31. На день святыя Троицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ.

Господь Иисус Христос возносяся от земли на небо обещал послать утешителя Духа святаго. Сие обещание исполнил он в день сей, и чрез то день сей стал быть торжественным и славным. Прибытие Духа святаго ознаменовалось различными видимыми знаками. Взволновался внезапу воздух, приятнейшее дыхание его колебало, носилися по нем частицы разделеннаго пламени, которое однако не сожигало, а токмо согревало и освещало, и в присутствующих в месте том особах открылся дар, говорить разными языки, коим не училися, и проницать будущее, что само собою для смертных есть непостижимо.

Сии знаки хотя сами собою удивление человеческое поражать могли: однако они, яко знаки, да и знаки наружные, были маловажны, в сравнении того, что ими было означаемо. Помыслите вы по сим знакам, какое было действие в душах у тех счастливых людей, которые самого Духа святаго внутрь себя принять сподобились? конечно при движении воздуха душа их колебалась радостию, какой словом изобразить не можно. Конечно при чувствовании носимаго дыхания бурнаго, не могши они внутри удерживать своего чувствования, Давидски восклицали: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе (Псал. 34, ст. 10). Конечно разделенные пламенные огни сердце их разпаляли любовию жарчайшею к Богу и к ближнему: а глаголание разными языками и пророчество, предполагало их просвещение, и что открылись им безвестная и тайная премудрости Божия.

И так были удивительны пришествия Духа святаго наружные знаки: но чудеснее несравненно и превосходнее были самые вещи ими означаемые. Знаки оные зависели от благоволения Божия по судьбам для нас неиспытанным действующаго: почему и не можем мы требовать, чтоб оные знаки и для нас явилися. Но непременно должны желать, чтоб нам удостоиться иметь те самые вещи знаками оными означаемые. Знак не может быть без вещи означаемой: но вещь означаемая может быть и без знака. Почему естьли мы столько будем счастливы, что получим самую вещь означаемую, то в знаках и нужды иметь не будем.

Дух святый сошел на Апостолов: однако он сошел не для них одних, но и для всех верующих: и не на одно то время, но на все время пребывания церкви воинствующия на земли. Дух святый есть дух утешитель. Праведные на небеси в том нужды не имеют: ибо отбеже от них болезнь, печаль и воздыхание. Мы в том имеем нужду необходимую. Кто нас утешит в скорбех, кто облегчит в болезнях, кто уймет наши воздыхания, кто поможет во искушениях, кто подкрепит в страданиях, кто споспешит в многотрудном нашем подвиге? Дух святый конечно для того и имянуется утешителем, чтоб нам благовременную во всяком нужном случае подать помощь и утешение.

Но чем можем мы удостоверить себя, что Дух святый в нас присутствует? Апостолы удостоверены были в том видимыми знаками, о коих сказали мы: что даже самые неверные приметить могли, хотя то и превратно толковали. Мы же чем себя в том удостоверим, когда нам тех знаков Бог явить не благоволяет?

Не можем мы удостовериться о пребывании в нас Духа святаго по какимълибо наружным знакам: так можем удостовериться по действиям его, по плодам его. От плодов древо познается. Доброе древо плоды добры творит; а злое древо и плоды злые приносит. Какия же действия и плоды Духа святаго в человеке пребывающаго, нет нужды нам трудиться во изыскании того. Апостол о том уже явственно объявил нам: Плод духовный, говорит он, плод Духа святаго есть радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. гл. 5, ст. 22, 23). Вот плоды и действия Духа святаго! вот по сим знакам можем мы узнавать, что Дух святый в человеке обитает, или нет.

Радостен ли ты душею при всех делах своих; а особливо, когда предстоишь пред Богом на молитве; и к нему так ли разположен, что чувствуеш в нем своего отца; а себя быти его сыном? сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Мирен ли ты совестию своею, не находя, чтоб она в чем тебя зазирала; какия же бы чувствовал, яко человек, в себе слабости, и те покаянием у тебя очищены: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Различныя в мире сем искушения и бедствия сносишь ты терпеливо, без роптания, не гневаешся, не злобишся, не ищеш мщения, уверяя себя, что все то бывает по воле праведнаго Бога: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Разположен ли ты делать всем добро, при всяком случае, сколько есть в тебе возможности, а коголибо оскорбить и обидеть, почитаеш делом сыну евангелия несвойственным: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Трогается ли сердце твое несчастием других, и почитаеш ли себя счастливым, чтоб помочь несчастливому: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Уверен ли ты о истинне слова Божия, все мудрования свои и других почитая безумием, ежели они возносятся выше разума Божия в слове его откровеннаго: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Тихи ли нравы твои, так как пристойно домочадцу Христову, который будучи укоряемь, на противу не укорял, и зло за зло не воздавал: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго.

