Слово в неделю третию великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ТРЕТИЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Почитается, что мы в сию неделю кресту празднуем для того, дабы проходя подвиг поста найти нам под сению его отдохновение и отраду. Но есть ли крест отдохновение и отрада? Не есть ли он паче тягость и бремя; которое своею тягостию страшит человека; и потому едва ли кто охотно носить его соглашается. Но разсуждая о сем со основанием, найдем мы, что крест есть тягость и бремя; но он же есть отдохновение и отрада.

Крест вопервых означает страдание Иисуса Христа, и смерть Его за нас восприятую. О сем кресте Апостол говорит: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру (Гал. гл. 6, ст. 14). И о томже на другом месте: Слово крестное, или проповедь о кресте, погибающым убо юродство есть; а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор. гл. 1, ст. 18). Сей крест есть тягость и бремя; но не нам, а понесшему его за нас Искупителю нашему. Сим бременем мы от тягости греховной облегчилися. Сим подвигом увенчалися мы. Сими язвами исцелилися: сею кровию омылися: сею смертию мы ожили: сею жертвою мы бывшии враги Божии с Ним примирилися. Сим таинственным ключем отверсты нам заключенныя врата райския.

Сему кресту празднуем мы, Христиане, покланяемся, превозносим, и хвалимся им, яко первейшим нашим преимуществом и величайшею славою. И потому справедливо в сем разуме с церковию воспеваем, что крест есть царей держава, крепость мучеников, святителей удобрение, радость праведников, утеха скорбящих, веселие плачущих, прибежище гонимых, пристанище обуреваемых, слава церкве, основание православия, и венец всех верующих. Сей крест коликое подает укрепление и отраду носящим крест свой; то увидим в последовании слова.

Второе крест означает самое то древо, на коем крестную смерть претерпел наш с Богом? примиритель. О сем кресте Евангелие говорит: яко некоему Симону Киринейску задеша понести крест его (Матф. гл. 27, ст. 32). О сем же кресте разумеется, что написал титлу Пилат, и положи ю на кресте. Сей крест не иное что был, как священный жертвенник, на коем принесена и совершена жертва столь великая и спасительная. Был прежде крест древо поносное и презренное: но когда оно удостоилось обагрено быть святейшею кровию Бога человека, из поноснаго древа учинилось древом благословенным и почтения Христианскаго достойным. Шелк есть плод червя презреннаго: но когда из него соткана будет порфира царская: шелк тот заслуживает уважение в порфире царской. Жертвенник устрояется из тогоже дерева, или из камня, из коего и другое всякое последнее и презренное здание. Но тоже дерево и камень в священном жертвеннике заслуживают почтение за приносимую на нем безкровную жертву.

На сем основании мы православные почитаем и древо креста, лобызаем и покланяемся; относя умом наше почтение и поклонение не к самому веществу древа, злата и сребра; но к пострадавшему на нем Иисусу Христу, и спасение наше на нем совершившему.

Называется крест и знамение креста, которое мы по древнему Христианскою церьковию принятому обыкновению на себе изображаем, на челе, на персях и на обеих раменах. И сие творим из почтения и всегдашней нашей благодарности к смерти крестной Христовой, поелику мы оною искупилися.

Сие изображение по древнему церкве преданию творим мы тремя первыми правыя руки персты, большим, указательным и средним, соединяя их, и изобразуя тем таинство святыя Троицы: а последния два перста к длани пригибаем; означая тем два во Христе естества соединенные во едину ипостась.

О сем сложении перстов некоторые из Христиан нашея единыя Российския церкви иначе мудрствуют, нежели как повсеместною православною церковию принято. В сем разнообразном о сложении перстов мнении важности не заключается: поелику они и в догмате святыя Троицы, и в догмате воплощения Христова веруют согласно с церковию. Важно и сожаления достойно их церкви в сем непокорение. Однако сия рана удобно может уврачеваться, когда отложив излишнее на разум свой надеяние и упрямство, престанут мудрствовать более, неже подобает мудрствовати.

Изъясним разныя креста означения, приступим теперь к тому кресту, о коем ныне чтенное напоминало Евангелие. Все те были кресты Христовы, а не наши: Крест Христов есть един: а прочия кресты суть его знамения: крест тот есть прямо крест Христов; а наш он есть по присвоению. Есть же крест и собственно наш. Иже хощет по мне ити, да возмет крест свой, и по мне грядет (Марк. гл. 8, ст. 34).

