любовь, которою Он объемлет чад Своих, и хранит их яко зeницу ока? Ежели Он дождит на злые, и солнце Свое возсиявает на неправедные (Матф. гл. 5, ст. 45); то колико паче благодeтельствует Он избранным Своим. Они Его дражайшее стяжание: веселится Дух Его взирая на них. Готовит им вся благая, и истощает на них всю щедроту Свою. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже сокрыл еси боящимся Тебе! (Псал. 30, ст. 20).

Попускает Он в сей жизни им искушенным быть, дабы болeе их привязать к Себe вeрою и упованием, дабы болeе их очистить, дабы болeе их добродeтель и мужество прославить, дабы болeе возложить на них вeнцев небесных, и успокоить их вeчно в нeдрах Своих.

     Сих чад Божиих, таковым образом на земли искушаемых, наконец прекращается сия временная жизнь: и они входят в блаженную вeчность, и получают от Бога, по Апостольскому слову, свободу и славу. Свободу: ибо они уже болeе работать не могут, ни своим страстям, ни чужим, и от всякаго ига отягощающаго совeсть их, и ко грeху искушающаго изъяты, и единственно просвeщенному разуму и волe своей слeдуют, или паче исполняют едину волю Божию; ибо Бог будет всяческая во всeх. Славу: ибо вся слава мира сего, как бы велика ни была, противу их славы будет только дым, тeнь и ничто.

Но сколько они, достигнув такова состояния, ни блаженны: однако тварь, по вышепомянутому Апостольскому слову, все еще ждет откровения чад Божиих. Мир сей славы их не видит, да едва ли тому и вeрит. Ибо в очах безумнаго мира, по словам Писания, как житие их почитается неистово; так и кончина их безчестна (Прем. гл. 5, ст. 4). А по сему тварь не видит еще откровения сынов Божиих: не видя же принуждается работать страстям развратных человeков, и в надеждe своей терпит искушение.

Когда же сие сынов Божиих откровение будет, что уже их славу и весь мир узрит? Нeсть наше испытывати времена и лeта: яже положи Отец во Своей власти (Дeян. гл. 1, ст. 7). Однако и вeра, и слово неложное, и обeтования Божия, и правосудие Его, несумнительно нас увeряют, что будет тот день, в который откроется пред всeм свeтом вся слава сынов Божиих. Ибо не напрасно вся тварь ожидает славнаго их откровения. Тогда праведницы просвeтятся, яко солнце (Матф. гл. 13, ст. 43); а путь нечестивых погибнет (Псал. 1, ст. 6); и земля совершенно очистится от всeх пороков, соблазнов и беззаконий: ибо Ангелы соберут их, яко плевелы, и ввергнут в пещь огненную.

Изъяснив по силe нашей, что есть откровение сынов Божиих, не оставим хотя кратко посмотрeть и на то, какая причина побуждает и всю прочую тварь ожидать сего чад Божиих откровения. Прочая тварь суть небо, земля, воздух, вода и все, что в них заключается. Но какая связь сих всeх неодушевленных тварей с сынами Божиими, а паче с откровением их? Апостол объясняет сие: для того, говорит, яко и сама тварь свободится от работы изтлeния в свободу славы чад Божиих: то есть, что когда откроется славная свобода чад Божиих, тогда, де, и вся тварь вкупe с ними возвратит свою прежнюю свободу, и престанет подвержена быть работe и тлeнию.

Но что есть тварей свобода? Свобода тварей есть, когда они точно на то употребляются, на что от Бога устроены. А что есть работа тварей? Работа тварей, когда они обращаются на то, что есть несходно с намeрением Создателевым. Что есть тлeние тварей? Тлeние тварей есть, когда онe противу намeрения Создателева служа, не чувствуют никакой пользы, кромe вреда, ни для себя, ни для тeх, кои их употребляют.

Да развe твари не на то употребляются, на что онe от Бога устроены? Конечно всяк то признáет, ежели хотя мало вникнет в дeла и поступки человeческия. Земля напоевается проливаемою неповинною кровию и человeков, и животных. Воздух осквернялся курениями идоложертвенными, и нынe ежедневно оскверняется богохулениями, срамословиями, клеветами и руганиями. Вода насильствуется или скверны порочныя омывать, или обращается на потопление других по славолюбию. Огнь на истребление человeческаго рода. Небо дождит на злых, солнце сияет на неправедных: и самый его чистый свeт понуждается содeйствовать разнаго рода злодeяниям: желeзо употребляется на заклание невиннаго, вино на пиянство. Сребро на роскошь. Красота обращается на прелесть и нечистоту: язык на лжи, клеветы, хуления и ласкательства: Самая мудрость на сплетение хитростей и развратов. Все сие долгоб было исчислять: и оно требует особаго разсуждения. А только видeть можем, сколько истинно есть Апостольское слово, что вся тварь подвержена насилию, рабству и тлeнию. И по тому-то она под сим злаго невольничества игом нынe воздыхает, и воздыхая чает; а чая ободряется, что и сама освободится от работы изтлeния, егда откроется свобода и слава чад Божиих. Ибо когда праведницы откроются в славe; а от грeшников всeх и беззаконников очистится земля: тогда и вся тварь свою природную возвратит свободу, и перестанет болeе на зло употребляема быть страстями и беззакониями человeческими.

     И в сей-то силe мы, с Апостолом Петром, новаго небесе и новыя земли по обeтованию чаем, в них же правда живет (2 Петр. гл. 3, ст. 13). Тогда-то будет прямо Новый год; Новый год не для праведников токмо, но и для всей твари: тогда-то все обновится силою Того, иже всегда есть и лeта Его не оскудeют. Сего Новаго года, благостию Божиею, достигнуть, и на небеси оный восторжествовать, как себe, так и вам всeм искренно желаю. Аминь.

       Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года.

 



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.