Силен ли ты удерживать страсти свои, когда они стремятся противу разума и закона Божия: сей плод есть Духа святаго в тебе обитающаго. Плод духовный есть радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. гл. 5, ст. 22, 23). По сим знакам несумнительно можем мы узнавать, что обитает в человеке Дух Божий.

Пусть теперь воздух не волнуется, как было в сей день пятьдесятницы, пусть нет дыхания бурна, пусть нет летающих огненных знаков, пусть нет дара глаголания разными языки и пророчества: но когда суть оные Духа святаго плоды, несумнительно, что Дух святый тут присутствует.

И сии деяния и плоды яснее о присутствии Духа святаго свидетельствуют, нежели оные знаки, Апостолам явленные. Ибо в том месте, где те знаки явились, были и кроме Апостолов, другие люди: но как они Духа святаго плодов в себе не имели, то и не были участны тоя благодати, а только хулили и говорили слова развращенныя.

Но плодами Духа святаго одаренный человек, есть сосуд чистый благовоние святости от себя испускающий. Не говорит он разными языки, в чем и нужды нет: но говорит тайны. Ибо той беседы, которую сердце его имеет с Богом, никто не разумеет, кроме Бога и его сердца. Что значат оныя Апостольския слова: что Дух святый о нас ходатайствует воздыханиями неизглаголанными (Рим. гл. 8, ст. 26)? Не то ли, что Духом святым управляемая душа любя горячайшим образом Христа своего прекраснаго жениха, и желая быть всегда с ним в соединении, по нем воздыхает: и сие воздыхание есть неизглаголанное: ибо чувствие сие есть самое нежное. Понимает его одна таким образом воздыхающая душа, и тот жених, по коем она воздыхает.

Апостолов дарами Духа святаго исполненных люди мира сего, люди Духа Божия неучастные, назвали пияными. Сии пияни суть (Деян. гл. 2, ст. 15). Конечно сему должно быть. Ибо человек плотский не приемлет Духа Божия: юродство бо ему есть (1 Кор. гл. 2, ст. 14). Человек к миру пристрастившийся, мудрованиям мирским следующий, конечно человека по правилу Духа святаго живущаго не полюбит, почтет за безумнаго, яко мирским правилам не следующаго.

Тоже от мира терпят и ныне люди праведные, тоже и об них говорят: Сии пияни суть. Упражняйся во уединении и Богомыслии: назовут тебя суемудренным и праздным. Будь благочестив: почтут суевером. Будь кроток и неславолюбив: почтут слабым. Истощавай свое имение на снабдение страждущаго человечества: назовут глупым. Воздерживай свои страсти, удаляясь от мирских увеселений и забав: назовут грубым и человеконенавистником. Сии пияни суть.

Но как бы вас, О дети Божия! ни называли; однако вы Блажени, егда поносят вас, и рекут всяк зол глагол правды ради (Матф. гл. 5, ст. 11). Несчастливы напротив те, кои плодов Духа святаго в себе не ощущают. Кто всегда смущен, кто в унынии, кто зазорен совестию, кто нечеловеколюбив, кто высокомерен и горд, кто мстителен, кто не обуздовает страстей своих, кто мудрования свои почитает выше истины Божия, и взирает к миру, а о Боге не помышляет; есть несумнительный знак, что нет в нем Духа Божия. В нем дух мира, дух лжи и обмана, дух неприязни.

Мы днесь празднуя пришествие Духа святаго, почтем сей час для себя драгоценным. Потщимся так себя разположить, чтоб Дух святый в нас вселился, и управлял бы он един всеми нашими мыслями, желаниями и деяниями. Аминь.

Говорено в Троицкой лавре 1787 года. Маиа 16 дня.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.