1. На день крещения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Когда Господь Иисус требовал от Иоанна крещения, тогда сей святый муж Его от того удерживал. Иоанн же возбраняше ему (Матф. гл. 3, ст. 41). Почто удерживал? Вопервых для того, что не почитал себя достойным, дабы над толикою Божественною особою мог сие совершить служение. Аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне? (Матф. гл. 3, ст. 14). Второе для того, что поражен был удивлением, дабы тот, который по Апостольскому слову, и освящает всех, и освящаются все от него. И святяй и освящаеми от единаго вси (Евр. гл. 2, ст. 11): дабы таковый имел нужду в какомлибо для себя освящении или обмытии.

Да и подлинно сие удивление и доселе продолжалося бы, ежелибы сам Спаситель не решил сего недоумения. Ибо он на то Иоанново, чтоб крестить его, отрицание, ответствовал: Остави ныне: тако бо подобает исполнити нам всяку правду (Матф. гл. 3, ст. 15). В чем же состоит сия правда? Человеки явились нечисты и отвратительны пред лицем Божиим. Бытие, которое им даровано, они совсем уничтожили, и пред Богом почитаются, какбы совсем не имели бытия, и суть мертвы. Живут они, но жизнию только плотскою; дух в них мертв, и истинной душевной жизни они лишили себя. Ибо жить только для греха, не есть жизнь, но смерть, и таковое бытие есть нещастливее небытия. Почему и требует правда Божия вся к лучшему устрояющая, дабы человеков в первобытное привесть состояние, и возвратить им первую святую жизнь. Для сего конца уставляю я таинство крещения: дабы сим Божественным средством их возобновить. Вот первая правда!

Сверх сего, истинный правды порядок требует, дабы родитель детям своим подавал собою пример благаго жития; учитель ученикам своего благоразумия; военачальник воинам своего мужества. Почему и я приемлю крещение, дабы верующым в меня подать тому собою пример. Вот вторая правда! Остави ныне: тако бо подобает исполнити нам всяку правду (Матф. гл. 3, ст. 15). И после сего и сам Господь крестился: и пророк не отрекся сие священное совершить действие.

Мы Христиане приметим здесь то, что естьли Господь Иисус, да подаст нам только собою пример, креститися благоволил: то не паче ли мы должны сему великому примеру последовать; не в том только поставляя свою славу, что Господу своему последуем; но паче, чтоб нам чрез сие получить новую жизнь и освящение. Важны оныя Евангельския слова: Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное (Иоан. гл. 3, ст. 5). Изъясним мы сии Божественныя глаголы. Ибо они, сколько сами по себе ни важны, но не всем можетбыть вразумительны. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное.

Что есть родиться плотию; всякому из вас известно есть: однако, дабы лучше понять рождение духовное, скажем мы нечто и о рождении плотском. Первое, человек, доколе не родится плотию, почитается не в числе живущих; а есть совсем не сущая тварь. Второе, рожденное от плоти, плоть есть (Иоан. гл. 3, ст. 6): то есть, от тела не может произойти, разве одно чтонибудь телесное: а дух тело оживляющий, и управляющий всеми действиями, не произходит от тела, но от единаго Бога, яко Духа премудраго и животворящаго. И дерево имеет свое тело от другаго дерева: но та сила, которая приводит его в движение, и производит в нем разныя действия, не есть от дерева, но от Бога, сего великаго Духа, всю вселенную самим собою оживляющаго. Рожденное от плоти, плоть есть: а рожденное от Духа, дух есть.

Какое бы было человека преимущество, ежелибы он родился только одним телом, не имеющим души? Был бы тоже, что древо и камень, или и презреннее того. Но он, де, родится с душею. Изрядно! Однако сие уже есть не от тела, но от Бога. Но довольно ли сего, что человек родится с душею? Когдаб родилось дерево, должное приносить плоды, но не приносило бы ни листвия, ни цветов, ни плодов: такое дерево заслуживалоб быть посечено, и во огнь ввержено.

