Все деяния Господа Иисуса принадлежали нам: все они клонились к благоустройству и спасению нашему. Он для нас воплотился; для нас странствовал на земле: для нас пострадал, и умер для нас. В нынешнем Евангелии он говорит: Се вижу небо отверсто. Сии радостныя слова нам принадлежат. Ибо видит он для себя ли отверстое небо? Но когда оно для него было затворено? Он сошел на землю, не оставив неба; ибо никогда от недр Отеческих не был отлучен. Видит он небо отверсто не для себя, но для нас. Для нас оно было подлинно заключенно: но его силою для нас стало быть отверсто; ибо он есть великий Архиерей прошедый небеса.
Но когда для нас небо заключилося? Еще в раю, когда праотцы наши из онаго были изгнанны; да и чтоб паки в него никому входу не было, страшный Херувим с пламенным мечем ко дверям онаго приставлен. Но не столько пламенный мечь, сколько грех наш и преступление до входу райскаго не допускал нас. Грех нас из рая изгнал; он же и от входу нас в него удерживал. Сей смертоносный ключь крепко для нас запер двери небесные. Но когда Ходатай между Богом и нами Господь Иисус ныне говорит: Се вижу небо отверсто (Иоан. гл. 1, ст. 51): конечно вход в него стал уже для нас быть свободен. Какая приятная для рода человеческаго весть! Сие не есть ли то, что на нас седящих во тме и сени смертней свет возсиял велий.
Не опустим мы, О Христиане! сего благоприятнаго случая. Поспешим на небо; особливо, когда оно уже отверсто: и когда Ангели Божии, одни от нас туда восходящие, другие оттуду сходящие к нам, какбы нас туда приглашают, и простирают руки на объятия наша. Я вкупе с ними, недостойный служитель сего церковнаго неба, вас к тому увещаваю, возбуждаю, и словом Божиим желаю облегчить ваше туда шествие.
К сему и мне и вам спомоществует и самое сие настоящее время. Ежелиб я сие учение вам предлагал тогда, когда мир занимал вас своими увеселениями; когда страсти своевольствовали; когда плоти угождаемо было; а дух совсем забвен и пренебрежен был; тогда едва ли бы слово мое какой могло иметь успех. Но ныне с большею охотою к тому приступаю; ибо приятною благаго успеха надеждою ободряюся. Ныне время поста; ныне время покаяния. Нощь прейде, а день приближися (Рим. гл. 13, ст. 12). Вот самыя небеса подают нам ключь ко отверзению их, или паче они уже отверсты, как слышали вы; отверсты не потому, чтоб мы то заслужили; но потому, что Бог благоволил нас помиловать Господем нашим Иисус Христом. Так остается только, чтоб мы восхотели итти в отверстые для нас небеса.
Восхотели, говорю. А сие значит, что нам только надлежит переменить свою волю. Перемена воли составит наше покаяние. Предложение кажется для нас не трудное. Ты возлюбил грех; теперь возненавидь его. Ты любил порок; теперь возлюби добродетель. Ты любил свое несчастие; теперь возлюби свое блаженство. Сего только требует покаяние.
Трудно ли сие предложение? Трудно; многие скажут из грешников. Но я их вопрошу; для худа сотворен человек или для добра? Не думаю, дабы кто осмелился сказать, что человек сотворен не для добра, а для худа. Когда же он создан для добра; так видимо, что, ты творя худое, не потому ходишь пути, на коем тебя Творец поставил. Вот необходимость, что тебе непременно надлежит любить добро, хотяб оно для тебя и трудным казалося.
При том, когда человек сотворен для добра, то тем самим Бог его так устроил, что состав его души и тела ближе расположен к добру, нежели к худу. А сие доказывает, что волю переменить от худова на добро, не есть трудно, но удобно, ибо есть естественно: поелику человек более и ближе расположен к добру, нежели к худу.
