Слово на день воздвижения честнаго Креста

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО КРЕСТА.

Божественный Павел ничего столько не желал, как чтоб хвалиться Крестом Господним. Мне, говорит, да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа (Галат. гл. 6, ст. 14). Известно, что под именем Креста разумеется не иное что, как труды, подвиги, безчестия, гонения, мучения. Странно кажется, чтоб человек пожелал всем сим хвалиться. Мы обыкновенно сего страшимся, и всемерно того избежать стараемся. Ежели же бы все сии нами почитаемыя несчастия нас постигли, мы не хвалиться ими обыкли; но скорбеть, негодовать, роптать и оплакивать свое состояние.

Люди мира сего совсем в ином похвальбу свою поставляют: они хвалятся, когда кто из них благородством почтен, когда возвышен честями и достоинствами, когда богат, когда учен, когда красив и здоров. Но Апостол все сие миновав, или и презрев, хвалиться желает, и хвалится одним Крестом: хвалится не благородством, но худородием (1 Кор. гл. 1, ст. 27 и 28). Худородных, говорит он, избра Бог. Хвалится не разумом, но буйством. Буяя, говорит, избра Бог (1 Кор. гл. 4, ст. 9 и 11). Хвалится не богатством, но бедностию. До сего часа, вопиет он, и алчем, и жаждем, и наготуем, и скитаемся. Хвалится не красотою и здоровьем, но болезнями и ранами. О немощи моей, пишет он, похвалюся (2 Кор. гл. 11, ст. 30). Вот похвала Апостольская! Вот похвала всех истинных рабов Божиих! Но как сие для мудрования мирскаго странным покажется, то и должны мы для Христиан сию истину истолковать, и показать, что она есть основательна, не только по содержанию мудрости духовной, но и по самому естественному благоразумию.

Разсуждая по мирскому, крест есть труды и подвиги, какие мы живучи на земле и во обществе должны сносить, содержа дом, содержа семью, снискивая и себе и домашним пропитание, многия семейныя скуки, досады и затруднения преодолевая терпением, имея дела с соседами, с начальниками, с судиями. Надобно всем угодить, надобно могущие от них быть привязки и притеснения предварить и отвратить: или уметь великодушно их перенести, и благоразумно терпя меншее зло, тем самим предупреждать, чтоб не постигло еще зло большее. Вот крест мирской!

Различные и премногие его виды изчислить трудно, всяк из вас в мире живущий самым опытом каждый день, и каждый час знает, в чем состоит крест сей, и чувствует тягость его. Теперь посмотрим, можно ли хвалиться сим крестом?

Конечно похвалы сей ни истиннее ни славнее быть не может; ежели только в ношении сего креста мы не ослабли. Надобно было тебе для содержания дома много понести трудов: ты понес, леность отверг, слабость преодолел, силы телесные и душевные в неослабном содержал напряжении. Хвались сим крестом: сия есть истинная и великая похвала. Надобно было тебе исправить кротостию и терпением самонравную свою жену; детей обучить, от содружества развратнаго их предостеречь; или начинающееся в них развращение тотчас остановить, и зделать их честными людьми: ты во всем том успел: ввел в дом свой порядок и тишину; хотя великаго сие стоило тебе труда. Хвались сим крестом: сия хвала есть истинная и славная. Надобно было тебе иметь дело с соседами, с начальниками, с судиями. Ты или благонравием своим их склонными к себе учинил; или благоразумием гнев их и неблаговоление предупредил; или терпением злоухищрения их и нападения преодолел. Хвались сим крестом: сия похвала есть истинная и великая.

Теперь сравни похвалу своего креста с тем, чем люди обыкли хвалиться. Тот хвалится благородством: но что, когда он притом презрителен и горд? Другой хвалится богатством: но что, когда он его или нажил беззаконно, или разточает безпутно? Третий хвалится разумом и ученостию: но что, когда он притом развратен сердцем? Иной хвалится здоровьем и красотою: но что, когда у него здоровье и красота служат к единому удовольствию страстей? Можно ли всем сим хвалиться? Хвала твоего креста есть истинная: ибо она основана на добродетели, есть великая: ибо полезна и тебе и другим. А та похвала есть ложная: ибо основана на пороке: есть презренна: ибо вредна и для них и для других. И так крест и мирской больше дает причины хвалиться, нежели все то, чем мир обыкновенно хвалится.

