Слово на день Благовещения

V. СЛОВО

НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ.

Когда Ангел возвещал блаженной Деве, что Бог благоволит от Нея принять плоть и родитися, смутилась Она на таковое предложение: како будет сие, рекла Она (Лук. гл. 1, ст. 34): И как было не смутиться? Ежелиб он Ей предложил, что чрево Ея будет пространнее небес, и чего вся тварь не вмещает, то Она вместит в Самой Себе, не должна ли бы Она при таковых странных словах притти в смущение и изумление, но сие то самое и содержалось в предложении Ангельском. Богу, едва умом постижимому, никаким местом не объемлемому, никакими пределами не ограниченному стать человеком, то есть, открыться в виде одной из малейших Его тварей, есть странное слышание; Иудеем соблазн, Еллином же безумие (1 Кор. гл. 1, ст. 23).

Как же сию от веков никогда не слыханную задачу решила преблагословенная Дева? Вообразив человечество, смутилась: но вообразив Божество, смущаться убоялась. Ведая человеческую немощь, недоумевала: но зная Божие всемогущество, недоумение Свое превозмогала. Разсуждая малость и ничтожество свойственное каждой твари, почитала то не возможным: но понимая силу глагола Божия из ничего вся произведшаго, и не постижимыя сотворшаго и творящаго чудеса, страшилась, чтоб не погрешить неверием, и тем бы не ограничить безпредельной силы и власти его. И потому с пристойным рабе пред Господем Своим смирением рекла Ангелу: Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему (Лук. гл. 1, ст. 38). Сим премудро решила великий узол недоумения. Смущением Своим доказала Свое смиренномудрие. Принятием же соизволения Божияго доказала веру Свою: и вместе стала и вернейшею Богопочитательницею, и Материю Божиею. А чрез то и нам подала славный пример, дабы не отчаявались мы во спасении Своем, когда многие наши грехи и беззакония отягощают нас и смущают, что аки бы уже то было безнадежно.

Послан был Ангел к Деве благословенной. Посылаются они и к нам. Ибо, по Апостольскому слову, все Ангелы суть служебные духи, посылаемые для хотящих наследовати спасение (Евр. гл. 1, ст. 14). Когда благовествует Бог, что и мы, сколькоб ни были грехами от Него удаленны, сколькоб ни достойны были гнева Его; но когда в истинное о грехах придем раскаяние, можем не только паки с Ним примириться, но и почтены быть чадами Его, да еще и Самого Его иметь в себе обитателем. Таковое благовестие грешная душа приемлет с смущением и изумлением. Како будет сие, говорит Она Сама в Себе. Может ли Божество столь милосердо быть, чтоб не возгнушалось только воззреть на столь нечистый сосуд; сосуд достойный гнева Его? Пусть Он Сам в Себе милосерд есть; но мои грехи и пороки делают величайшую между Им и мною преграду; подобно прегустой туче, которая сквозь себя никакой луче проникнуть не допускает. Како будет сие: превосходит то всякое вероятие и надежду мою.

Таковыя слова суть слова души отчаявающияся о своем спасении. Нет ничего страшнее таковаго состояния. Ибо впадший во оное человек ни мало не помышляет о своем исправлении, почитая, что он безвозвратно погиб: а потому только что прибавляет грехи к грехам и беззакония к беззакониям. Как уже ни жить, для него все одно: ибо однажды от Бога он отвержен; и всякий возвратиться к Нему путь на веки для него загражден. О Боже! праведен еси и правы суды Твои (Псал. 118, ст. 137). Ежели бы Ты благоволил поступать с нами по правосудию Твоему, подлинно б не иное что оставалось нам пораженным дерзать говорить, как сии с Давидом слова: аще беззакония назриши Господи, кто постоит? (Псал. 129, ст. 3).

Но таковый ужасный для нас жребий облегчает Евангелие. Ибо оно есть весть благая, весть радостная, проповедующая, яко Господь прииде в мир грешныя спасти. Остановись ты здесь, грешная и отчаявающаяся душа. Остановись, собери страхом пораженный дух свой, и укрепися. Ты грешен: Господь пришел призвати не праведные, но грешные на покаяние. Ты немощен; Он есть врачь. Ты тьма; Он есть свет, и гдеб Ему излиять свет Свой, токмо на седящих во тме и сени смертной. Ты мертв: Он есть жизнь. Ты пленник греха: Он твой искупитель. Ты подвержен гневу и осуждению Божию: Он есть жертва умилостивляющая правосудие. Ты заблуждшая овца; Он есть пастырь, оставивший девятьдесят девять овец, и тебя единую ищущий. При таковом неизреченном милосердия Божия снисхождения не открывается ли тебе благая ко спасению надежда?

