На день Крещения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Кому же праздновать сей крещения Господня день, как не нам, святым крещением просвещенным? Сей день есть память нашего рождения духовнаго. Ежели празднуем мы тот день, в который родилися плотию, и стали сынами человеческими: не паче ли должны мы праздновать сей день, когда родилися духом, и стали сынами Божиими?

Но то горе, что мы привыкли о всем судить по чувствам, а вышшая духовная мысль нам не понятна. Разумеем мы удобно, что есть человеку родиться плотию; как он оживляется, как ростет, как в совершенную силу приходит; и как потóм умирает. Но или не разумеем, или разумеем, но весьма темно, что есть человеку родиться духом, как он духом Божиим оживляется, как возрастает добродетелию, как приходит в совершенство святыни, и как напоследок пременяет жизнь сию на другую вечную жизнь, или щастливую, или нещастливую. Ежелиб мы все сие ясно понимали, и основательно разумели: Христианские праздники праздновали бы мы с большим благоговением, и с большею пользою и радостию.

Нам кажется, что человек всегда, с начала мира, есть одинаков: каков он создан; таков и ныне есть. Какие в нем были и бывают перемены, нам кажется, что они всегда так должны быть по природе; что мы с тем и на то от Творца созданы, и что тому быть иначе не льзя. Таковое-то заблуждение причиною есть, что мы мало печемся о добродетели, и о достижении к совершенству; а слепо следуем склонностям природы; да и думаем, что идем по тому пути, по коему надлежит.

Но не все ли, на что мы ни посмотрим, что ни услышим, о чем ни подумаем, не все ли представляет нам противное тому? Вопервых послушаем, что слово Божие о человеке вообще говорит: призре Господь с небесе видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога (Псал. 13, ст. 2). И чтож он с неба на земли усмотрел? Вси уклонишася, вкупе не потребни быша: несть творяй благое, несть даже до единаго (ст. 3). И на другом месте тоже, но еще сильнее утверждает: весь мир во зле лежит (1 Иоан. гл. 5, ст. 19); то есть, во зле утопает. И Пророк с жалостию духа вопиет: спаси мя, Господи! яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих (Псал. 11, ст. 2). Да и самый опыт всегдашний и повседневный не тоже ли самое нам очевидно доказывает? Оставя прочие пороки и беззакония, яко то обманы, лицемерия, грабежи, вражды, насилия, убийства, всякий безместный род нечистоты, и прочие, чего род человеческий всегда преисполнен был и есть; оставя сие, ежели взять только в размышление одни войны и брани, кои исконú начались, и до сего дни продолжаются, брани междуусобныя, и со иноплеменными, однако с подобными себе человеки; ежели о сем едином помыслить, должно пораженно быть чувствительное сердце, или сожалением, или отвращением. Между какими животными, между какими тварями, найдем мы или таковое разстройство, или таковое зло?

Как низко о человеке ни разсуждать, никак не льзя сказать, чтоб он создан был хуже всех животных, и хуже всех тварей. Но и благость Божия, сей источник всякаго блага, могла ли что нибудь произвесть развратное и злое? Глагол Божий о всякой последней твари свидетельствует, яко виде Бог, что ни сотворил, и се добра зело (Быт. гл. 1, ст. 31). А о человеке с великим еще преимуществом утверждает; что он создан по образу самаго Бога, и по подобию Его. Но как с сим пресветлым образом Божиим, как с сим святейшим подобием согласить помянутые человеческие пороки и беззакония?

Так оставаться ли нам в сем бедственном и нещастливом состоянии? Ежелиб мы сами по себе столь ослепленны были, что уже бы и нещастия своего не понимали; а по тому бы и лучшаго не желали; но благость Божия безконечная того стерпеть не может. Еда забудет мати отроча, еже не помиловати исчадия чрева своего? Но аще и мати забудет отроча; но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Исаии гл. 49, ст. 15).

Сие утверждая Бог, да еще и с клятвою: клятся Господь, и не раскается (Псал. 109, ст. 4), обязывает сам себя изобрести способ к нашему перерождению и спасению? Когда по первому рождению мы развратилися: набодно нас переродить вновь; но на сие великое деяние в природе способа нет. Изобретение таковаго образа зависит от единой премудрости безконечной. И се уже он Евангелием и открывает нам! Остается только нам сие спасительное премудрости Божия таинство и принимать с усердною верою, и хранить в чистоте совести.

Не слышали ли вы, что в нынешний день ясно восклицал Апостол: явися благодать и человеколюбие Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы: но по своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим. Сказано: банею пакибытия (Тит. гл. 3, ст. 4, 5, 6): так по сему мы переродились: так по сему мы новое бытие получили: так по сему мы совсем иными стали; или паче не иными, но приведены в то совершенство, в каковом создан был первый человек, неповинности и непорочности, по образу Божию и по подобию.

Каких бы усилий должны мы пощадеть, чтоб достигнуть нам толикаго блаженства? Так пренебрежем ли оное, когда уже благость Божия сама нам его представляет? явлен бых, говорит Господь, не ищущим мене (Исаии гл. 65, ст. 1). Кольми паче, когда уже мы сея благости сподобились, и банею пакибытия, то есть, Святым Крещением, уже и отрождены и обновлены.

Непросвещенные духом Божиим могут на сие сказать: что и Христиан житие есть таковож, как и прочих крещением непросвещенных. Так где же сия много-хвалимая крещения сила? Ах, Христиане! не соблажняйтесь таковыми возражениями, и не теряйте дарованнаго вам от Бога великаго преимущества. Всяк рожденный от Бога, греха не творит (1 Иоан. гл. 3, ст. 9), утверждает Апостол. Греха не творит: ибо греху противится. Не творит: ибо всеприлежно остерегает совесть свою: не творит; ибо тотчас по падении раскаевается. Не творит: ибо покаянием благодать к себе привлекает. Не творит: ибо благодать его кающагося прощает и очищает. Не творит: ибо говорит: вся препобеждаю за Возлюбившаго ны (Рим. гл. 8, ст. 37).

Но где таковые Христиане? вопросит кто. На сие скажу, что и Пророк Илия, видя всех развращение, подумал было, яко человек, что кроме его, Богу верно служащих, никого не осталося. Но глас Божий обличительно ему возгласил: не ведаеши ты, Илия, яко есть еще, мне единому известных, седмь тысящь человек, иже не преклониша колена своего пред Ваалом. Суть убо между Христианами избранные Божие: весть Господь сущих своих (2 Тим. гл. 2, ст. 19).

И в сем храме, в сей Богом собранной церкви суть, иже запечатленны именем Бога живаго, которые печать крещения хранят цело, и таинство сие соблюдают в чистоте совести. Сии-то суть те, кои отрождены банею пакибытия; и как они во Христа крестилися, то и облеклися во Христа; и сей день празднуют они с радостию, сокровенною в Боге.

А для нас служит день сей к наставлению, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть; да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею: тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. гл. 6, ст. 3, 4). Аминь.

Говорено в Успенском Соборе в Москве, 1794 года, Генваря 6 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.