Слово в неделю Ваий

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ.

Не бойся дщи Сионя! се Царь твой грядет тебе кроток (Иоан. гл. 12, ст. 15). Сион есть церковь: дочь Сионова есть благочестивая душа, верою с церковию соединенная, и здравый член сего священнаго тела. Царь грядый есть сея церкви Правитель; сего священнаго тела Божественная глава. Чегож бояться дщери Сионовой, когда к ней грядет сей Царь ея? Не паче ли возрадоваться и возъиграть надлежало на пришествие его?

Но радость ли или боязнь при сем случае должны быть; сие зависит от того, с каким намерением и расположением сей Царь к нам приходит. Посещает он нас не одним образом; понеже мы не одним образом бываем расположены. Мы дети Сиона не небеснаго, но еще земнаго; почему много бывает в нас земнаго и тленнаго. Царь наш по малу приуготовляет нас к горнему Сиону славы: почему и находит за нужное помалу очищать нас от персти земной и тления, дабы уже совершенно очистив ввести нас в пренебесную церковь прославленных рабов Божиих.

И так премудрости его устав есть сей, чтоб нам терпением проходить предлежащий подвиг, и в терпении стяжавать живот свой. Се дщи Сионя! се с каким предложением грядет к тебе Царь твой. Подвизайся, воинствуй, терпи, побеждай, и потом ожидай венца славы. Что дщи Сионя? ты слыша сие возмущаешься, боишься, содрогаешься не только от того, чтоб как не ослабеть в сем подвиге; но и самый подвиг тебя устрашает. Подвиг, не радость, не покой; но труд и скорбь. Однако не бойся дщи Сионя! Царь твой таковым образом тебя посещающий есть кроток. Нет его намерения чрез сие тебя обезпокоить и оскорбить: но очистить, укрепить и прославить. Не так он поступает с нами, как обык поступать с нами мир сей. Ибо два суть подвига, которые нам всегда предлежат: подвиг земной, и подвиг Божий.

Посмотрим мы вопервых на подвиг земной. Коликими заботами и попечениями всегда себя мучит человек! Подстрекает ли его честолюбие? Каким бедствиям и опасностям он себя не подвергает? Стремится на самую смерть; и дерзает себя прославить тем средством, которое и самого его уничтожает. Томится ли кто жаждою умножить тленное богатство? Каких он трудов не подъемлет, не щадит и здравия; и в то самое время, когда думает осчастливить свое состояние, самое свое бытие ослабляет и сокращает. Но и вообще какое у всех попечение о угождении плоти и продовольствии чрева? Не опорочивается сим обыкновенное человеческое о содержании себя старание: сие не предосудительно: ибо оно должно быть не велико; природа малым обыкла быть довольна. Предосудительны те чрезмерные заботы, коими человек чрез всю жизнь себя отягощает и истомляет так, какбы он был животное ненасытимое, и как будто бы имел жить тысящу лет. Вот подвиг земной, который проходят все дети Адамовы.

Сей подвиг вообще едва ли не есть излишней. Ибо ево гораздо уменшив, не меншеб мы были довольны; но с меншими заботами, а с большим спокойствием. Но сей же земной подвиг по частям разбирая, найдется, что он во многом вреден и пагубен. Хотящии богатитися, впадают в напасти и сети (1 Тим. гл. 6, ст. 9), и многими пленяются страстями. Излишнее честолюбие раждает гордость, которая напоследок гордаго приводит в унижение и посрамление; а непомерные о плоти заботы ослабляют здравие, и дух отягощают. Вот какой есть плод подвига земнаго! Однако бедные земнородные охотно сие влекут бремя; но и сие есть суета; что люди обращаясь в суете своей суеты не узнавают.

Но таков ли есть подвиг Божий? Пусть люди не охотно к нему приступают; однако совсем тем иго Господне благо, и бремя его легко есть (Матф. гл. 11, ст. 30). Подвиг Божий не есть подвиг тела; но подвиг души. Должно и тело тому содействовать; но сие содействие относится к совершенству душевному. Блажени алчущии (Матф. гл. 5, ст. 6): ибо неправда лишила их насущнаго хлеба. Блажени жаждущии: ибо наглость и гонение отняло у них общую всем животным стихию, чтоб прохладить томление души. Однако они блажени. Ибо не ропщут, не жалуются, не бегают по судам; но в терпении все сие сносят. Для чего? Для того, что они нашли лучшую пищу, которою их втайне Бог питает; и сия пища есть пища правды; то есть, чтоб чувствовать в себе неповинность и непорочность: для того, что они нашли лучшее питие, текущее из источника Вышняго; а оно есть глагол жизни, душу не только прохлаждающий, но и оживотворяющий.

Блажени плачущии! (Матф. гл. 5, ст. 4) Ибо злость и развратность мира неповинно нападает на них всею своею свирепостию; мучит и терзает их плоть. Однако они противу сего не вооружаются, хотяб и могли силу силою отразить; но яко агнцы посреде волков (Лук. гл. 10, ст. 3) в смирении суд свой подъемлют; для чего? для того, что щадят и врагов своих, и более находят для себя утешения в слезах, нежели в мщении; для того, что не присвояют себе суда Божия, который может один решить судьбу их и их гонителей. Боятся самыя правды своея; то есть, предприяв за себя отмщать, опасаются, чтоб по собственному мнению не почесть себя праведниками. И для того прибегают к одним слезам, коими изъявляют не одну невинность свою; но призывают ими помощь свыше, и для себя, ежели они достойны защищения, и для гонителей, ежели они достойны исправления. О слезы, колико святы, толико утешительны!

