Слово в неделю Ваий

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ.

Бывшие между нами беседы о покаянии я не мню, чтоб благодать Божия оставила без действия в сердцах Христиан истинных. Вы дети церкви. Вы, ежели, яко человеки, согрешаете; но во грехе ожесточаться не может допустить вера в душе вашей обитающая. Многолюдныя во храме сем собрания доказывали вашу любовь к Богу, и что вы весьма помните долг попечения о спасении своем. Ежелиб и не все тронуты были благодатным покаяния действием; но весьма восторжествует церковь Божия, ежели из многих, хотя некоторых, ежели и единаго обрящет. Почему изъяснив, что возбудить нас может к покаянию; и что оному бывает препятствием, желаю и последнее открыть вам искушение, какое для кающагося паче всего есть опасно.

Поистинне удивительно и страшно, что иногда и при самом уже береге бывает потопление. Грешник наконец узрит свои грехи и беззакония, возчувствует их тягость, сокрушится, поразится с одной стороны лютостию и множеством их; с другой правосудием Божиим и гневом Его. Что же из сего вытти может? страшный случай отчаяния. Грешник таковым образом сокрушенный и пораженный может впасть в сию мысль, что уже нет больше для него прощения, что затворилась для него дверь милосердия: и не остается ему больше помышлять о спасении своем, как только, оставаться в своем падении, и ожидать конца, какой сам собою воспоследует.

Страшный сему пример видим мы на Иуде предателе, который хотя раскаялся в своем злодеянии; но столь поражен был, что вместо того, дабы прибегнуть к милосердию Божию, шед удавися (Матф. гл. 27, ст. 5). Ах! к сему ли должно приводить истинное покаяние? Так ли велик грех, чтоб он мог преодолеть человеколюбие Божие? Нет! напротив.

Нынешнее Евангелие, при окончании поста, яко времени покаяния нарочно предуготовало нам сильную помощь противу сего искушения. Ибо что оно говорит? Не бойся дщи Сионя! Се Царь твой грядет тебе кроток (Иоан. гл. 12, ст. 15). Не бойся дщи Сионя! не бойся грешная душа! слыши и ободрися. Ты хотя согрешила противу закона; но еще ты дщерь Сионя. Ты член тела Христова, ты не отчуждена от церкви, ты не отлучена от святейших ея таин. Член, хотя и болезнен, но доколе он не отсечен от живаго тела, все еще имеет надежду исцелен быть; поелику животворный тела сок ему еще сообщается. Не отчужденный от церкви, не отчужден и от ея святыни и заслуг, не отлученный от ея таин, не есть еще мертв; ибо и врачевство покаяния до него принадлежит, и еще питается он животворящею пищею тела Христова. Так не бойся грешная душа! Ибо ты еще не перестала быть дщерию Сионею: ты дщерь Сионя, не бойся: се царь твой грядет тебе кроток.

Царь бывает и грозен и милостив; никто не может, как царь, строже поступить; но никто же не может оказать и большей милости. Коли он Царь, может тебя осудить; но может тебя и помиловать. Не закон им властвует; но он распоряжает законом. Он дал закон осуждения для грешников; но он же дал и милостивый Евангелия закон для кающихся. Сего Царя есть оный достойный его величества глас: Помилую, егоже аще милую; и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. гл. 33, ст. 19). Он Царь праведный; а праведный царь, как нераскаяннаго казнит, так и кающагося прощает.

Ежели же царь земной иногда и кающагося не прощает; и то для того, что он, яко человек, не знает, истинное ли его раскаяние, и по освобождении от казни, исправится ли он; или еще и в большия впадет преступления. Но небесный Царь ведает, что ты истинно от греха обращаешься. Для того Он и разбойника простил, что видел его кающееся сердце в таком расположении, что естьлиб он после сего и весьма долгое время пожил на земле, никогдаб уже на прежния дела свои не возвратился.

Но дабы ты грешная душа не подумала, что сей Царь, как помиловать, так и казнить может; а потому ты от Него более наказания, нежели помилования ожидать должна; то Евангелие предупреждая сие говорит: что Он не только есть Царь просто; но прибавляет, что Он есть Царь твой. А сие значит, что Он тебя знает, что ты домашняя Его, что Он о тебе более печется, нежели ты сама о себе. Когда Он есть Царь твой, то сие значит, что как будто Он оставив попечение о всех тварях и видимых и невидимых, промышляет о тебе единой, и о сем Он тебя уверяет не словами токмо, но и самым делом. Вспомни, как сей добрый Пастырь, оставил девятдесять девять незаблуждших овец, и искал единую овцу заблуждшую.

Смотри и слыши, что Он не только есть Царь твой, но и Царь кроткий. О кротости и благости Его примеры и свидетельства суть безчисленныя. Спросил Его Петр, что заслуживает ли тот прощение, который бы седмь раз впал в едино и тоже прегрешение; на то милосердый Спаситель ответствует, что Не до седми только раз, а до седмидесяти седмерицею (Матф. гл. 18, ст. 22). Но что может более изъявлять Его милосердие, как то, что Он оставил небеса, сошел в сию юдоль плачевную, оделся рубищем нашея греховныя плоти, все претерпел нужды, поношения, гонения; наконец пострадал, всю свою пролил кровь, умер, да еще и смертию поносною. Почто все сие претерпеть Он благоволил, ежели не для того, чтоб кающагося принять, и возставить его спасение? Он умер за все грехи всего мира: когда за весь мир, так и за тебя; когда за все грехи, так и за твои, какияб они ни были. Уже ли есть больше грех, как умертвить и распять Сына Божия; но Он и За распинателей своих молился (Лук. гл. 23, ст. 34), и конечно молитва Его не осталась без действия; конечно многие и из распинателей покаявшися спаслися.

