Слово на день усекновения главы Иоанна Крестителя

XXXIII. СЛОВО

НА ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.

Святый Иоанн скончал течение свое в день сей. Был он великий в воздержании подвижник, и все дни его жизни были орошаемы подвижническим потом; а последния жизни его дни окончались пролитием крови мученическия. Был он спокоен в уединенной пустыне, и наслаждался тишиною уединения и добродетели. Звери ему не вредили: ибо и дикия животныя находя в добром человеке не ловителя и убийцу, но кормителя и благодетеля своего, знают его любить и некоторым образом почитать. Примером тому есть святый Герасим живший при Иордане; коему и лютейший из зверей лев служил, и сею услугою за кормление свое воздавал благодарность своему питателю (Чет. М. Мар. 4 дня). Таков был в пустыне Иоанн.

Но когда он взошел в общество людей, нашел между ими и львов и тигров кровожаждущих. Ибо, коему лютые звери в дикой пустыне не смели прикасаться, тот растерзан был руками лютейшаго из всех зверей Ирода. Но за что? Ирод был правитель: дан ему был мечь от Бога для наказания злодеев. Но святейший Иоанн не был ни злодей, ни в чем либо и малейшем виновный. Да и сам Ирод, по свидетельству Евангелия, за особенную святость имел его в почтении (Марк. гл. 6, ст. 20). Но почто же та честнейшая глава мечем усечена, коя заслуживала безценным венцем увенчана быть? за то, что хотел Иоанн Ирода беззаконника зделать праведником. Боже мой! за сие ли человек заслуживает смертную казнь, за что он достоин безчисленных наград? Но за сие точно случилось Иоанну печальное приключение.

Ирод впал в прелюбодеяние. Восхитил жену у брата своего Филиппа и женился на ней. Сим законопреступным поступком явно нарушен закон Божий, и общий стал для всех соблазн; особливо примером начальствующия особы. Иоанн возревновал, чтоб честь закона Господня защитить, соблазн разрушить, Ирода от греха отвести, и с Богом раздраженным чрез сие примирить его. Оставляет пустыню, идет поспешною ногою на сие славное предприятие; которое однако осталось безуспешно; а кончилось усекновением главы его. Но может быть не ведал Пророк, что таковая его постигнет кончина. Ведал поистинне: но он разсуждал, что не может славнее умереть, как естьли жизнь свою принесет в жертву Богу и истинне.

Так по сему мы и остаемся в сумнении; оплакивать ли таковую кончину Пророка Божия, или ублажать оную. Поистинне ублажать более мы оную одолжаемся. Она есть угоднейшая Богу жертва. Она есть честь добродетели, украшением закона, примером для честных людей: она есть основанием вечнаго его прославления и на земли и на небеси. А ежели о чем печалиться; ежели о чем плакать должны мы, то о сем, что не виновны ли и мы в мученической смерти его.

Как! мы ли православные Христиане можем таковаго страшнаго злодеяния участниками быть? но что, естьлиб и ныне возстал великий Иоанн, не нашел ли бы подобных законопреступств, в каковом обличал он Ирода? Известно, что он бы по ревности Божией не умолчал, но вознес бы свой Пророческий глас ко обличению таковых соблазнительных беззаконий. Но как бы мы его таковое обличение приняли, и лучшую ли бы он у нас имел участь, Бог один ведает. Однако глас Иоаннов и доселе не молчит. Что проповедники слова Божия говорят во обличение прелюбодеяния, таковая проповедь не столько должна почитаться проповедническою, сколько проповедию самого Иоанна.

Да и как сему обличительному гласу когдалибо умолчать? ибо прелюбодеяние есть беззаконие противное установлению Божию, крайнюю наносит ближнему обиду и разстроивает общества.

При самом начале сотворения создал Бог человека: мужа единаго, и жену единую создал. Соединил их друг со другом в неразлучное соединение; и Сам первый, яко великий Архиерей совершил над ними супружеское священнодействие. Ибо Сам их благословил, и основание таковаго супружества положил не страсти насыщение, но умножение человеческаго рода (Быт. гл. 1). Вот начало супружества в раю Самим Богом благословеннаго. Что содержа за важнейший догмат православная Христианская церьковь искони и до ныне брак благословляет пред лицем алтаря, и соединяет мужа и жену священным и никогда неразрушимым союзом, подражая в том Самому Богу.

