Слово на день святыя Троицы

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ

В сей великий день положено и утверждено основание церкви Христианския. Достойно и праведно сие воспоминать нам ежегодным торжествованием. Ибо мы удостоены быть сея церькви членами. Но член церкви не может сего торжества совершать, ни чувствовать его радости, разве будет таковым, каковаго требует святость святейшаго церкви состава. Всяк именующийся Христианином почитается членом церкви Христианския; но не всяк есть то самым делом. Не всяк глаголяй ми, Господи, Господи! внидет в царство небесное (Матф. гл. 7, ст. 21). Ибо в царство небесное не можно входить, разве дверями церкви. Кто не удостоился взойти в царство вечное; тот хотя на земли и счислялся в церкви; поелику с церковию говорил: Господи, Господи! однако настоящим ея членом не был; когда не удостоился быть членом церкви небесныя. Видите, коликая есть важность быть истинным и верным церкви Христовой членом.

А чтоб нам Христианам удостоиться быть таковыми членами, весьма полезно со вниманием разсмотреть, каким образом учреждена Христианская церковь, и какия ея свойства.

При первом церкви устроении снизшел Дух святый. И так он есть ея основателем, Дух Божий, Дух святый, Дух истинный. Дух плоти и кости не имать (Лук. гл. 24, ст. 39). Почему и церковь должна быть вся в едином духе: нет в ней тела, нет плоти и крови; в ней есть единый дух.

И хотя Христиане церковь составляющие не из единаго состоят духа, но и из тела. Однако церковь Христианская не есть телесная, но есть вся духовная. Почему? потому что церковь не имеет нужды в красоте, в крепости, и в размере телесном; а имеет нужду в красоте разума, в крепости духа, в благоустройстве душевном. Пусть будет тело слабо, немощно, безобразно: нужды нет! не мешает сие быть наилучшим церкви членом, когда дух тверд, просвещен и свят.

Да еще удивительнее есть то, что Христианин чем более от тела своего удаляется, или оное и совсем оставляет; тем лучшим делается членом церкви Христовой. Те, которые постом и воздержанием умерщвляли тело свое, которые сохраняли девство свое, яко безплотные, не удалялись ли они чрез сие тела своего; однако по сему самому становились достойнейшими церкви Христовой членами. Те, которые вступали в подвиг мученичества, не оставляли ли совсем тело свое; однако чрез сие-то самое и восходили на степень лучших Христиан. Ибо чем более удалялись они от тела, чем более оставляли оное; тем дух их становился просвещеннее, непорочнее, святее. А потому и творились достойны быть духовными членами церкви, коея основатель и строитель есть Дух святый.

По телу, известно вам, что есть иной пол мужеский, иной женский; иной рода Иудейскаго, иной Еллинскаго: но в церкви Христовой по Апостольскому учению, несть Иудей, ни Еллин: несть мужеский пол ни женский (Гал. гл. 3, ст. 28). Как! нет столь естественнаго различия? Разве разрушились самые уставы природы? Так! Идеже хощет Бог, побеждается естества чин (Догмат. глас 7). Церковь есть духовна: а в Иудеи и Еллине, в мужеском поле и женском, хотя они по телу родом и полом различны, но един и подобный во всех дух. Когда сей дух Духом святым освящен, не остается уже различия ни в роде, ни в поле; Несть Иудей, ни Еллин: несть мужеский пол ни женский (Гал. гл. 3, ст. 28).

Так видите, что когда в истинном Христианине нет различия ни в роде ни в поле, когда он толико удален от тела, то сколько же близок уже он ко Ангелу Божию; сколь сия церковь земная близка к церкви небесной! И для того-то Апостол говорит, яко сущии во плоти, Богу угодити не могут (Рим. гл. 8, ст. 8). Но мы все во плоти; так уже ли никто из нас Богу угодити не может? Можем; ибо ежели по Апостолу, суть некоторые, ничтоже имуще, а всех богатяще (2 Кор. гл. 6, ст. 10): то и во плоти можно так пребывать, как бы не было плоти, когда мы ее покаряем духу, и очищением духа столь заняты, что о плоти мало и думаем.

Теперь прейдем мы к другому разсуждению. Церковь есть духовна; члены ея суть духовны: а посему и все церкве служение и священнодействие должно быть духовно. Истиннии поклонницы, говорит Евангелие, поклонятся Отцу духом и истиною (Иоан. гл. 4, ст. 23) и, Дух, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Иоан. гл. 61, ст. 63). Все в церкви Божией основано на едином духе. Крестимся мы водою; но очищаемся духом. Причащаемся под телесными видами; но духом со Христом соединяемся. Тоже и о молитве Апостол учит: Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом. В церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да иных пользую, нежели тысячи словес одним языком (1 Кор. гл. 14, ст. 15 и 19).

Так на что же обряды? Не на то, чтоб на них только остановляться: но чрез них восходить до духовнаго разума. Обрядами должны поражаться чувства наши телесныя, не с тем, чтоб сим только все служение Божие и оканчивалось: но пораженные обрядами чувства, должны поразить дух, и возбудить его покланятися Отцу духом и истиною. Обряды суть духовных вещей покрывало. Когда приступаешь к служению Божию, снимай сие покрывало, да откровенным лицем славу Божию созерцаеши (2 Кор. гл. 3, ст. 18). Моисей, приступая к Богу, покрывал лице свое (Исх. гл. 34, ст. 35), в знамение того, что им данный закон есть сень, но Евангелие есть свет: и чада Евангелия до того возведены, что непокровенным лицем могут взирать на славу Господню. А ежели остановляться на одних только обрядах, а духом далее их не возноситься, Евангелие осудит нас говоря: Дух иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Иоан. гл. 6, ст. 63). Истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Ибо Бог есть Дух (гл. 4, ст. 23).

Таковое духовное служение Богу будет конечно сопровождаемо свободою Евангельскою. Идеже дух Господень, там свобода (2 Кор. гл. 3, ст. 17), по Апостольскому слову. Истинный Богочтец ни к чему телесному не привязан, но восходя духом выше тела, и выше всего мира, приближается к самому Богу Духу, и Богу духов. Идеже Дух Господень, там свобода (тамже).

Истинный Богочтец служит Богу без всякаго принуждения, с радостною охотою и ревностию. Ибо какая добродетель быть может принужденная? Идеже Дух Господень, там свобода (тамже). Истинный Богочтец служит Богу не от страха, не от боязни: его сердце исполнено любовию: А совершенная любовь вон изгоняет страх (Иоан. гл. 4, ст. 18). Страшить есть свойственно закону: а благодать Евангельская вся есть сладость и утеха. И потому сказано: праведнику закон не лежит (1 Тим. гл. 1, ст. 9). Беззаконника должно страшить казнями в законе объявленными. А праведник всегда служить будет Богу по чувствию своея совести, хотяб никакой закон его к тому не обязывал. Идеже Дух Господень, там свобода (2 Кор. гл. 3, ст. 17).

Истинный Богочтец служит Богу не из платы, не из награды. Ибо сие свойственно наемнику. Сын Евангелия в служении Богу никогда не ослабеет, хотяб он за то никакой не ожидал награды. В самом служении, яко упражнении сладчайшем, к Богу его приближающем, находит уже он довольную награду. Идеже дух Господень, там свобода (тамже).

Истинный Богочтец не порабощен страстями: они его не могут удерживать свободно следовать разуму, совести, паче же благодати Божией. И потому-то сказано: О Христе Иисусе несть раб ни свободь (Гал. гл. 3, ст. 28). В церкви Христовой все свободны, все благородны. В ней раб есть тот только, который есть раб греха. Раб по миру, но Христианин добродетельный, есть свободен у Бога: а свободный и благородный по миру, но связанный пороками и страстями, есть раб по суду Вышняго

Авраам два сына име; единаго от рабы, а другаго от свободныя (Гал. гл. 4, ст. 22). В сем заключается иносказание. Сын свободныя означает свободнаго по духу Евангелскому: а сын рабы означает порабощеннаго грехами. Глас Божий возгласил Аврааму: Изжени рабу и сына ея; не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя (Быт. гл. 21, ст. 10). И тебе, Христианин! тотже глас вопиет: изжени рабу и сына ея: все то, что дух твой порабощает и связывает действия твоего разума и совести, истреби из себя. Ибо, доколе в тебе есть сие насильственное рабство, не может дух, разум, совесть, бдагодать свободно действовать. Идеже Дух Господень, там свобода.

И для того-то, означая сию сладкую свободу, сошел Дух святый с толикою тихостию, устрояя церковь, и нас быть ея членами: О церковь Божия! святая и непорочная! о ковчег позлащенный духом! о селение Господне и святилище Вышняго. Коль добры доми твои Иакове! и кущы твои, Израилю! яко дубравы осеняющие, и яко сады при реках! да умрет душа моя в душах праведных твоих, и буди семя мое якоже семя их (Числ. гл. 24, ст. 5). Лучше приметатися мне в дому Божием, неже жити в селениих грешничих. О Боже! блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя (Псал. 83, ст. 11 и 5). Аминь.

Говорено в Успенском соборе 1790 года Маия 12 дня.



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.