Что злее было Савла? он гнал рабов Божиих и радовался проливая неповинную кровь их; а в лице их гнал самого Сына Божия; так, как Он, яко жалуяся, ему сказал: Савле, Савле! что мя гониши? (Деян. гл. 9, ст. 4). Но и сей Савл, сия свирепостию дышущая душа, не отвержена от милосердия Божия; да еще и удостоен он стать сосудом избранным.

Сии примеры не довольны ли ободрить тебя, грешная, но кающаяся душа! Но посмотри далее, и разсуди следующие слова: се Царь твой кроткий грядет: грядет. А сие значит, что Он еще и не ожидает, чтоб ты к Нему пришел: но сам собою без призыву твоего к тебе приходит. Еще двери сердца твоего заперты; а Он уже в них толкает. Не грядет токмо; но пришедши уже толкает в них, сидит при них, не отходит, ищет случая, чтоб при первом сердца твоего движении, тотчас взойти в него. Ты вздохнул мало; Он уже приступает: ты слезу пролил; Он уже входит: ты сокрушился; Он уже вселяется: ты возстенал; а Он уже и утешает тебя. Ибо не просто сказано: Царь грядет; но се Царь грядет. Се: а сие значит, что Он от тебя никогда не удален; Вот Он при тебе; вот в тебе и с тобою: ты от Него уклоняешься; но Он не уклоняется от тебя: се везде грядет за тобою. Так как же Он удалится от тебя, а не паче объимет тебя, когда ты обращаешься к Нему?

Да и смотри, что Он к тебе грядет не с тощими руками, но с великими дарами, с великим богатством. Евангелие говорит: не бойся дщи Сионя! Се Царь твой грядет тебе кроток: а Пророк Исаия к сим самым словам еще прибавляет: Грядет, имеяй с собою мзду (Исаии гл. 62, ст. 11). Ты раны открываешь; а уже Врачь предстоит и с готовым врачевством. Ты себя осуждаешь, а Он возвещает оправдание: ты чувствуешь проклятие закона; а Он тебе дарует благословение Авраамово: ты себя связываешь; а Он разрешает: ты почитаешь себя быть недостойным земли; а Он тебя возводит на небо: недостойным сея жизни; а Он тебя удостоивает жизни вечной с самим собою. И хотя все сие есть едина Его милость; однако Он называет то мздою: то есть, почитает; что акибы ты все сие заслужил, и акибы то было достойная за покаяние твое награда. Так можешь ли ты после сего всего отчаяваться о Его милосердии?

Верую, скажешь ты, милосердию Его, что Он покаяние истинное приемлет: но не ведаю, истинное ли есть покаяние мое? Но почему не истинное? Когда ты веруеш несумнительно, что Он не хощет смерти грешнику, но обратитися и живу быти ему; когда ты признаешь пред Ним все свои грехи, чувствует к ним отвращение, воздыхаешь, плачешь, сокрушаешься без лицемерия всякаго; то почему же твое покаяние есть не истинное?

Я, де, не ведаю, устою ли в своем обещании, чтоб отстать от тех грехов, в коих каюся. А когда на тоже возвращуся, что будет за покаяние, и какой ожидать милости? Но для чего не устоишь ты в своем обещании? Есть надежда, когда только истинное от греха имеешь ты отвращение. По крайней мере и то велико, когда помалу; но не преставая, тягость своих грехов облегчать станешь. Ежели и паки в теже впадешь грехи, не медля за тоже принимайся врачевство покаяния. Не столь сие опасно, что слабость темже подвергнет тебя грехам: но весьма бедственно, ежели ожесточение приведет тебя презирать сие врачевство спасительное.

Впрочем вера учить, что мы Спасаемся по благодати, а не по долгу (Рим. гл. 4, ст. 4). Сколькоб кто ни был совершен и свят, может ли столь дерзок быть, чтоб пред Богом сказал: я имею право требовать от Бога оправдания и награды. Когда же мы спасаемся по благодати, так по сему и не могут быть участны Его милости, разве одни грешники кающиеся. Где бы Он свет свой имел возсиять, как токмо над седящими во тме?

Всем сим нами сказанным ободрите вы кающиеся души, свое чувствительное сердце, и вооружитеся противу сего опаснаго искушения. Милосердаго имеем Господа! не презрит Он никогда покаяние ваше от сокрушенныя души приносимое.

Да и я недостойный служитель слова Христова, в сие постнаго времени течение, довольно видел ваше к покаянию разположение. Бывшия во храме сем многолюдныя собрания, и что вы всякия от великой тесноты затруднения сносили без отягощения, что вы со благоговением службе Божией предстояли, что вы со охотою отверстыми усты и душами примали проповедуемое слово Его; все сие есть несумнительным свидетельством, что вы не только не удалены от покаяния, ежели в чем, яко человеки согрешили; но еще и преуспеваете во благочестии и добродетели.

Впрочем не оставляйте испытывать сами себя. А испытания образ вот и сам собою открывается. Приближается праздник Воскресения: во оный спасительный день когда почувствуете вы в сердце своем радость, радость не мирскую, о какихлибо удовольствиях мира сего; но радость духовную, о благодати дарованной нам умершим за нас и воскресшим Христом, тогда всяк может себя уверить, что воскресший Христос и душу его грехами умершую воскресил. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1789 года, Апреля 1 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.