Однако и при сем устрашенная мысль заставляет тебя еще говорить: Како будет сие? Каким образом сие великое чудо может совершити Бог? На что тебе испытывать дела Божия и искушати Господа своего? Знает врачь, каким образом исцелить болезнь: ты только полною верою вручи себя Ему, и своим неверием или любопытством не полагай пределов силе Его. Желать знат, каким образом дела Свои производит Бог, есть знак неверия и гордости. Ни как не сразмерно с понятием человеческим, чтоб оно могло вместить и самые способы дел премудрости Божия.

Ежели же хочешь знать и самый тот образ, каким может спасти тебя Бог, вот и сему твоему любопытству некоторым образом удовлетворяет Бог сим Ангельским гласом: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лук. гл. 1, ст. 35). Понимаеши ли ты сие? Ежели еще и сие не совершенно тебе вразумительно, знай, что, когда человек из худаго делается добрым, и из грешнаго праведным, сие в слове Божием называется обновлением, воскресением и пакибытием; то есть, до того был ты, аки ничто: и делаешься внезапу новым, ожившим и получающим вновь бытие. Дело нашего искупления есть никак не меншее чудо, как и дело создания мира. Какимже образом Бог создал мир? Дух Святый на него снизшел и сила Вышняго его осенила. Рек Бог: да будет свет; и стал свет: рек; да прорастит земля всякую траву; и произрастила она. Рек; да явятся разныя разных родов животныя; и тотчас они на сей глас предстали (Быт. гл. 1).

Се образ и твоего оправдания! Речет Бог: да изчезнет тьма грехов твоих; и изчезнет: речет Бог: да возсияет паки в тебе свет образа Его; и возсияет. Речет: востани спяй, и воскресни от мертвых: и тотчас осветит тя Христос. Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя.

Знаю, что при сем нашем обновлении нечто требуется и от нас, тоесть соизволение и желание. Но сколь оно есть мало и удобно! Восхотел ты, возжелал ты: и тотчас при сем Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Как только Преблагословенная Дева изъявила Свое на Ангельския слова соизволение, тотчас совершилось зачатие во утробе Ея Сына Божия. Так и при твоем на зовущий глас Божий сердечном соизволении тотчас вообразится Христос в тебе, и зделаешися новою о Христе тварию.

Вот утешительное свойство Евангельскаго духа, коим всякое пагубное грешныя души отчаяние истребляется. Блажен человек, кто от сея смертоносныя удален пропасти! но не меньше опасаться надобно, чтоб не погрешить излишним на милосердие Божие надеянием. Неблагодарнаго и развратнейшаго человека была бы например таковая мысль: не сделаю я насилия страстям своим, чтоб их не удовольствовать. Впрочем Бог милосерд: примет напоследок мое покаяние и простит. Сии слова тоже значат, как бы кто сказал: я не боюся быть злым; понеже Бог есть благ. Не может ничто быть таковыя мысли развратнее и Богопротивнее. Когда Бог есть благ; благость Его должна быть побуждением к добру; а не поводом ко злу.

Тщетны в таком случае примеры Евангельских блудниц и разбойника на кресте кающагося. Таковые примеры одобряют только покаяние; а не к своевольству подают случай. Знаю я, что когда в некоторой церковной молитве Христианин уподобляет себя разбойнику, и говорит; яко разбойник исповедаю Тя, некоторые гордые Фарисеи о сем соблажняются. Как, говорят, нам уподоблять себя разбойнику? Но я желаю, чтоб мы были подобны ему; не в злодеяниях, но в покаянии. Не одно слово им на кресте сказанное зделало его вдруг праведником и рая жителем: нет! когда Бог оправдил его, без сомнения предусмотрел, что естьлиб он и тысячу лет после того еще на земле жить мог, всебы его житие было святое и праведное. Таковая усмотренная оком Божиим в душе его перемена заслужила ему милостивое в злодеяниях прощение и оправдание.

Желать убо должны мы, дабы и наше покаяние всегда было столь искреннее: и как страшиться, чтоб благость Божию не обращать в случай к своему разслаблению; так и не отчаяваться в том, что при истинном нашем от зла к добру обращении, сойдет на нас Дух Святый, и сила Вышняго осенит нас. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1784 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.