18. На день рождества Христова

СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Сей праздник свойственно и существенно есть праздник христианский. Все не верующие не суть столько свыше просвещенны, чтоб могли понять его таинство. Вы христиане, вы не только во Христа крестилися, но чрез крещение таинственно в него и облеклися. Почему вам единым принадлежит сия великая благодать, чтоб не только разуметь таинство праздника сего, но и чувствовать и наслаждаться спасительными его плодами. Блажен еси, О Исраиль! яко угодная Богу, тебе разумна суть (Варух. гл. 4, ст. 4).

Но как может быть не всякой христианин сея благодати есть удостоен, или по крайней мере, всякой христианин должен стараться, чтоб сию благодать сохранить в себе всегда целу и действительну, то вот евангелие представляет нам пример и к подражанию и ко удивлению. Открылось чудо на земли, какого на ней солнце никогда не созерцало. Бог явился во плоти! Слово плоть бысть, и вселися в ны! (Иоан. гл. 1, ст. 14). Но кто прежде всех удостоился увидеть великую славу сию? Евангелие говорит, что многие цари желали сие видеть, но не видели. Да и самые Пророки услышав только слух сей, страхом были объемлемы. Услышах слух твой и убояхся (Аввак. гл. 3, ст. 1). Так ктож прежде всех сие узреть удостоился? Пастыри, простые пастухи. Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их (Лук. гл. 2, ст. 9).

И как сие должно нас привести во удивление, то не оставим вникнуть в сокровенную силу разумения тех слов, как об них говорит Евангелие: Пастырие бяху бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем (Лук. гл. 2, ст. 8). Они всю нощь препровождали без сна храня бодро и прилежно от опасностей стадо свое. Не для того, можем мы сказать, сию радость принадлежащую всему роду человеческому Ангел прежде всех возвестил пастырям, что они стадо стерегли прилежно, но что их душа была украшена добросердечием и верностию. Было им от других поручено стадо для хранения. Они не иначе оное берегли, как собственное свое, со изнурением покоя нужнаго для тела своего: ибо лучше почитали несколько истощить здравие свое, нежели нарушить обязательство, какое они дали поручившим для хранения им стадо свое. Сей есть несумнительный знак честности душевныя. Как бы таковые люди могли в чем нибудь солгать Богу, которые столько верны были пред людьми?

Да и кому же бы Ангел лучше мог возвестить сию с небес радость? Знаменитым ли и богатым людям? Но они или гордостию будучи надменны, или быв разслабленны от роскоши и сладострастий: одни сие великаго смирения таинство презрели бы; другие единственно ко услаждениям мира сего пристрастившись, сие от земли к небеси возводящее блаженство, почли бы не по своему вкусу. Так возвестить ли бы мудрецам мира сего? Но они о себе высокомудрствуя, и ничему не веря, чего они не понимают, и что только тому должно быть, чему они учат, сие Божия премудрости дело отринули бы, яко с их тонкими и вымышленными началами не сходственное. Слово креста, слово воплощения Божия Иудеем есть соблазн; Еллином же безумие (1 Кор. гл. 1, ст. 23). И так Бог чудесными, и совсем инакими, нежели человек, путями дела свои производящий, благоволил сие таинство утаить от премудрых и разумных, и открыл его младенцам (Матф. гл. 11, ст. 25); открыл его пастырям, которые были подобны младенцам по незлобию своему.

Христианин! чтоб и тебе удостоиться увидеть сию Божию славу во всем сиянии своем, буди пастырь, буди бдящий и стрегущий стражу нощную о стаде своем. Всяк для себя должен быть пастырем. Тебе к хранению поручено, не стадо безсловесное, но сокровище, какого нет на свете драгоценнее. Душа безсмертная со всеми Богоподобными ея дарами, как по образу Божию в ней впечатленному, так наипаче по благодати Христианской чрез все таинства евангельския на нее излиянной. Великое поистинне сокровище; и конечно требует, чтоб ты был бдящий и стрегущий над нею стражу нощную: да не нощную токмо, но и дневную и всегдашнюю. Ибо враг наш диавол, не нощию токмо, но и днем, и всегда и при всяком случае ищет кого поглотити. Но еще тем страшнее сии опасности, что они не с наружи только к нам приходят, но и в самой внутренности нашей кроются. Семя тления в нас самих есть: и мы может-быть не столько с стороны, сколько самих себя бояться должны. В сем опасном, но впротчем, нужном и необходимом для блаженства твоего случае, будь ты подобен оным евангельским пастырям.

В них мы усматриваем вопервых верность к тем, кои им поручили стадо. Второе, любовь к стаду, которое они с толиким попечением остерегали. Третие, бодрость и неусыпность со изнурением своим. Храни и ты всеприлежно сии великия должности, на тебя яко на пастыря для самого себя возложенныя. Буди вопервых верен Господу своему. Он тебе поручил великое сокровище для хранения. Береги оное, чтоб тебе во свое время возвратить его во всей целости и невредимости. Да и ныне, когда душу свою приносишь ты ему в жертву; ибо лучше ея нечего тебе в жертву принести; приноси ее в виде такой непорочности, в какой она тебе от купели крещения дана. Возымей счастие сие пред Господем своим сказать: Еже дал еси мне, сохраних, и ничтоже от него погибе (Иоан. гл. 17, ст. 12). Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. гл. 4, ст. 7). Как напротив страшно, ежели Господь сил вступит с тобою в суд, что ты не в целости возвращаеш ему данный от него тебе залог.

Вовторых люби душу свою, яко единородную свою, яко таковую, которыя погибель не может заменить и трата мира всего. Любишь же ты душу свою не тогда, когда исполняеш желания чувств и плоти. Есть в тебе желание удовольствовать чувства и тело, и кажется, что сего желает душа твоя. Берегись и буди благоразумен. Сия есть опаснейшая твоя сеть, и ею люди неразумные и от Бога удаляющиеся уловляются. Душа просвещенная Богом любит только добродетель, и следует токмо свету разума; а паче свету закона Божия. Все же желание чувств и плоти приемлет только тогда, когда они правилу разума и закона Божия не противятся. Таковым образом ты люби душу свою, и по сим правилам узнавай, что желание души твоей есть истинное, или обманчивое. Ибо многие несчастливые тогда думают, что они любят свою душу, когда оную погубляют.

Третие, буди бодр и неусыпен. При толиких отвсюду тебя окружающих опасностях не льзя ни мало воздремать, чтоб тотчас не попасть в сети под ногами твоими разставленные. Мир востает с хитростями, плоть с прелестями, диавол со искушениями: а внутрь нас самих гнездящиеся страсти со всегдашними противоборствиями. Сколько видим святых и праведных людей, кои при всей своей бодрости и осторожности пали, но были столько счастливы, что и паки востали. Пример их да научит тебя никогда не ослабевать на страже своей; а востание их после падения да отводит тебя от разслабления, чтоб ты согрешив не думал, акибы при благодати Божией нельзя исправить погрешности своей. Тот довольно может почесться бодрым, который нечаянно упав тотчас востает на ноги свои, и поет песнь Богу падших возставляющему.

Таковым-то образом будеш ты для себя пастырь бдящий и стрегущий о стаде своем. Буди же пастырь и ближнему своему. Ибо нам сказано, чтоб мы приобретали и брата своего. Ежели упадшаго скота заставляет человеколюбие помочь поднять: кольми паче каждому человеку сию святую услугу оказывать одолжаемся и по человечеству и по христианству. Не прими в мысль тоже сказать, что некогда дерзнул Богу сказать проклятый Каин. Он Богу вопросившему его, где Авель брат твой (Быт. гл. 4, ст. 9) ? Отвечал: еда аз страж брату моему? Как! не страж ты брату своему? Так разорви тот великий союз, коим ты с ним связан, по единому естеству, по единой вере, по единой надежде, по единому всех Богу и Отцу: и где же должно быть любви, как не между братиями? Боясь и гнушаясь таковым примером, да будем стражи для себя, да будем стражи для ближняго своего, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем: и тогда, как оным пастырям, Ангел Господень явится и нам, и слава Господня осияет нас. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1786 года.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.