Но скажешь ты, что я чувствую не меньше склонности к худому, как и к добру. Положим, чтоб сие было и правда; поелику человек свободен; а потому и к добру и к худу равно склонен. Но сие-то самое и должно тебя поощрять более к добру, нежели к худому. Ежелиб ты был только всегда склонен к единому добру; не можноб было тебе прямо приписать ни добродетели, ни заслуги, ни чести. Тыб был тогда некоторое невольное орудие: действуемое другим, а не собою. Казалсяб ты хорошим; но сия доброта, яко не твоя, не от твоего произволения и тщания произшедшая, не приносила бы тебе никакой чести, ни славы, ни награды. Нет! Бог премудрый тебя иначе устроил чтоб более тебя прославить и возвеличить. Дал тебе произволение: посему ты стал склонен к добру; но стал склонен и к худому. Что сие значит? То, что он сотворил тебя героем мужественным: так тотчас следовало поставить противу тебя неприятеля, коего бы ты храбро поражал и повергал его под ноги свои. Ежелиб сего сопротивления противу тебя не было поставлено, гдеб ты мог оказать свое мужество? Гдеб ты мог оказать верх своея силы? Онаб показалась, что напрасно и дана тебе. Тыб разслаб; а тем самим и попустил бы злу над собою верх возыметь. Но ты ему не уступай; оружия от Творца тебе данныя благоразумно употребляй к побеждению его. Ты чрез сие исполнишь Божеское о тебе намерение; ты чрез сие откроешь благородство природы своея: ты чрез сие заслужишь честь и славу, и Бога яко одолжишь к праведному подвига твоего увенчанию.
Но скажет кто, что склонности к худому в человеке еще сильнее, нежели к доброму. Скажет кто сие; да и сошлется на Павла, который тоже почти говорит: Хотети доброе прилежит ми, а еже содеяти оное, не обретаю (Рим. гл. 7, ст. 18). То есть: чувствую в себе желание к добру; но чтоб оное исполнить, столько сил в себе не ощущаю. На сие имею я сказать первое: надобно изыскать, откуду таковая слабость происходит. Ибо никак не вероятно, чтоб Творец нас такими слабыми создал; дабы мы не могли делать добро, преодолевая зло. Сия слабость происходит от нас. Мы не вникаем в самих себя. Мы более себя ограничиваем телом, нежели духом. И в мысли и в глазах у нас более тело, нежели душа. Душа, яко невидимая, нам мало когда и на мысль приходит, какбы в нас ее и не было; или какбы она мало до нас принадлежала. И потому все попечение свое всегда обращаем на одно тело, и на выгоды его. Чрез сие склонности к худому усиливаются, и удобно над добрыми берут верх. Внимай более в превосходнейшую духа твоего часть: разсматривай с прилежанием его преимущество и удовольствия добродетели, тотчас почувствуешь в себе благодатную перемену, тотчас склонности к худому окажутся безсильными, и владычеству разума и совести покоренными.
Но хотяб второе и подлинно склонности ко злу столь в человеке были сильны, что он не мог бы их преодолеть; однако сие можно сказать о человеке естественно поврежденном, и погруженном в своем растлении. Но не можно сего сказать о человеке Христианине. Апостол сказав, как выше упомянули мы, что человек сам собою совсем слаб зделать чтонибудь доброе; однако он же в лице Христиан в другом месте иначе говорит: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе (2 Кор. гл. 2, ст. 14). Христианин сверх естественных к добру сил много имеет дарованных благодатию Евангелскою. Он не есть рождение плоти, но рождение духа (Рим. гл. 9, ст. 8). Сие рождение, яко рождение чистое и святое выводит его в подвиг противу зла вооруженна всеми оружии Божиими.
Да и подлинно; сколькоб кто ни подвизался, но когда для него небо, яко награда подвига, не есть отверсто; всуе бы он подвизался, и нельзя ему не ослабнуть. Но Христианин, когда только вступает в подвиг, вот уже для него небо отверсто. Известно же, что во всяких и величайших затруднениях много облегчает не сумнительная победы и награды надежда.
Воззри горе Христианин! Небо для тебя уже отверсто. Сии отверстыя небеса не поощрят ли тебя в подвиг противу греха вступить с горячим мужеством. Се венцы уже висят над главою твоею. Не даждь славы твоея иному. Не попусти, чтоб пришли другие от востока, запада, севера и моря, и овладели бы небом; А сынове царствия были бы изгнаны вон (Матф. гл. 13, ст. 38). Теки поспешно, не озираясь на суету мира. Бог сам тебя к тому призывает. Сие время поста тому же содействует. И я, обязанный долгом руководства душ ваших, как ныне, так и в следующие недели, ваше и свое вкупе на небо восхождение словом Божиим облегчать за егоже святою помощию, не оставлю. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1789 года, Февраля 25 дня.
24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра