На день Преображения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Храм сей посвящен святейшему имяни преобразившагося Господа: а сущий под ним храм посвящен тому же Господу, воскресившему Лазаря из мертвых. Один храм к другому имеет близкое отношение. Ибо между Воскресением и Преображением есть союз таинственный. Не говорю я о Воскресении и Преображении Христовом: но о воскресении и преображении нашем. Ибо Христос и воскрес для нашего воскресения, и преобразился для преображения нашего. Христос воста от мертвых, говорит Апостол, начаток умерших бысть (1 Кор. гл. 15, ст. 20). То есть, воскресши, положил Он основание и для всех нас умирающих, чтоб подобно Ему воскресать. А о преображении нашем той же Апостол утверждает, что мы в той же, с Господем, образ преобразуемся от славы в славу (2 Кор. гл. 3, ст. 18). Да и резон тому дает, говоря: якó в перстный, таковы и перстные: и якó в небесный, таковы и небесные: и яко же облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. гл. 15, ст. 48), то есть: от Адама земнаго, и мы произошли земными: а от Христа, Адама небеснаго, и мы произошли небесными. И как от Адама согрешившаго, приняли мы образ грешников: так от Христа, Адама святаго и прославленнаго, приняли мы образ святый и славный.

Выходя из нижняго сего храма, восходим на сей верхний. Так выходя из гроба воскресением, восходим мы во храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоимся воскресения.

Входя в нижний храм, должен ты привести на память свое воскресение. Представь себя тогда быть Лазарем, по рукам и ногам связанным и во гробе лежащим: сие тебя может возмутить и устрашить. Но тотчас ободри себя, веруя, что ты, яко Лазарь, гласом Христовым воскреснуть имеешь.

Но как и сие еще прямо ко ободрению твоему служить не может: ибо есть Воскресение живота; есть же Воскресение и суда (Иоан. гл. 5, ст. 29). В сем случае взойди в сей храм, и приими ободрение и утешение. Вообразив Преображение Господне, уверь себя, яко и ты по воскресении преобразишися в славу. В Преображении Господнем, пишет Евангелист, просветися лице Его яко солнце (Матф. гл. 17, ст. 2). Но и о воскресших праведниках то же Евангелие утверждает, что возсияют они, яко солнце, во царствии Отца небеснаго (гл. 13, ст. 43). Сие приняв утешение, обходя храмы сии, поклонись воскресшему и нас воскрешающему Господу: и возблагослови имя преобразившагося Царя славы, и нас преобразить имеющаго.

По сему-то благочестивому разсуждению и погребаются здесь успшие о Господе братия обители преподобнаго Сергия: да в надежде воскресения умирая, благодатию Христовою удостоятся некогда преобразитися в славу.

Никакое о том сумнение никого да не колеблет; когда самые сии храмы утверждают нас в таковой вере и уповании. Усумнишься ли ты, или о воскресении, или о могуществе Воскресителя, когда видишь, яко Лазарь, уже согнивший, единым гласом Христовым воскрес? Усумнишься ли о преображении своем, следующем воскресении, когда видишь преобразившагося Господа, котораго в толикой славе точно для того, как Апостол говорит, явил нам небесный Отец, дабы нам быти сообразным подобию славы сына Его (Филип. гл. 3, ст. 21)? О блаженная Христиан надежда! О сладостнейшая утеха! Сие и горесть нашея жизни усладить может, и страх смерти совсем уничтожить: да не только что ободрит нас не бояться смерти; но еще сделает для нас смерть вожделенною, дабы, как возможно, скорее из сей юдоли плачевной вознестись на небо, и возсиять во славе преображения.

Но чтоб надежда наша сия была не тщетна, и утеха необманчивая, надобно знать, православные! что, дабы удостоиться преображения небеснаго во славе, должно нам прежде преобразиться здесь на земле. Да разве есть и здесь на земли преображение? Есть по истинне. Ибо о сем-то преображении говорит Апостол следующими словами: яко же Христос воста от мертвых во славе Отчей: тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. гл. 6, ст. 4). Сие жизни обновление, есть наше на земле преображение. И сие преображение столь важно и нужно, что без него и онаго небеснаго преображения удостоиться не возможно. И сие на земли преображение есть почти одно с оным преображением небесным; и различествует не существом, но степению: то есть сие земное есть низко, а то возвышенно: сие несовершенно, а то совершенно: сие есть основание, а то полное устроение. Сие земное переменно: ибо из преображения святаго, можно перемениться в грешное; так как и из грешнаго во святое: а небесное преображение есть во веки неизменно. Ибо идут сии, то есть грешники, в муку вечную; а праведницы в живот вечный (Матф. гл. 25, ст. 46).

