При наступлении благоприятныя весны все, кажется, оживляется и воскресает. Жестокость зимы какбы умерщвляла всякую душу растущую: но востает она, оживает, в прекрасную облекается одежду, и различными гордится плодами, как скоро великое солнечное светило начнет оную согревать и оживотворять. Но можно сказать, что тогда и самое солнце какбы оживает. Ибо хотя оно и светило, но землю не оживотворяло; а потому и само казалось быть аки умершим.
Вот образ воскресения нашего и воскресения Христова! Землю согревает и оживотворяет на тверди небесной блистающее светило: но оно внутренности нашей, а кольми паче нашей души, ни осветить, ни согреть, ни оживить не может. Для внутренности и души нашей светило есть несозданное, сей свет создавшее, прежде век от Отца; а потом во времени от девическия возсиявшее утробы, единородный Сын Божий.
Сие света присносущнаго исполненное солнце правды, чрез некоторое время под покрывалом тленныя и мрачныя нашея плоти сокрывалось, страданиями и мучениями какбы затмевалось, а потом смертию какбы западом своим совсем нас оставило, и во гроб сокрылось.
Сия была жесточайшая и смертоносная для нас зима. Бурные ярости Божия ветры нас сокрушали, лютейший удаления Божия мраз стеснял наш дух, всякую в нас к плодоношению благих дел силу умерщвлял, и яко изсохшее и ни к чему непотребное древо предавал огню на сожжение. Свирепость сея зимы столь была сильная, что она и самое нас просвещающее светило, яко в нашу плоть облеченное поразила: принудила его сокрыть свое сияние и в мрачном гробе познать запад свой.
Но послушаем, как описывает просвещенный Пророк солнечное восхождение (Псал. 18, ст. 6). Оно, говорит, является нам, подобно как жених выходит из брачнаго чертога с лицем самым радостным: яко пресильный герой отважно устремляется протекать путь свой, столь пространным и скорым ступанием, что мера его простирается от одного небеснаго края до другаго; и нет твари, нет места, котороеб могло укрыться от сияния и зноя его. Таковым образом описывает Пророк восхождение и течение сего видимаго солнца.
Скажем мы тоже и о светиле нашем. Могла ли его навсегда удержать мрачная ночь смерти? И с какою славою должно быть его восхождение? Солнце заходя не погасает; а только на время от глаз наших скрывается. Сын Божий зашел во гроб только плотию: но сила его Божества всегда оставалась незаходимою. Почему паки он восходит, возсиявает, востает и воскресает. Тотчас лиется от него радость на всю тварь, и Ангелы поспешают узреть сие дивное восхождение. Яко всемогущий герой шествует с мужеством и славою: расточаются от лица его врази его, и бежат от него вси ненавидящии его, весь круг небесный и земный препоясуется веселием; но ад трепещет от него. Так гдеж бы было место, которое бы укрылось от его освещения и согревания?
При таковом его восходе и все оживает, все в прекрасном является виде. Вся тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися.
Но мы, мы падший Адамов род прежде всех и паче всех участвуем в сем его воскресении. Для нас он возсиял: ибо мы были заключенны во тме и сени смертной. Для нас он возстал: ибо мы были падшие. Для нас он оставил гроб: ибо мы были умерщвленны. Для нас он разрушил ад: ибо мы были осужденны. С ним воскресшим вкупе воскресли и мы.
Воскресли мы: ибо получили жизнь оправдания. Воскресли мы: ибо восприяли силу к приношению святых плодов веры. Воскресли мы: ибо впечатлелась в сердце наше надежда к безсмертию. Воскресли мы: ибо дух наш стал быть соединен с животворящим духом. Воскресли мы: ибо гробы наши разрушились. Воскресли мы: ибо наш последний враг упразднися смерть.
Ежели же мы воскресли, то почто еще ожидаем воскресения мертвых? Для того, что хотя сии наши тела, по подобию тела Христова, на время и опочиют во гробах; но смерть их навсегда удержать в них не может. При звуке Архангельской трубы смерть принуждена будет отдать мертвыя своя. Сия добыча из челюстей ея будет изсторгнута. Аминь аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. гл. 5, ст. 25). Но телами ли одними воскреснем мы? Конечно телами: чаем мы воскресения плоти сея. Все тела при наступлении весны, и при возсиянии в большей силе лучезарнаго солнца, оживают и воскресают: то уже ли одни наши тела навсегда изтлеют, и никогда не узрят своего воскресения?
Но я могу сказать, что воскреснем мы и самыми душами. Ибо и душы имеют свою смерть. Понеже востать в воскрешение суда, не есть прямое для души воскресение, но паче истинная смерть ея. Человек, когда удостоится воскреснуть в воскрешение живота, тогда не тело его токмо воскресает, но и самая душа. Ибо начинает она жить жизнию радости вечныя, а не жизнию осуждения некончаемаго.
О блаженно таковое воскресение! О радостный и сладчайший оный день и час! тогда-то, О любезныя братия! наше будет истинное торжество: тогда-то великий праздник: тогда-то присноцветущая и неувядаемая весна: тогда-то великая суббота, то есть успокоение наше: тогда-то будет славная и таинственная пасха, то есть, прехождение наше от тления в нетление и от смерти в живот.
Для сего-то воскресения нашего и Христос умер и воскрес: да ктому мы, по Апостольскому слову, Не себе живем, но умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу (2 Кор. гл. 5, ст. 15), емуже да будет от всея им освященныя церкве честь и слава и благодарение во веки веков. Аминь.
Говорено в Успенском соборе 1786 года, Апреля 12 дня.
26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра