На день Рождества Христова

CЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Возбужден и аз оным Ангельским пением, проповедующим, на земли мир. Сие пение первые удостоились слышать пастыри, но пастыри те, кои бдели о стаде своем. Почему я справедливым страхом объят был, дабы не лишиться сего благодатнаго мира, ежелиб в сей, миром небесным благословенный день, был разлучен с вами, о возлюбленная и священная паство!

Мир пастырю; но бдящему о стаде своем: мир и пастве, но жезлом пастыреначальника Христа управляемой. Сколько пастыри обрадованы оным Ангельским пением: столько я услаждаюся, взирая на ваши любезныя лица, ибо на них ясно усматриваю благочестие, внутренняго вашего мира и плод и знамение.

Был я с вами на время в разлучении; но непрестанно воображал те духовныя собрания, которыя мы вкупе совершали в священных храмах града сего пред лицем Господним. Воображал не только ваше благоговение и ревность к слышанию слова Божия; но паче то, как вы таковым расположением хладный дух мой разогревали, возжигали к ревности, и возносяся сами к небесам, и меня на своих благочестия крылах подымали.

Все сие воображая, и желая по Апостолу, лично утешитися вашею верою (Рим. гл. 1, ст. 12), поспешил наконец угасить духовную жажду свою сладостию зрения вашего.

Да и не без намерения избрал я день сей. Ибо как он благовествует на земли мир; то, ежели я в чем пред вами и погрешил, уповаю получить мир от вас; хотя не по тому, чтоб я заслужил то; но по крайней мере по уважению к той великой Особе, который днесь на земли явился, дабы благовествуя мир, вся соединить, и разстоящая совокупить, и разделенная согласить, и разсеянная собрать.

Но как искренние други, когда один с другим по долгом разлучении свидятся, только что взаимныя являют удовольствия и радости знаки, впрочем затрудняясь, какой разговор и каким образом начать. Так и я имел бы затруднение, какую днесь пристойнее предложить вам беседу, котораяб вашего чаяния была достойна. Но се и явившийся во плоти Господь принес к нам на землю мир; и Ангелы мир возвещают, и Пастыри миром обрадованы, и стадо тем же успокоилось; и мы тогож благодатнаго мира действием совокупляемся во едино! Так разсмотрим же сие безценное сокровище.

Что вожделеннее, что сладостнее, паче мира? Приятен мир и человеческий; но что же можем мы сказать о мире Божием, который по Павлову слову, превосходит всяк ум (Филип. гл. 4, ст. 7), то есть, выше всякаго понятия? Конечно вожделенен и мир человеческий, и к благосостоянию жизни сея необходимо нужен. Се коль добро, и коль красно, но еже жити братии вкупе! (Псал. 132, ст. 1). Мир, когда родители веселятся благонравием чад своих: а дети изъявляют им свою благодарность искреннею любовию и повиновением. Мир, когда мужи и жены взаимною любовию и верностию сопряжены, и из своей благословенной семьи составляют домашнюю святую церковь. Мир, когда подчиненные с усердием повинуются своим начальникам: а начальники право господства великодушно переменяют на право родительское. Мир, когда сограждане, не только враждами и обидами друг на друга не возстают; но паче всякому в недостатках и нуждах по возможности охотно вспомоществуют. Таковый мир не есть ли желателен и любезен?

Малыя семьи, между собою согласныя, суть благополучны: когда оне составят собою великую семью общества, будет и оно согласно и блаженно. Когда каждый тела член есть здрав: тогда и все тело будет здраво. Каковый же от несогласия и раздоров происходит вред и разстройство и пагуба, я не имею нужды изъяснять. Ибо поняв плод и пользу мира; само собой видно, колико пагубно есть нарушение онаго.

Мы ныне празднуем день Господень. В оный благовествован нам мир хотя на земли; однако не земный, но небесный; не человеческий, но Божий. Да разве прежде помянутый нами мир не есть Божий? Конечно и он Божий есть: ибо есть от Бога; и Богу угоден. Но по тому называется человеческим: понеже мы чрез него с человеками приходим в согласие, любовь и соединение. А мир Божий есть тот, действием коего мы примиряемся с Богом; а Бог примиряется с нами.

Вам, думаю, понятны оныя важныя Павла великаго слова: молим по Христе, примиритеся с Богом (2 Кор. гл. 5, ст. 20). А на другом месте в восторге радости говорит: и мы врази бывше, примирихомся Богу (Рим. гл. 5, ст. 10). Сей-то мир Ангели благовествовали на земли.