Блажени изгнани правды ради! (Матф. гл. 5, ст. 10). Конечно блажени. Изгоняют их с земли: но они и без того мало к ней привязаны: и для того деннонощно вопиют: изведи из темницы душу мою (Псал. 141, ст. 8). Поспешающым им к горнему отечеству гонители им помогают, дабы они скорее и удобнее свое блаженное шествие совершили. Да и кудаб их можно было изгнать? Господня земля и исполнение ея (Псал. 23, ст. 1). Разве одна часть земли есть менше Господня, нежели другая? Разве Господь менше им подает утешения на одном месте, нежели на другом? Везде за таковым Божиим рабом ходит в след рай Его, и не место его оскорбит, но он место прославит.

Блажени егда поносят вам! (Матф. гл. 5, ст. 11). Нет злостнее и мучительнее сего рода гонения. Ибо поносить, есть стараться доброе другаго имя опорочить. Подлинно былоб сие гонение наизлейшее, ежелиб оно могло иметь успех. Но тии прокленут, ты же благословиши, Господи! Мне не велико, говорит Апостол, да от вас истяжуся, или от человеческаго суда (Псал. 108, ст. 28). Люди и других обманывают, и сами обманываются. Часто худое хвалят; а доброе порочат. Един Божий суд есть истинен и праведен. Сей суд чувствует в себе неповинная и добродетельная душа. И для того поношения человеческия не только не уважает; но почитает еще их знаком, что чем меньше она миру нравится, тем более угодна Богу. Аще от мира бысте были; мир убо свое любил бы; но якоже несте от мира; но аз избрах вы; сего ради ненавидит вас мир (Иоан. гл. 15, ст. 19).

Вот подвиг Божий! Вот каковым образом вышний Подвигоположник посещает избранных своих. Не бойся дщи Сионя! Се Царь твой грядет тебе кроток. Не бойся! Ибо видишь, что посещения Его хотя по видимому суть трудны и подвижны; но в самой вещи утешительны и спасительны.

Но вижу дщи Сионя! вижу, что ты еще несколько не престаешь смущатися. Уверена ты, что подвига сего отрицаться не должно, но ожидаешь, дабы он к подкреплению тебя в сем подвиге пришел к тебе приятнейшим и утешительнейшим образом. Изрядно! По вере твоей будет тебе (Матф. гл. 9, ст. 29). Се грядет он к тебе, не только, чтоб тебя утешить, но и соединитися с тобою самым тесным союзом.

Создал Бог жену Адаму из ребра его: и Адам узрев ея сказал: Се плоть от плоти моея, и кость от костей моих (Быт. гл. 2, ст. 23). Восприял Бог плоть нашу на себя. Понеже дети приобщишася плоти и крови; и той приискренне приобщися техже (Евр. гл. 2, ст. 14). Зри дщи Сионя, не бойся, но паче возрадуйся, и в радости своей возопий: что се зрю? Сам Бог плоть от плоти моея, кость от костей моих, и кровь от крови моея.

Но сего еще не довольно. Восприятием плоти человеческия, он соединился со всеми человеками вообще. Нет! он еще благоволит сообщаться с каждым человеком особенно. Се предлагает он себя нам на священном жертвеннике под таинственными видами тела и крове своея. Не бойся дщи Сионя! се царь твой грядет тебе кроток. Кроток поистинне! Ибо дозволяет себя раздроблять. Дозволяет тело свое употреблять в пищу; а кровь свою в питие. Что может сего пришествия быть вожделеннее? Что может сего соединения быть теснее? Что сего посещения утешительнее? Не во град Иерусалим, но в самаго тебя Он входит сим таинственным образом. Так есть ли причина бояться тебе дщи Сионя! не паче ли в восторге и радости на пришествие его восклицать: Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних (Матф. гл. 21, ст. 9).

Ты при сем можешь сказать: Несмь достоин, да внидеши под кров души моея? (Матф. гл. 8, ст 8). Но кто сего быть может достоин? Чем более признаешь ты себя быть недостойным, тем усерднее Его воспринимай, дабы Он тебя по себе недостойнаго, учинил достойным по милости своей.

Удостоившись в таковое взойти с Богом соединение, подвиг, о коем мы выше говорили, будет ли уже страшен и тягостен? Чувствуя всю сладость сего союза Божественнаго, вся горесть мира почти будет нечувствительна. И для того святые мученики, быв в величайших страданиях, не почитали для себя ничто столь быть мучительно, как ежели когда не имели случая принять святаго причастия: но удостоившись онаго так ободрялися, как укрепляются пищею истомленные от глада.

Все сие разсуждая, укрепимся же и мы дети Сионовы, в подвиге духовном: а дабы в нем не ослабнуть, да не забываем ободрять и подкреплять себя таинственным соединения с Богом причащением. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1790 года, Марта 17 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.