35. На возшествие ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА

СЛОВО

НА ВОЗШЕСТВИЕ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.

Торжественно празднуя всерадостный день Возшествия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА на Всероссийский Престол, прежде всего должны мы, яко дети благочестия, со благоговением восхвалить величество верховнаго Правителя света. Им царие царствуют (Притч. гл. 8, ст. 15). Царство его есть царство всех веков, и владычество его во всяком роде и роде (Псал. 144, ст. 13). Благополучное ли на земли правление? Его сия благость народы награждающая за благочестие и добродетель. Бывают ли каковыя неблагоуспешества? Сие действие есть его правосудия, наказующаго, но тем самим и исправляющаго. Правители земные суть орудия его, коими он располагает по своей мудрости и благоволению.

Да и должно быть сему так. Ибо какое-либо государство на земли, есть часть некая союза земнаго: а земный союз есть некая часть союза вселенныя. Все составляет единицу: ибо к единому концу все должно быть управляемо. Почему, дабы часть земная соответствовала союзу общему, надобно совершенно знать великий союз всего мира. Кто же сие знать может, кроме того, который есть велий Господь и хвален зело, и разума его несть числа (Псал. 146, ст. 5)? И так он, яко по существу своему, един премудрый и всемогущий, имеяй верховное над всем миром Владычество, избирает и поставляет правителей на земли. Они суть его орудия, его изображения, верховныя воли его исполнители. А потому, дабы ими управляемая, врученная от него часть союза земнаго согласовала со всеобщим мира союзом, надобно, чтоб он сам ими управлял. Сие Божие ими управление видимо из того, что когдаб они направляли свои дела к назначенным собою концам, но тем не меньше вышний Самодержец приводит их к исполнению тех советов, какия он от вечности определил. Владеет Вышний царством человеческим, и емуже хощет даст (Даниил. гл. 4, ст. 14)?

Владеет: ибо чрез правителей земных сам неотступно управляет. Отец мой, Евангелие говорит, доселе делает, и аз делаю (Иоан. гл. 5, ст. 17). По сотворении мира окончал он дела свои: И опочи Бог в день седмый (Быт. гл. 2, ст. 3). Опочил: ибо новые виды и роды вещей производить престал. Но не опочил, чтоб перестал промышлять о сохранении порядка тварей своих. Отец мой доселе делает.

Прочь от каждаго та безумная мысль, что акибы Бог создав мир оставил его итти своим течением, ни мало не промышляя о нем. Бог не заключен во времени: в вечности нет наступления одной вещи после другой. Та минута, в которую Бог устроял мир, есть в нем одна и таже с сею настоящею минутою. И Божие хотение есть самое дело. И как он хощет и ныне миру течь своим порядком, тем самим действует совершенно и сильно воля его в сохранении порядка мира. Сие промыслительное хотение на царства земныя и правителей их наиболее простирается. Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело (Псал. 20, ст. 2).

Владеет Вышний царством человеческим. Ибо он сам избирает особ сего великаго служения достойных. Ежели всяк должен Богу со Пророком говорить: Судьба моя от лица твоего изыдет (Псал. 16, ст. 2). То есть, что в вечном премудрости Божия плане начертанны каждаго и бытие, и произхождение, и звание, и все жизни его случаи, и кончина, и последующее кончине состояние: кольми паче сею великою судьбою цари земные избираются; и все их действия от века предначертанны; тем более, что с судьбою их есть соединенна судьба многих народов.

Владеет Вышний царством человеческим. Ибо судьбу Божию избирающую Государей не уважать, было бы пренебрегать судьбу многих народов: судьбу заключающую в себе блаженство их и временное и вечное. И потому не опровергать, но страшиться надлежит тех нечестивой мысли, которые дерзают приписывать самослучайности избрание Государей. Сие было бы играть порядком вселенныя. Сие было бы вводить в свет прежний хаос. Сие было бы почитать Бога не благим, счастие ли или несчастие своих тварей в ничто поставляющим. А сие было бы тоже, чтоб утверждать, акибы его и не было.

Владеет Вышний царством человеческим. Ибо он управляющих ими снабжает особенными дарами к сему служению нужными. Сие особливо в Христианских Государях доказывает священное помазание. Оно предписано самим Богом: и ктож бы мог подумать, чтоб сие предписание Божие был только тщетный обряд? Первый избран был царем Израилю Саул; первый же он и был помазан. Но послушайте, что Пророк по помазании ему сказал: Снидет на тя Дух Господень, и воспророчествуеши с прочими, и обратишися в мужа инаго (1 Цар. гл. 10, ст. 6). О помазанном Давиде также слово Божие говорит: Яко ношашеся Дух Господень над Давидом от дне помазания его и потом (1 Цар. гл. 16, ст. 13).

Сие помазание конечно есть по наружности обряд; но по внутренности оно есть таинственно. Ибо сим означается вопервых, что Государи по воле Божией избираются и поставляются. Кира перваго Персидскаго царя священное писание называет помазанником Божиим (Исаии гл. 45, ст. 1): которое Кирово помазание состояло в Божием его на царство избрании. Второе, оное видимое помазание было и есть знамением новых мыслей, новых сил, новаго просвещения, новаго духа, помазаннику от Бога даруемых. Саул чрез помазание обратился в мужа инаго. Над Давидом ношашеся Дух Господень от дне помазания его и потом. Ибо самым делом прежде они помышляли токмо о себе и о стаде своем; но как токмо излилось на главу их священное миро, восприяли мысли проницающие в многотрудные государственные дела, и намерения свои простерли до созидания блаженства народов. И сии все дары на помазанников изливаемые Пророк заключает в едином сем слове: Дух Владычний (Псал. 50, ст. 14).

Владеет Вышний царством человеческим. Ибо в сих царствах земных заключается и церковь его воинствующая на земли. Под именем церкви его разумеются все избранные его, возлюбленные дети его, любящие его и боящиеся, собратия и снаследники единороднаго Сына его. Промысл его есть особенный о сем священном обществе, наисвятейшим союзом между собою соединенном. Они его суть домашнее царство: они члены его; а он глава их. Се очи Господни на праведныя (Псал. 33, ст. 16); Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Псал. 120, ст. 4). Сей избранный род в роде правительства земнаго заключается. Коли так можно сказать, есть Богу нужда избирать таковых правителей, которые бы были блюстителями сего драгоценнаго его залога, и ежелиб надобно было ему детей своих случайные болезни врачевать, ихже употребляет к тому орудиями: так что они иногда и сами того не постигают: но тем не меньше исполняют верховную волю. Вера и сопутница ея добродетель равно и счастливым на земли вещей течением, и несчастливым пользуются. Ибо любящим Бога вся поспешествуют во благое. Владеет Вышний царством человеческим, и емуже хощет даст ? (Рим. гл. 8, ст. 28).

Ежелиб кому слово мое показалось и недостаточным в доказательстве нашего разсуждения, но всякое сумнение конечно разрушится, ежели токмо воззрим на Россию, любезное отечество наше. Какими чудными судьбами началась она, возрастала, ослабевала, и паки возставала, возвысилась, прославилась, и в нынешнее цветущее пришла бытие. Везде видны Божии содействия, помощь, и осязаемое присутствие.

Когда же о великих делах МОНАРХИНИ НАШЕЯ помыслим, о благоучреждениях, о их успехах, о войнах, о победах, о разширении границ, о народах, одних покорении, других ослаблении, а иных устрашении, можем ли не утвердить, что все то были чудеса: Поистинне перст Божий сие (Исх. гл. 8, ст. 19). Чрез разныя затруднения, чрез препятствия, чрез нечаяния, чрез невозможности, но достигнуто конца славы. Поистинне перст Божий сие.

Прославляя убо в Тебе, ВЕЛИКАЯ МОНАРХИНЯ, великаго Бога избравшаго Тя, помазавшаго, возведшаго на Всероссийский престол, почитаем со благоговением Твою Особу, яко священное и Божественное орудие. Источник небесный излиялся на нас, чрез Твою благодатную душу. В Твоей Особе яко соединились для нас и небо и земля; небо ко излиянию своих благодатей; земля к восприятию их. Мы составляем союз: ибо между собою члены. Но чтобы были мы; чтобы были сии бедные члены; ежели бы Тобою, яко главою их не были они совокупленны: главою мудро нас управляющею: главою каждому свое благопристойно и праведно предписывающею: главою всех деяния к единому общественнаго блага концу приводящею. Из толиких народов, разнаго языка, племени, нравов, обыкновений, едино тело, яко некоторым чудодействием соделоваеш; да и тело согласное, благообразное, одним приятное, другим страшное, иным завистное; но для нас равно счастливое. Сие признание наше, в сем первопрестольном храме, пред лицем самаго Бога произносимое, признание торжественное, единодушное, приими, БЛАГОУТРОБНЕЙШАЯ МАТЕРЬ отечества, яко благодарность, яко поздравление, яко исповедание, яко всех готовность и усердие, исполнять Твои намерения и волю Богом управляемую.

Ты же Царю славы, Господи Саваоф! воззри милостиво на сердца наши приносящия тебе обеты, о благополучном царствовании избранныя тобою Помазанницы, и о благосостоянии отечества. Исполняй радости главу нашу благоуспешеством дел ЕЯ. Не преставай благословлять и Августейший ЕЯ дом: и тем утверди нас в вере сей, яко в лице Помазанницы своея сам ты царствуеши над нами. Аминь.

Говорено 1787 года, Июня 28 дня в Успенском соборе в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.