Слово на день святыя Троицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ.

Когда все твари быть начинали и оживотворялися; тогда, как написано: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. гл. 1, ст. 2). Он во всякую вещь вливал силу движения, растения, чувствования; и тварь хотя и бытие уже имеющую, но еще саму чрез себя недвижную, и яко мертвую оживотворял, и приводил в настоящее ея совершенство и красоту. И так, когда надлежало быть миру во всем его порядке, Дух Божий тому содействовал.

Вот и церьковь Божия, когда свое бытие получает, Дух святый снизходит. Ежели мир без Его содействия оживотворен быть не мог: кольми паче церьковь в силе Его и действии имела нужду к своему существованию. Ибо мир создан для церькви. Объясним мы сие обстоятельнее, чтоб нам узнать и церькви превосходство, и славное и чудесное действие Духа Божия.

Мир создан для церкви. Мир состоит из тварей, из коих иныя недвижимы; или и движутся, но не от внутренняго, а наружнаго начала; так камень движется, когда рука человеческая двигает его, а не сам собою: другие твари имеют силу растения, как то древа и травы; а иныя имеют силу и чувствования, как то все животныя. Един человек и движется сам собою; и притом одарен не только силою растения и чувствования: но сверх того и свободностию воли, и светом разума. А посему всех тварей он превосходнее.

Обыкновенно мы говорим, да и поистинне так есть, что Бог создал все для славы своей. Но кто же славу его не только проповедывать, но и познать может, кроме единаго человека?

Все подлинно твари возвещают Бога, и его совершенства. Небеса поведают славу Божию, творение же рук Его возвещает твердь (Псал. 18, ст. 1): но сие не так разуметь должно, что акибы они разумом своим славу Божию понимали, и свободною волею располагали себя к проповеданию ея. А должно разуметь, что они своею красотою и чудесным никогда непрерываемым течением не только дают человеку случай, но и сильно побуждают его к познанию Творца вселенныя, и чтоб он взирая на премудрое их устроение, охотно и радостно всегда себя располагал к пению чудес Его. Нас слово Божие учит в хвалах Господних воспевать: Хвалите Господа солнце и луна, все звезды и свет (Псал. 148, ст. 3): Благословите Господа дождь и роса, студь и зной, молния и облацы, горы и холми, и вся прозябающая на земли; источницы, моря и реки; Благословите Господа вся птицы небесныя, кити и вся движущаяся в водах, зверие и вси скоти (Даниил. гл. 3).

Сии пения не их возбуждают к прославлению Божию; ибо для сего потребны разум, воля, уста и язык; чего все изчисленныя твари не имеют: а возбуждают к тому самого человека, чтоб он не за себя токмо, но и за все твари приносил хвалу Господу своему и Господу всех тварей.

Все твари обязаны приносить своему Создателю жертву хвалы и благодарения: человек во вселенной от Вышняго священноначалника поставлен великим жрецом, чтоб он жертву сию совершал и Ему приносил, не в своем токмо лице, но и в лице всех тварей.

А посему хотя мы витийствуя благоразумно поем: хвалите Господа солнце, луна, звезды, горы, молния, источницы и моря и прочая; но в прямом разуме все твари нас заставляют прославлять общаго всех Владыку. Нам солнце говорит: хвали, человек! Господа, таковую светлость мне даровавшаго. Нам горы говорят: хвали, человек! Господа нас возвысившаго, и на незыблемом основании поставившаго. Нам говорят моря и реки: благослови, человек! Господа на ничем нас повесившаго, и плодотворную ко всему силу в нас влиявшаго. Все твари нам вопиют: благослови, человек! Господа из ничего нас произведшаго, и в неизменной целости нас сохраняющаго. И так прямо и свойственно един во вселенной человек может благословить, проповедовать, воспевать, прославлять общаго всех Владыку. А посему и можно и должно несумнительно утвердить, что мир создан для человека.

Но мы выше сказали, что мир создан для церкви. Не должно почитать за одно: миру создану быть для человека; и создану ему быть для церкви. Мир создан для человека, но не для каждаго: а для церкви всей без изъятия. Не может прославлять Бога человек, разве непорочный и добродетелный. Ибо о нечестивых сказано: Имя Божие хулится вами во языцех (Рим. гл. 2, ст 24): да и воспрещает Бог грешнику поведать оправдания Его (Псал. 49, ст. 16), и оскверненным языком ниже воспоминать святый закон Его. Они посему почитаются недостойными и обитать на земли. И для того Пророк поет: да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже не быти им (Псал. 103, ст. 35). Да и самым делом Избивал он вся грешныя земли, во еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие (Псал. 100, ст. 8).