В чем же состоит сие наше на земли преображение, вопрóсите вы? Хотяб сей вопрос для Христианина и должен быть излишен: ибо стыдно Христианину не знать своего преображения: однако для лучшаго вас в том наставления, или объяснения, вкратце я должен вам то истолковать.

Иный есть образ грешника; иный есть образ праведника. Грешника образ есть мрачный, безобразный, отвратительный, скверный: а праведника образ есть светлый, благообразный, любезный, приятный. Вы не судúте о образе человека, по лицу его телесному: а судите о нем, по лицу его душевному. Может человек иметь образ по лицу телесному, пригожий, привлекательный, приятный: но тот же образ, по душевному его расположению, быть может отвратительный и гадкий. Так как напротив может кто иметь образ по лицу телесному, не пригожий, безобразный, отвратительный: но по душевному расположению может образ его быть прекрасный и прелюбезный. Ибо здесь действует не природа, но нрав. По природе, ежели кто родился безобразным, не льзя его никакими способы сделать благообразным; а образ душевный и безобразный можно удобно сделать благообразным; так как и благообразный можно претворить в безобразный.

Сие объясняет Апостол прекрасным примером: в дому царском суть сосуды златые, серебреные, деревянные и глиняные (2 Тим. гл. 2, ст. 20). Так и в дому Божием, суть праведники, яко сосуды златые и сребреные; суть же и грешники яко сосуды деревянные и глиняные. Но сосуды златые и сребреные не льзя переменить в деревянные и глиняные: так и деревяные и глиняные не льзя переменить в златые и серебреные: но в дому Божием праведники, сии сосуды златые и серебреные, могут впасть в грех, и стать сосудами деревянными и глиняными: так как и грешники сии сосуды деревянные и глиняные, могут покаяться и исправиться, и стать сосудами златыми и сребреными. Павел, когда гнал церковь Божию, был сосуд глиняный сокрушения достойный: но когда верою и благодатию просветился и изменился, стал сосудом златым, сосудом избранным, благопотребным Господеви. Ибо здесь действует не природа, но нрав и благодать.

Се, Христианин! твое преображение в жизни сей. Грешник ты: сосуд тогда ты глиняный, и образ тогда на тебе безобразный и гнусный. Покаешься ты и исправишься: станешь тогда ты сосудом златым, и прекрасный образ тогда в тебе возсияет. Пренебрегаешь ты службу Божию и не радишь о молитве: образ тогда в тебе безобразный: отвергнешь ты сие нерадение, и душу свою часто будешь изливать пред Господем: тогда ты преобразишься во образ светлый. Одержим ты пиянством: образ тогда в тебе отвратительный, мерзкий и скотский: отвергнешь ты пиянство, и будешь всегда хранить воздержание: возсияет в тебе образ светлый и Ангельский. Оскверняешь ты тело свое блудом и прелюбодейством: образ тогда в тебе скверный и смердящий. Отвергнешь ты сию нечистоту, и будешь жить в целомудрии, храня сосуд тела своего во святыне; откроется в тебе тогда образ прекрасный и любезный Богу и человеком. Одержим ты сребролюбием и скупостию, сжимая сердце свое на нужды беднаго ближняго твоего: образ тогда в тебе мрачный, зверский; но когда будеши благотворителен, отверзая руку свою всякому требующему; почтен ты тогда будешь образом самаго Бога; даже сыном Божиим: ибо сказано: благотворите, и будете сынове Вышняго (Лук. гл. 6, ст. 35). Лжешь ли ты, и лжею предаешь ближняго; образ тогда в тебе бесовский: ибо диавол есть ложь, и отец лжи (Иоан. гл. 8, ст. 44). Но когда говоришь истинну, и искренно обходишься с ближним своим; тогда в тебе образ есть Ангельский, и истиннаго Иизраильтянина, в нем же льсти несть.

Вот каковым образом, Христианин! преобразиться ты можешь. Не говори, что сие трудно: ибо иго Господне благо, и бремя Его легко. Тебе трудно; но легко благодати Божией. Она все дело сие совершит; только приими сие со охотою, и храни со осторожностию. Празднуешь ты днесь Преображение Господне. Ежели и ты вышепоказанным образом преобразил себя, или преобразить себя намерение положил, празднование твое зело будет приятно преобразившемуся Господу. А ежели ты или не преобразил себя, или к тому нет еще в тебе ни прямой воли, ни твердаго намерения; ты не прославляешь преобразившагося Господа, но бесчестишь Его. Он для того точно, сам не имея нужды, и преобразился, дабы и ты преобразился благодатию Его в жизни сей исправлением нравов; а в будущей жизни преображением славы. Аминь.

Говорено в Вифании, 1793 года, Августа 6 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.