Сей крест означает все труды, все подвиги, все трудности, все страдания, какия мы должны нести во многоплачевном мире сем. Так Богу угодно, что нам все должно снискивать трудом, потом и попечением. Различные должности, различные труды, различные и кресты. Думаю провидение Божие для того сие уставило, чтоб дух наш и тело во всегдашнем были движении: ибо сим движением тело и дух укрепляются; а без того ослабевают. А притом, чтоб нам большее доставить удовольствие: ибо чем с большим что трудом приобретается, тем оно бывает приятнее и усладительнее.

Но не о сем кресте Евангелие прямо говорит. Сей крест есть общий всех человек. А оно нас ведет ко кресту Христианскому, который бы был сообразен кресту Христову. Надобноб кажется за добродетелию не иному чему следовать, как чести и награде. Но в мире сем прелюбодейном и грешном весьма часто противное тому бывает. Ибо истинна и добродетель подвергается гонению и разным бедствиям. Сматряет грешный праведнаго, и ищет умертвити его (Псал. 36, ст. 32).

Когда истинна Евангелия открылась в мире, и ввела в род человеческий житие добродетельное и Ангельское: чтож, как мир принял их? Все изобретал зверския мучения, чтоб в самом начале истребить сие благословенное семя святаго Израиля. Для чего? Для того, что мир был во тме, и привык к ней; и потому не возлюбил света, поелику он открывал злыя дела его. И так правду и добродетель любящему осталось или возненавидеть правду и добродетель, или нести крест. Суть между людьми отличные храбростию: имеет же и вера своих героев и отличных мужеством. Сколько ни страшен есть сей крест: но они небоязненно его на себя приняли и понесли. Ибо лучше восхотели сохранить веру и добродетель, нежели ей, совести своей и Богу быть изменниками.

Как таковое мужество почти превосходит силы человеческие, чтоб ни мало не поколебаться; особливо при многих выгодах от мира представляемых; то и нужно знать, чем их таковое мужество подкреплялося. Подкреплялось оно крестом Христовым. Не спускали они глаз своих с сего великаго подвигоположника. Видели, с каким великодушием нес он крест свой; да видели притом Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр. гл. 2, ст. 9). Сим безмерно ободрялися, веруя несумненно, что, когда с ним страждут, то с ним и прославятся.

И потому не без резону Евангелие таковыя за правду и добродетель страдания, почтило именем Креста. Вы слышали, что крест есть великое имя; означает прямо смерть Христову: но сим же именем почтило Евангелие и страдания праведников; какбы они не за себя только пострадали, но и за нас. Подлинно Павел отважился сказать: Исполняю лишение страстей Христовых в теле моем (Колос. гл. 1, ст. 24); то есть, чего Христос не дострадал, то я дополняю страданием своим. Сие свойственно было сказать единому великому Павлу; а мы о всех добрых людях неповинно за правду страждущих можем сказать, что хотя их страдание для нас не есть такой силы и действия, каково есть страдание Христово: однако когда они страждут за правду, а правда есть свойственна всем нам, то можем сказать, что они страждут и за нас: ибо общую всем нам правду защищают, ободряют нас к томуже подвигу, и в сей победе и торжестве и нам доставляют удовольствие и радость.

Крест тотже, какой они понесли, и нам предоставлен. Мог бы он нас страшить, когдаб мы не видели таких пред собою Героев; но они уже нам путь проложили. Постыдно при таковом победоносном воинстве некоторым воинам позади оставаться, бегать и неприятелю уступать победу. Не зовет нас Евангелие к невозможному: возможность сего доказали безчисленные праведники.

Да и не льзя тебе, Христианин, от сего отрицаться. Ты уже записан в воинство Христово чрез крещение: таинственною присягою утвердил сие великое обязательство пред лицем неба и земли. Взятый уже на себя крест неси великодушно. Рано ли поздо ли надобно окончать подвиг жизни. Почему конечно лучше взойти тебе в небо со славою победоносца, нося на себе и крест свой, яко знамение победы, нежели из онаго изгнану быть, яко воину бегством и изменою службу свою посрамившему. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1790 года, Февраля 24 дня.



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.