Слово на день святаго Иоанна Златоустаго

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

Приидите празднолюбцы: восхвалим Святителя. Приидите духовные овцы: почтим пастыря. Приидите церкви чада: воспоем ея учителя. Приидите любители истинны: возвеличим ея проповедника. Приидите духовныя мудрости рачители: насытимся сладости текущия от языка златаго. Приидите грешники: восхитим глас к покаянию призывающий. Приидите нищие: возлюбите почитавшаго нищету паче тленнаго богатства. Приидите богатии, и истинным богатством обогатитеся.

Святый Иоанн всеми оными дарами был исполнен преизобильно. Был святитель: ибо жертву принося священную, и сам был жертвою Богоугоднейшею. Был пастырь: ибо любил своих овец, яко утробу свою, и о их спасении промышлял бодрственно. Был учитель: ибо в проповедании слова Божия истощавал все силы свои. Был истинный проповедник: ибо жестоковыйных грешников обличал небоязненно. Был Златоуст: ибо слово его услаждало более сердца, нежели сколько блеск злата прельщать обык очи телесные. Был проповедник покаяния: ибо кающихся ободрял и подкреплял благоутробием Божиим. Был заступник нищеты: ибо не в наружности, но во внутренности поставлял человеческое богатство. Был обличитель богатых, или паче богатства: ибо ненавидел его исчадие, роскошь и гордость. Таковый его добродетельный нрав, таковое его учение столь пользовали церковь Божию, что она во время его святительства процветала, и украшалась плодами истиннаго благочестия и добрых нравов. Храмы наполнены были чадами Божиими, были они просвещенны в знании закона: хулители и зловерные молчали: добродетельные в подвиге своем ободрялись: дерзновенные были обличаемы, и в предприятиях своих удерживаемы: грешники раскаевались, и обращались на путь истинный: бедные получали утешение, и о нищете своей не тужили; богатые смирялись, и богатство свое научались употреблять в лучшее.

Таковый имел Святитель наш учения своего успех: и таковою в церкви прежде Антиохийской, а потом Константинопольской гремел он славою; да и все пределы земли именем Иоанновым были оглашаемы.

Но прошли давно те времена: умолк его язык: и священная его душа прешла от земных к небесным. Так что же возбуждает нас и ныне праздновать память его, и во храм к нему притекать не иначе, как бы он еще жив был? В сем то заключается таинство веры нашея, возлюбленная братия! Ежелиб мы думали, что с телом умершим умирает и душа, то не только мало имели бы мы нужды помышлять о памяти Иоанновой, но и мало, или и никакого не могли надеяться от него плода?

Но Иоанн не умер; а жив. Напрасно гонители силились лишить его жизни: достигнуть они сего не могли: а только не хотя доставили ему лучшую жизнь, и большую славу: да и самое учение его чрез сие стало быть для всех веков действительнее и достопочтеннее. Как! Святый Иоанн мертв? Я уже не говорю, что он ныне жизнию вечною живет в Боге, и в сане святительском предстоит престолу его ходатайствуя о нас. Не говорю о сем: ибо вера наша святая в том нас уверяет несумнительно. Но я скажу, что он живет и на земли, и всегда будет жить, доколе не поколеблются основания мира.

Жизнь наша здесь узнается по действиям. Когда я действую, не льзя меня назвать мертвым. Но златый Иоаннов язык умолк ли и ныне? Не проповедует ли и ныне он, не наставляет ли в Богопознании, не исправляет ли нравы, не возбуждает ли к покаянию, не подкрепляет ли унывающих, не утешает ли плачущих, не ободряет ли скудость сносить великодушно, не обличает ли развращенных, не страшит ли зловерных и жестоких? Поистинне, так я мню, что его учение ныне еще есть действительнее, нежели когда оно устами его было произносимо. Ибо то было не чрез долгое время, и в некоторых тесных местах земли, и пред некоторым не многочисленным народом. Но ныне он учит своими писаниями чрез течение столь многих веков, по всему кругу земному, все народы, и на всех языках. Так можно ли сие почесть, что Иоанн не есть жив? Жив он на небеси духом безсмертным: на земли писаниями Богодухновенными.

И сие-то возбуждает нас праздновать память его, и притекать во храм именем его прославленный. Ибо всяк истинный Христианин прославляя память его, любит добродетели его, и желает пользоваться его наставлениями. Сим мы оживотворяя себя, оживотворяем, коли могу так сказать, и самаго Златоуста. Жив он для живущаго жизнию его: жив он для питающагося словом его. Но будучи жив он сам в себе, есть мертв для мертваго грехом, есть мертв для нечувственнаго сердцем.

Когда он возвышая руку проповедовал на амвоне церковном, утешался и восхищался видя плод живый учения своего: но огорчался и рыдал, когда усматривал противное тому. И ныне взирает он на нас: ибо в зерцале Божия вездесущия видит он все, и находя нас хранящих учение его, чувствует в себе умножение вечныя радости. Но находя тому противное, хотя уже огорчаться и рыдать не может: ибо он днесь выше всех страстей человеческих: однако не иначе уже на нас взирает, разве как на мертвых, коих животное его слово оживотворить не сильно. Так в сем ли будет состоять наше ему торжество? И сим ли угодим ему?

Я при сем скажу слово хотя поразительное, но истинне не противное. Гонимь был святый Иоанн в жизни сей: но гонение сие ему не причинило никакого существеннаго зла. Ибо смерть его постигла бы и без того по пределу естества. А паче оно его прославило. Ибо оно-то стало быть самым сильным доказательством, что он был любитель правды более, нежели своей жизни; и что более привязан был к небеси, нежели к земле: а потому и учение его более восприяло силы и уважения, яко мужа великаго столь великим свидетельством засвидетельствованнаго. И так не те были гонители его. Но ктоже? Отягощаюсь сказать, но сказать истинна велит. Тот, кто учению его противное творит, и живет в нераскаянии. Сей есть гонитель его. Ибо хотя он не отъемлет у него жизни, да и отнять не может; но отъемлет животворную силу от писания его, каковая сила была яко душа его. Не может он его умертвить; а паче сам себя умерщвляет; но тем более оскорбляет его: ибо святый другаго жизнь истинную не иначе почитал и почитает, яко собственною своею жизнию. Таковые великие мужи бывают сердобольны: так как сердобольная мать лишившись любимаго сына желает и ищет смерти и себе.

Сие ведая, празднолюбцы! прославим Святителя, подражая житию его. Пользуясь его учением докажим, что оно в нас живо и действительно. Грешники покаянием о своих грехах его почтите: богатые добрым богатства употреблением: бедные великодушным участи своей терпением: гордые смирением и снисхождением: пастыри не леностным слова Божия проповеданием, и ревностным о спасении овец попечением. Сим, ежели не умножим его славу, яко безпредельную, но конечно умножим свою. Ты же Святителю Божий! вознесенный ныне на амвон небесный, златым языком греми оттуду во вся концы земли: праведных ободряй, грешных исправляй, устрашай ожесточенных, и о всех нас не престани вопия ко Господу. Аминь.

Говорено в Златоустове монастыре 1787 года, Ноября 13 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.