Но крест христианской есть совсем иной. Он есть конечно тягостнее; но и похвала его есть несравненно превосходнее. Сей крест состоит также в трудах и подвигах, но когда я его несу не по любви к себе; но по любви к Богу: не по любви к жизни сей; но по любви к жизни будущей.

Ты умерщвляешь страсти, чтоб не плоть и кровь, но благодать Божия тобою управляла. Подвиг великий и трудный! но и сколь же славно стать над своими страстями победителем! Ты добровольную нищету избираешь, дабы оставить при себе сию великую славу, что ты всего себя истощил в пользу и облегчение страждущаго человечества. Ты терпишь поношения, ты терпишь гонения, без малодушия, без роптания, единственно для того, что веруешь, яко все то без воли вышняго твоего Отца быть не может, и что терпением он искушает и чистит рабов своих. Какая похвала с сею сравниться может? Ты не отрицаешься и страданий и мучений, и самыя смерти за правду, за веру, за имя Христово. Противу сего столь страшнаго ополчения выступить небоязненно, охотно, радостно, какая слава, какая похвала!

О святые мученики! вы страданием своим нас удивили бы, ежелиб мы не знали, что вы в сем всю свою похвалу и славу поставляли. Мы видим на первых вступивших в сей подвиг Апостолах, что когда они сечены были за то, что проповедали Христа, оттуду возвращались не унылы, не печальны; но радостны и веселы, яко за имя Христово удостоились безчестие принять (Деян. гл. 5, ст. 42). А посему видно, что они раны таковыя и биения почитали славнейшими знаками великаго достоинства, паче всех красот и венцов мирских. Так какже бы им таковым крестом не хвалиться? Почему древние христиане, ведая, что мученические раны столь драгоценны, весьма усердствовали, дабы удостоиться поцеловать раны страждущаго мученика: целовали их с любовию и усердием чрезвычайным. Да и по смерти таковыя разтерзанныя мучением тела христиане искали и хранили, яко неоцененное сокровище. Так посему Апостол имел весьма сильный резон хвалиться крестом.

Но остается узнать, для чего Апостол хвалится крестом не своим, а Христовым. Чужим страданием хвалиться, кажется, непристойно. Да притом Павел и сам толико страдал, что, как сам он говорит, Язвы Господа Иисуса на теле своем носил, и страданиями своими дополнял недостатки страданий Христовых (Гал. гл. 6, ст 17. Колос. гл. 1, ст. 24): То для чегож бы ему не хвалиться крестом собственным своим?

Имел он на сие резоны важные. Вопервых, свойственно благоразумному и честному воину под начальством искуснаго военачальника служащему, всю честь и славу завоеваний и побед приписывать не себе, а военачальнику. Но сей резон есть маловажен. Крест Христов заключает в себе всю силу и всю помощь, что христианин может нести крест свой. Павел сие ведал: он знал, сколь человеческие силы сами собою слабы и недостаточны. Добраго ни помыслить сами собою мы не в силах. И для того он говорит: Вся могу; вся могу вытерпеть и преодолеть: но чем? Не сам собою: а о укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. гл. 4, ст.13).

Да и действительно, помыслите, что претерпели Апостолы, что мученики, да и добровольно, и без боязни, да и с охотою, да еще и с радостию: возможно ли, чтоб человек сам собою так поступить мог? Посмотри на Петра, каков он был сам по себе, и каков по восприятии благодати? Сам по себе будучи убоялся одного гласа последней рабыни, а восприяв благодать, от лица мучителей шел хотя с разтерзанным телом, но с видом радостным.

И так, понеже сила вся нашего терпения зависит от силы креста Христова, то и следует нам хвалиться не собою, но Богом, не крестом своим, но крестом Христовым. Когда я сам собою хвалюсь, к миру себя привязываю. Но крестом Христовым, мне мир распятся, и аз миру (Гал. гл. 6, ст. 14). Когда я весь завишу от Бога, когда во мне действует не моя сила, но сила креста Христова, то мне в мире нужды нет, и ему во мне. Бог есть мой, и я Божий: мне мир распялся, и аз миру.

Да хвалимся убо сим знамением сына Божия: а чтоб могли мы истинно похвалиться не пред человеки, но пред Ангелами и всеми святыми, да не ослабеваем в предлежащем нам подвиге, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса. Аминь.

Говорено в Крестовоздвиженском монастыре 1787 года, Сентября, 14 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.