Но человеку или непросвещенному, или по совести порочной высокомудрствующему, затруднительно покажется, чтоб мы были во вражде с Богом, и аки бы должен или Он с нами мириться, или мы с Богом. Но чтож? разве Слово Божие всуе о том говорит? И Духа Божия исполненные мужи в сем погрешили; а мы одни умудрилися? Конечно не льзя быть во вражде с Богом, в том смысле, аки бы мы могли так противу Его возстать, чтоб или правосудие Его ослабить, или силу уменьшить, или державу Его с себя свергнуть, и помыслить, аки бы мы ни от кого не зависящи. Нет! Слыши смертный! что вопиет Господь: день Господа Саваофа на всякаго досадителя, и горделиваго, и на всякаго высокаго, и величаваго, и смирятся, и на всякий кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок, и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский, и на всякое видение доброты кораблей: и смирится всякий человек, и падет высота человеча, и вознесется Господь един в день оный (Исаии гл. 2, ст. 12–17). Се каковы глаголы Господа Вседержителя! Так возможно ли, чтоб слабый смертный мог противу Его враждовать?

Почитается же человек тогда во варжде с Богом, когда его душа порочна и совесть зазорна. Совесть твоя когда тебя зазирает, есть ли сие действие твое, или совести твоей? Никак! Сей глас есть Бога милосердаго, который стыдит тебя, что ты лучше избираешь подвергнуть себя Его суду, нежели наслаждаться Его благостию: который видя тебя в таковом страдании, и Сам аки страждет, что твои пороки и грехи не дают Ему в твоей душе места. Он радуется, когда милует: но отягощается, когда понуждается извлещи мечь правосудия. Се твоя вражда с Богом: ибо она нагло прерывает священный с Ним союз твой.

Довольноб было Его снисхождения, ежелиб мы Его искали; а Он бы соблаговолил с нами примириться. Но Он сам ищет нас; и почитает, что аки Его блаженство умножится: ежели нас с собою примирит и спасет. Приидите, говорит, приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии; и аз упокою вы (Матф. гл. 11, ст 28).

Страшна таковая вражда человека с Богом: мучительно таковое совести терзание: мучительно не только само по себе; но паче, что совесть в таковом случае представляет себе суд, на коем оправдать себя не находит никакого способа. Пусть бы она сей страх в себе заглушила, и спокойно своевольствовала: но чтож в том пользы? Чрез сие она в конец развратится; но тем не меньше будет суд, и будет он праведный.

Для таковыя-то зазирающия себя и мятущияся совести потребен мир: да и мир не человеческий, но мир Божий. Ибо един Бог совесть человеческую успокоить может. Сей-то мир благовествовали днесь Ангелы. Да тоже проповедует везде и Апостол: Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино, и пришед благовести мир вам дальним и ближним (Ефес. гл. 2, ст. 14). Вы неоднократно слышали в священных книгах, что поминается Новый Завет: то есть договор примирения нашего с Богом. Сей примирения завет основан на оной великой Жертве, принесенной на кресте, которая сильна была безконечною важностию своею примирить нас с Богом, и по тому Примиритель наш, подая нам чашу примирения, глаголет: сия есть кровь моя новаго завета (Матф. гл. 26, ст. 28). Буди убо сей день во веки благословен, который нам открыл мир в лице Господа нашего Иисуса Христа!

Но смею вас вопросить, понимаете ли вы мир сей? Ибо может сказать кто нибудь, что Апостол мир сей называет превосходящим всяк ум, то есть, выше всякаго понятия. Так по истинне! Мир сей понять не можно: однако его чувствовать можно. И сие чувствие есть столь тонко и превосходно, что человеческий язык истолковать его не силен. Да и на что его толковать? Сим миром успокоенная душа умеет только беседовать с Богом; да и беседу Божию с собою разумеет, и ею в тайне сердца своего услаждается. Ктож бы не пожелал таковым миром осчастливен быть?

Но наконец хочу вам заметить, что не без причины Ангелы сказали, мир на земли: ибо и на сей земле для благосостояния общественнаго, для блаженства рода человеческаго, сей мир Божий есть необходимо нужен. Он есть начало и источник всякаго мира на земли. Не будет ни любви, ни согласия, ни соединения, ни у кого, ни с кем, никогда: ежели совесть каждаго не будет с Богом примиренна и им успокоена. А удостоившись получить мир сей в душу свою, будем мы блаженны на земли; паче же блаженны будем на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

За приключившеюся уха жестокою болезнию, не мог ни служить, ни сего слова сказать, 1794 года. Но в следующий 1795 год, говорено в Тройцкой Лавре.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.