Все сии несчастливые грешники в церькви Божией места не имеют. Ибо церьковь есть свята и непорочна. Состоит она из одних святых и праведных людей, Бога любящих и Богом любимых, ихже имена написана на небесах.

Но могут ли надлежать до сего священнаго собора и грешники? Могут надлежать и грешники: (ибо кто на земли без греха:) но грешники, по слабости, а не по злобе согрешающие; грешники свои погрешения признающие, и покаянием себя исправляющие, и до глубины зол себя не допущающие. А грешники развратные, во грехах утопающие, грешники нераскаянные никак недостойны быть членами святейшаго церкви тела. Ибо словом Божиим сказано: вне пси и чародеи и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк любяй и творяй лжу (Апок. гл. 22, ст. 15).

Так теперь видите, кто истинно прославляет Бога, разве токмо единая церьковь его: единые праведные и добродетелные люди, которые одни церковь составляют. И потому самая истинна велит утвердительно сказать; что мир создан для церькви. Ибо, как мы видели, грешники и беззаконники не иначе почитаются, как бы их в свете и не было. Вот церкви преимущество!

Мир, сказали мы, чтоб оживотворен был, дух Божий ношашеся верху воды, который своим Божественным вдохновением вливал дух жизни и во все тело мира, и в каждую онаго и малейшую часть. Не паче ли дело свойственное единому Духу Божию, дело Его единаго достойное, чтоб устроить великое тело церкве своея; и исполнить оную своею животворящею силою и дарами чудесными.

Сей день есть тот, в который Дух святый открыл миру сие славное над церьковию своею действие. Открыл, я говорю, ибо церьковь прямо начало свое получила еще в раю тотчас по падении, и продолжалась во вселенной в лице истинных Богопочитателей и праведных мужей. Но в сей день, по премудрому домостроительству Спасителя мир сей во плоти нашей посетить благоволившаго; в сей день Дух святый церьковь свою открыл пред очами вселенныя, и пред очами всех небесных сил, в наивышшем совершенстве и в полной славе.

И как мир создан для церкви; то, Бог хотя показать: что она превосходнее всего мира, поступил во устроении церкви порядком не естественным, но совсем особым, уверяя нас, что церковь есть выше всего мира. Ибо огненному пламени сесть на власах глав Апостольских, и их не сожечь; вдруг подняться волнованию воздуха в доме отвсюду закрытом; начать говорить разными языками, ни мало им прежде не учившись; все сие есть выше порядка естественнаго: и несумнительное доказательство, что церковь хотя на время и пребывает на земли, но она прямо принадлежит к небеси, и восходит выше законов естественных.

В сих чудесных Духа святаго явлениях открылось, кто к церкви принадлежит, и кто в ней места не имеет. Ибо Апостолы, сии мужи благодати и святости исполненные, по сошествии святаго Духа; дар языков не употребили во зло, на суесловие, на хулу, на клевету, на поношение, на одно тщетное витийство; но разными языки проповедовали величия Божия. А другие в тоже время, видя Апостолов не иное что говорящих, как проповедующих величия Божия, однако говорили: Сии пияни суть (Деян. гл. 2, ст. 15). Одних язык благословлял Бога; а других его хулил.

Но они, де, не разумели, что говорили Апостолы. Правда; но для того не разумели; что они по развратной своей душе сей дар принять были недостойны. И потому они в числе церькви Божия не состояли; были вне церкви; вне спасительнаго сего ковчега, вне сего неба: а были привержены к земли: были несчастливые члены рода невернаго и развращеннаго, мира сего лукаваго.

Мы днесь творим воспоминание сего великаго и чудеснаго церькве устроения. Но удостоены ли мы быть членами сего священнаго церкви тела? Конечно по благодати Его удостоены чрез таинство крещения! Но остаемся ли мы доселе в нем членами здравыми и целыми? Сие ведает один церкве своея Строитель и Правитель. Однако да взойдет и всяк в себя, и да испытает свою совесть. Объявлены нам приметы, из коих мы сие узнать можем.

Плод духовный, говорит Апостол, плод духа Божия в человеке обитающаго, есть радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. гл. 5, ст. 22). Кто сии плоды чувствует в себе; в том обитает Дух Божий, и он есть истинный член церкви. Аминь.

Говорено 1789 года, Маия 27 дня в Волоколамском Иосифове монастыре.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.