Таковые случаи, в коих мы своих собратов и чад церкви псалмопениями препровождаем к Богу; Таковые случаи заставляют нас возлюбомудрствовать о смерти и воскресении. Чем более слабость природы представляет нам смерть страшною: тем усильнее одолжена церковь Христова сей страх разгонять, и показывать, что он есть мечтательный. А притом и весьма удовольственно, ежели урон умершаго тела вместо того, чтоб причинить вред, великое доставит для души приобретение.
Кто плачет и рыдает о смерти, тот унижает заслуги Христовы. Ибо Христос победил смерть. Ежели бы и неверующие рыдали и плакали, предосуждать бы их в том надлежало: ибо казалось бы, что они поступают против устава естественнаго: но что, когдаб сие творил и самый верный, после толиких и ясных о воскресении доказательств? и неверующие воскресению изобретают на случай смерти слова утешительныя, говоря: сноси великодушно; что уже сделалось, слезами и плачем того переменить не возможно. Но евангелие не говорит только сие, что сноси великодушно; понеже переменить того не возможно; а паче говорит: сноси великодушно; ибо умерший воскреснет конечно: Лазарь друг наш успе, а не умре. Умолк на время, а не погиб. Ибо сретят его воскресение и живот и жребий Ангелский.
Не слышиши ли, что церковь при погребении велегласно воспевает: Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя (Псал. 114, ст. 6). Вот смерть называет Бог благодеянием; а ты плачешь. Естьли же и плачешь, то слезы твои раствори радостию духовною и благодарением. Ибо отчаянный плачь и терзание принадлежат единому врагу спасения нашего. Пусть он плачет, пусть он рыдает, и терзается от зависти, что его козни не успели воспрепятствовать нам к достижению лучшаго. Ибо пристанище тихое смерть есть.
Разсмотри, коликих исполнено зол настоящее житие. До него принадлежат оные угрозы правосудия Божия: В болезнех родиши чада: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. гл. 3, ст. 16 и 19). В мире скорбни будете (Иоан. гл. 16, ст. 33). Видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет его по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда: И не оскуде от стогн его лихва и лесть (Псал. 54, ст. 10, 11, 12). Вот какое смертнаго на земли состояние! Но о небесных напротив сказано: Отбеже там болезнь, печаль и воздыхание. Почто убо унижаеши умершаго блаженство? Почто заставляешь и других бояться смерти, и осуждать Бога, как будто он великое нам чрез смерть причиняет несчастие? Умерший отошел в пристанище; а ты своими рыданиями нарушаешь сей покой, и устрояешь новую бурю.
Но такова, де, есть наша природа. Никак! Сия слабость не есть природы, ниже порядка вещей: но мы произвольно себя ослабляем и благородство природы предательствуем. В таком будучи слабом расположении, как мы о безсмертии беседовати возможем? Как уверим в оном неверующаго, когда наши слова с самым делом не будут согласны? Многие из язычников оказали себя при смерти или других ближних, или и самих себя великодушными и мужественными, так что смерть стречали, яко нечто вожделенное: сколько же Христианина, да и веру его таковые примеры постыдить должны?
Но ежелиб все сие и не послужило ко уменшению твоей печали; то самое времени течение мало помалу печаль твою уменшит, и наконец совсем загладит, но уже для тебя никакой не будет чести и награды; поелику будет тому причиною одно неодушевленное время; а не твое благоразумие и великодушие: ибо печаль посещения Господня перенести не только терпеливо, но и с благодарностию, есть благородная и превосходная добродетель.
Но желал бы ты всегда видеть преставльшагося. Изрядно! Добродетельно поживи, и вскоре его узришь не в тлении; но в нетлении: не в скорби; но в радости и славе. Ибо помысли, кто есть скончавшийся, и что есть кончина. Жизнь сия есть путь, путь должайший, разными трудностями и опасностями окруженный. Человек скончавшийся есть тот, который благополучно сей путь уже прешел, и достиг до своего постояннаго и всегдашняго жилища. Не должны ли мы тотчас притечь к нему с радостными приветствиями, что он свой подвиг окончал счастливо. В позорищи подвижник достигший до назначенной меты сречается всех поздравлениями и увенчавается венцем. Всяк о Господе преставльшийся таковым же образом от нас принят быть должен.
Повествуют, что когда блаженнаго Августина мать Моника, жена благочестивая и добродетельная скончалася; все сродники и ближние тотчас подняли было плачи и рыдания: но просвещенный Августин их остановил, говоря: что постыдно и обидно будет для жизни ея благочестивой и добродетельной, ежели по ней плакать и рыдать. Она более заслуживает, чтоб принести Владыке живота и смерти благодарственное пение, что помог ей подвиг свой скончать благополучно. И для того отверзши священную псалмов книгу воспели все: Милость и суд воспою тебе, Господи. Вот святый пример, как мы преставльшихся благочестиво к небесам препровождать должны. И для того церьковь Божия совершает над умершими пения, и восхваляет имя Господа даровавшаго покой преставльшемуся.
Во Иудейском плотском законе воспрещено было к мертвым прикасаться, и повелено омывать себя, естьлиб по случаю кто к ним прикоснулся. Но по христианству мы умершаго вернаго брата своего тело почитаем целованием; яко честный сосуд, в коем пребывала благочестивая душа; яко священное орудие, кое вместе с душею потрудилося в делах Богоугодных. По сей же причине мы и тела умерших Христиан погребаем при Божественных храмах. Как были они дети церкви, то сия благоутробная мать и по смерти от себя их не отпущает, но хранит в своих недрах, доколе их не представит целыми и святыми в последний день общаго воскресения.
В сей надежде славы и воскресения преставился и сей знаменитый муж князь Михайла Никитичь. Он подвиг скончал, и течение совершил. Подвиг его был мужественный, и течение благоуспешное. Не о том должны сетовать, что его лишилися; но паче о том радоваться и благодарить Бога, что он делами своими доставил честь своему имяни, славу своей фамилии; паче же услугу своему отечеству. Был верный и благоразумный слуга государства; и храбрый поборник по целости и благосостоянии его. Чрез сие поспешал он к безсмертию, не к сему только безсмертию, которое состоит в продолжаемом чрез некоторое время его дел повествовании; а паче к безсмертию тому, о коем сказано: Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука. Ибо служа отечеству, служил Богу на сие его призвавшему: и храня благосостояние общества, тем самым служил и церкви Божией, которыя был присвоенный чрез крещение сын, и с исповеданием веры ея, яко с надежнейшим напутствием, прешел в вечность.
Ты же, Боже милостивый и человеколюбивый! сподоби его сопричисления ко избранным твоим: Призри на него, и помилуй его, по суду любящих имя твое (Псал. 118, ст. 132). Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, при погребении Г. Генерал Аншефа и Кавалера князь Михайла Никитича Волконскаго, 1788 года, Декабря 14 дня.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра