Слово на день Вознесения Господня и Николая Чудотворца

VII. СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

Два праздника в сей день вкупе соединились, Вознесения Господня и святителя Николая. И хотя они кажутся быть раздельны, но самою вещию совокупны. Раздельно быть кажется, чтоб праздновать вознесшагося Господа на небеса, и память угодника Его. Но одно с другим дивным образом есть согласно. Вознесся Господь на небеса; не для того, акиб Он когда от небес разлучен был; ибо Он по Божеству всегда везде есть и вся исполняет: но вознесся на небеса во плоти Своей, и то для того, дабы нам устроить блаженство; как Он Сам пречистыми Своими устами рек: иду уготовати вам место. О сладчайшее отбытие! не иначе, как чадолюбивый отец на время оставляет детей, дабы снискать для них пропитание и выгодную жизнь.

Святитель Николай исполнил точно сие Господне намерение. Ибо он узрев тот путь, по коему вознесся Господь его, и сам во всю жизнь приуготовлял себя, чтоб тем же путем туда же взойти, и заступить то место, которое вознесшийся Господь ему, и всем ему подобным приготовил. Как то и самым делом преселился он на небеса, и с вознесшимся Господем своим вкупе в едином блаженном месте со славою и радостию обитает. А чрез то удостоверил и всех нас, что вознесшийся Господь истинну сказал: иду уготовати вам место (Иоан. гл. 14, ст. 2). Пошел, и место нам уготовал.

Что же! довольно ли для нас того, что мы теперь знаем, что Господь вознесся на небеса, и что святитель Его с ним на небесах царствует? для сего ли только мы празднуем день сей? Нет! Православные. И нам надлежит всегда взирать на путь сей, по коему вознесся Господь, и по коему за Ним взошел святый Николай. Известно вам, что мы в сей свет не для того произведены, чтоб в нем жить вечно: жизнь наша кратка, и смертию пресекается. Хотя бы мы не хотели, рано ли поздо ли с нею разставаться надобно. И естьлиб так было, чтоб смертию все и кончилось, и после тогоб ничего для нас не оставалось, ни добра, ни худа: то простительно бы было, ежелиб мы о сей только жизни думали, а о том, что после смерти будет, ничего бы не помышляли. Но не так оно есть. И слово Божие нас уверяет, и самая совесть внушает, что душа наша безсмертна, что мы из сей жизни временной в другую вечную перейти должны: которая жизнь вечная имеет быть или самая счастливая, или самая несчастливая, смотря по тому, как мы сию жизнь препроводили. Бог есть праведен! и добрыя дела без награждения, и худыя без наказания не оставляет. А потому и весьма потребно, чтоб мы жизнь сию так препровождали, дабы она переменилась на вечную лучшую, а не на хуждшую жизнь. Сколькоб кто долго ни жил, все сие есть маленькая и кратчайшая минута, в сравнении вечности. А потому более о ней, нежели о сей жизни помышлять нам надлежит. Все пройдет; и чести, и богатства, и приятели, и сродники; а едины при нас останутся добрыя или худыя дела; одни нас прославят; а другия посрамят и осудят. Вспомним мы тогда, но поздо, что в небрежении и развратности жизнь препровождали, и целаго моря слез не достанет к оплакиванию нам своего несчастия.

Не льзя нам извиниться будет, что мы прямаго пути от заблуждения различить не могли. Каждому сие из нас самая совесть показывает. Вера и Слово Божие и писанием и учителей наставлением нас всегда тому же обучает. Да хотяб и сего недоставало, один празднуемый нами Святитель довольно может научить, каким путем нам к небу шествовать надлежит. Мы ведаем, куда вознесся Господь наш: ведаем и то, по какому пути следовал за Ним святый Николай. Был он трудолюбив, воздержен, милостив, благочестив, богобоязнен, творил благое, и удалялся от всякаго зла. На сих легких крылах вознесся он на небо. И мы должны тому подражать. Думаем ли мы вознестись на небеса, ежели в праздности время препровождаем, ежели лжем, обманываем, друг друга обижаем, ссоримся, пиянствуем, и единственно только о корысти, или о угождении плоти своей думаем, а никого ничем не благодетельствуем; думаем ли мы таким заблуждающим путем взойти на небеса? Нет, никак! да и самое сие празднование наше будет нам во грех, в раздражение вознесшемуся Господу и во оскорбление Святителю Его.

Мы в сей день Вознесения должны подумать, что надлежит нам в жизни сей устроить лесницу для возшествия на небо. Лесница сия есть доброе житие; ступени в леснице сей суть благия дела. Хотя одно благое дело в сей день сотворим; и чрез то прибавим хотя одну ступень к леснице нашей, а потому хотя несколько выше подымемся. Предшественником на сей восход нам есть Сам Господь, а помощник святый Николай. Аминь.

Говорено поселянам в Угрешском монастыре
1784 года Маия 9 дня.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.