Душа наша от Бога создана с тем, чтоб она познавала Творца своего, его единаго паче всего любила бы и почитала, и упражнялася бы всегда в святости, добродетели и правде. Сего конечно требует тот образ Божий и подобие, которое при создании в душе нашей начертанно. Положив сие, не было бы нужно человеку родиться водою и духом. Почто бы ему раждаться духом, когда бы в нем дух был свят и непорочен? Почто бы ему раждаться водою, и сим наружным обмытием означать внутреннее очищение, когда бы в нем душа была чиста и нескверна? Но и слово Божие свидетельствует, да и самая совесть наша, коли она не ожесточенна, чувствует, и всегдашний печальный опыт доказывает, что мы поврежденны, в беззакониях зачинаемся, и раждаемся во грехах. Душа покрыта густейшим мраком; особливо в делах до Бога и спасения нашего надлежащих: что прежде пришествия света веры доказывало несмысленнейшее идолопоклонство, покрывавшее всю землю. Воля наша более ко злу, нежели к добру склонна. Что доказывают и ныне безчисленные пороки, беззакония, и злодеяния во всех тех, которые не имеют в себе Духа Божия. Что же есть душа в таковом состоянии? Оживляет она тело: ибо ею приводится оно в движение, и действия животному свойственныя в нем производит. Но довольно ли сего для человека? Довольно ли для человека, чтобы он малым чем различествовал от животнаго безсловеснаго? Но когдаб только не различествовал! Нет: развратностию своего ума и сердца он есть презреннее всякаго животнаго. Ибо животные поступают сходственно с законом естеству их дарованным: а человек отступил совсем от даннаго ему закона и развратил его. Что же, паки скажу, душа в таковом состоянии? Есть мертва, и к настоящему, как Богом уставлено, человека оживлению есть недовольна и неспособна.

Так что же остается делать? Или ей, яко мертвой оставаться в своей мертвенности, и чрез то быть недостойной Божияго святаго сообщения; или надлежит вновь отродиться. Нет другаго средства. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное (Иоан. гл. 3, ст. 5). Родиться плотию, есть нам естественно, но родиться духом не в нашей уже состоит силе. Сие рождение бывает свыше. Оное производить может един Дух Божий. Ибо сие рождение не есть естественное, но свышеестественное и таинственное. Когда Бог благодатию своею воззовет к тебе внутренно, просветит твою мысль, покаянием успокоит твою совесть, в душе твоей насадит доброе семя к произращению благих дел, сердце твое привяжет к себе любовию, и взаимно оное уверит о своем к тебе благоволении: тогда ты отраждаешся духом, тогда ты становишся вновь рожденным, тогда ты вновь получаеш бытие, тогда душа твоя творится прямо довольною и способною ко оживлению тебя. Ибо в ней паки возсиявают образ и подобие Божие. Вот таинственное отрождение Духом!

Но что еще нужды родиться и водою? Обмытие водою есть священное означение всего того. Бог тебя в сердце уверяет, что ты родился и освятился духом: а церковь его уверяет и самые очи твои, что как тело твое омывается водою, и чисто выходит из купели: так душа твоя очищается Духом Божиим, и совершенно выработанною выходит из рук сего небеснаго Художника. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное. Таковым образом рожденный человек без сумнения получает право быть сыном Божиим, а потому и наследником всех тех благ, которыя он уготовал любящым его.

Видите благочестивии! коликое есть крещения таинство. Я не к тому сие говорил, чтоб вы приступали ко крещению: ибо по благодати Божией все вы сим священным знамением запечатленны. От вас еще больше требуется. Получили вы сей безценный дар; и сие не от вас, но от Бога, да никтоже похвалится (Ефес. гл. 2, ст. 8). Умейте сохранить безценный дар сей. Сие уже зависит не от единаго Бога, но и от вас. Что, естьли кто и после таковаго рождения умрет грехом и нераскаянием, не остается уж? другаго средства к новому рождению, но конечно умирает таковый смертию не временною, но вечною. Потщитеся, чтоб таковыми вам предстать пред суд его, каковыми вы вышли из святыя крещения купели. И тогда то вы, яко отрожденные водою и духом, внидете в царствие небесное. аминь.

Говорено в Успенском соборе, 1786 года, Генваря 6 дня.



Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.