Слово на вознесение Господне

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Господь наш оставил землю и вознесся на небо. И так небо возрадовалось и возторжествовало; а земля, яко оставленная и осиротевшая, должна восплакать и сетовать. Ибо где присутствие Господне, там радость и источник блаженства; а где его нет, там что быть может, кроме уныния печали и несчастия? Отверзшу тебе, Господи! руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, вся возмятутся, и в персть свою возвратятся (Псал. 103, ст. 28, 29).

Но таковое наше Господем оставленное состояние должно бы нас привести не только в уныние и страх, но и в отчаяние; ежелиб он по сродному своему человеколюбию оставляя землю и возносяся на небо, не обнадежил нас сими утешительными словами: Не оставлю вас сирых (Иоан. гл. 14, ст. 18): и се аз с вами есмь, во вся дни до скончания века (Матф. гл. 28, ст. 20). О сладчайшаго твоего гласа! с нами бо не ложно обещался еси быти до скончания века, Христе!

Но как при всем том с иными неразлучно пребывает Бог; а иных подлинно оставляет; то и достойно сие великаго внимания нашего: столько ли мы счастливы, чтоб Бог с нами пребывал не разлучно.

Для сего во первых знать надобно, что Бог есть существо безконечное, неограниченное, везде сущее и вся исполняющее. Нет места, гдеб он не был; и нет же места, котороеб его в себе заключать могло. Бог есть во всяком месте, и вне всякаго места. Ибо нигде не может он так помещен быть, чтобы уже далее того места его не было. И потому во всем мире, и в каждой онаго твари сколькоб мала и презренна она нам ни казалась, Бог пребывает, и никогда отлучиться от нее не может. Да не просто в каждой твари пребывает; но сохраняет ея силы и свойства, и содействует всем ея движениям, склонностям, делам; так, что, ежелиб на одну минуту совсем он отступил от мира, то весь мир тотчас не только бы остался без движения и действия, но и все бы обратилося в ничто, так, как бы того никогда не бывало.

И для того то слово Божие учит, что ни последней воробей не умирает, ни один влас с главы нашей не спадает без воли Отца небеснаго. Его действием возрастает тыква над главою Иониною, и егоже повелением и устроением вдруг припалзывает червь; подъядает корень тыквы; и подвергает Иону жжению солнечному. И так Бог пребывает сим образом везде, и в каждой твари. В нем живем, движемся и есмы (Деян. гл. 17, ст. 28). Сколькоб кто грешен и беззаконен ни был, не льзя, чтоб Бог в нем не присутствовал.

Но весьма важно знать, что действия Его с тварями пребывания суть не одинаковы, а различныя. Вы видели, что Бог пребывал и в тыкве и в черве, тыкву произращая; а червя располагая к подъядению тыквы: но в Ионе на тот час пребывал, подвергая его мучению, и томлению от солнечнаго жара. Пребывает Бог с человеками, не разлучно, но различно: или действиями своего правосудия, или действиями своея благости. Одних наказывает праведно; других покровительствует и награждает милостиво. Когда кого поражает он гневом правосудия своего, тогда слово Божие имеет обычай говорить, что Бог от того человека отступил, оставил, позабыл, и не видит его и не знает его.

Довольно для подтверждения сему одно оное Евангельское свидетельство: Не вем вас: отступите от мене вси делающии беззаконие (Лук. гл. 13, ст. 27), не вем вас: как! возможно ли, чтоб Всеведущий коголибо не знал? Возможно ли, чтоб во всякой твари неразлучно пребывающий и оную наполняющий, не ведал того, в коем пребывает? Ведает он конечно, и не может не ведать; но каким знанием? Ведает о человеке грешнике, что он есть грешник и беззаконник, что недостоин его милостиваго воззрения; а доcтоин только гнева его и отвращения. Таковое Божие знание для человека грешника есть хуже незнания. Лучшеб желал несчастливый человек, чтоб Бог забыв, не поражал его; нежели зная его и все его преступления изливал бы на него весь гнев ярости своея. И так не вем вас: я так вас отвращаюся, как бы вы не были мои; и как бы я вас не знал: Отъидите от мене вси делающии беззаконие (Лук. гл. 13, ст. 27).

А посему и можем мы уже согласить оные кажущиеся себе противными слова: с одной стороны: Господь оставил землю и нас, и вознесся на небо. А с другой, и се аз с вами есмь во вся дни, до скончания века. И оставил он нас, и не оставил.

Кого же имянно оставил, и кого не оставил; до сего слово мое достигнуть не может. Знает то один сердцеведец Бог: можете же с помощию его и вы знать каждый о себе. Взойдите в самих себя, испытайте свою совесть без пристрастия, без самолюбия, без всяких увертков. Положите сему испытанию правилом не мудрование своего разума: ибо он в сем случае не надежен; и по своей слабости и самолюбию весьма часто нас обманывает. А положите тому правилом единственно слово Божие: к нему приложите все свои дела; призывая благодать Божию; и она вам откроет, которые дела с сим правилом сходны, и которые несходны. А посему и может совесть таким образом испытанная уверить вас, что Бог вас оставил, или нет: достойны ли вы того, чтоб он в вас пребывал, или сердце ваше ожесточенно, и не может вместить его пребывания.

Вы скажете, что кто без греха? правда; но есть великое различие и между грешниками. Есть мера грехам. О сей мере говорит священное писание, что Бог еще удерживал себя истребить Аморреев: для чего? для того, де, что еще не наполнилась чаша грехов Аморрейских (Быт. гл. 15, ст.16). Когда сия смертоносная чаша чрез край будет преливаться, тогда кончится долготерпение Божие, и постигнет гнев и пагуба.

Сия мера грехов может умножаться; но может и уменшаться. Умножается она ожесточением и истреблением совести и страха Божия: а уменшается покаянием. Не состоим мы, по Апостолскому слову под законом, но под благодатию (Рим. гл. 6, ст. 15). Ежелиб мы были только под законом, то не оставалось бы для преступников закона, как только одна казнь законом же утвержденная. Но мы состоим под благодатию; да и под благодатию Евангелия. Кающемуся обещает оно прощение грехов, и возвращение милости Божией грехами потерянной. Аще обратитеся ко мне, и аз обращуся к вам; и будут ли грехи ваши яко багряное, яко снег убелю; будут ли они, яко рана почерневшая, и все жизненное уже потерявшая, яко волну убелю (Исаии гл. 1, ст. 18).

При таковом благодатном Христиан положении, удобно Господа с небес совлечь, и в себя вселить, хотя бы он нас и совсем оставил. Он оставляя землю, и возносяся на небо, милостиво сказал: Паки прииду к вам: и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Иоан. гл. 16, ст. 22). Когда паки? тогда, во всякой тот час, как мы только очувствуемся, и истинно во грехах своих раскаемся. Он не медля приидет к нам, и возрадуется сердце наше. Да еще заставит и всему небу по сему случаю торжествовать: ибо Ангели радуются на небеси о едином грешнике кающемся (Лук. гл. 15, ст. 7).

Но еще когда приидет паки? Во второе свое пришествие на землю. О блажен раб, егоже обрящет бдяща! О блажен! который сподобится сретить его с мудрыми девами, нося в руках светильник не погашен, но горящий огнем любви к Богу и к ближнему своему! Тогда то прямо возрадуется сердце таковаго любимца Божия, и тогда то уже сея радости никтоже возмет от него. Аминь.

Говорено в Вознесенском монастыре 1790 года маия 2 дня.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.