Сколько же сей союз есть свят и неразлучен, еще более то объясняет Апостол Павел. Он в одном месте говорит: не владеет своим телом муж, но жена: и не владеет телом своим жена, но муж (1 Кор. гл. 7, ст. 4). Не властна, де, в теле своем жена; но властен в нем муж: и не властен в своем теле муж, но властна в нем жена. А в другом месте еще важнее сей союз объясняет Апостол: Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церьковь (Ефес. гл. 5, ст. 32). Церьковь соединяется со Христом, яко тело со главою, столь неразлучно, что ни Христос без церькви; ни церьковь без Христа никогда быть не могут. О поистинне тайна супружества велика есть, когда она всегда должна быть великим знамением вечнаго Христа с церьковию соединения!

Что же есть прелюбодеяние? нарушение и разрушение всего того. Сим преступлением и первое в раю бывшее Богом супружества благословение опровергается, и в церькви совершаемое священнодействие опорочивается, и данная пред алтарем взаимная клятва нагло разрушается, и святость разрывается вечнаго союза; и более таковое супружество не есть тайною и знамением Христова с церьковию соединения, но становится знамением несогласия и раздора, каковые должны быть в царстве нечистых духов. Таковое преступление с таковыми богопротивными следствиями кого не должно привести в страх и ужас, чтоб от онаго удаляться всеконечно.

Но что, естьли при сем принять в разсуждение крайнейшую и несносную обиду, каковая причиняется жене, от которой прелюбодействует муж; и тому мужу, котораго с женою прелюбодействует другой. Нет большаго в свете и дражайшаго сокровища, как жене муж, и мужу жена. Постыднейший прелюбодей лишает сокровища сего верную жену свою, и ввергает ее или в горестнейшее уныние, или к таковомуже соблазну повод подает. Но мужа того, коего с женою имеет он беззаконное сожитие, еще гораздо большею оскорбляет обидою. Ибо кроме того, что он разрушает союз святости и верности между мужем и женою, кроме сего ввергает незаконный плод в чужое ложе: и несчастливый отец, почитая их за своих, воспитывает и печется о них с горячестию родительскою. Но какия стрелы должны поразить сердце его, когда он узнает о подложных детях своих? какаяже несчастливая участь последовать может и для детей таковых. Чтоже сказано о прелюбодействующих мужах; тоже самое обременяет и жен томуже пороку подверженных. Какая должна быть тягость сего преступления? Какое из того в семействах и родствах разстройство и смущение? Какой таковые преступники достойны казни и временной и вечной? Ибо блудником и прелюбодеем судит Бог (Евр. гл. 13, ст. 4).

От сего разстройства супружескаго происходят постыдные разводы; каковых разводов самое горестнейшее следствие есть то, что прижитыя от них в супружестве дети остаются без отца и без матери. Имеют они отца, но он матери их не муж: имеют мать; но она отцу их не жена. Чтоже они такое? о странное превращение и почти чрезъестественное! таковые-то суть горестныя прелюбодеяния следствия.

Но они не внутрь одних домашних стен, не внутрь одних семейств заключаются. Нет! они заразительный свой вред вносят и в общества, и разрывают и их самих союз. Ибо что есть государство? Есть большая семья, состоящая из многих малых семей. Когда малые семьи в самих себе суть союзны и тверды, тогда и большая семья есть союзна и тверда. Когда же малые семьи в союзе своем будут разрываться, тогда и большая семья в союзе своем долго неразрывною остаться не может. Царство, по глаголу Христову, на ся раздельшееся не постоит (Матф. гл. 12, ст. 25).

О благословенны супружники, которые святость союза супружескаго хранят верно и ненарушимо! они суть тоже, что Адам и Евва в раю в неповинности своей. Их дом есть благодатное жилище: их дети суть плод чистоты и целомудрия. Они райским во взаимных объятиях наслаждаются утешением. Они суть честь церькви, и красота общественнаго союза. Они для добрых любезный пример; а для худых обличительный, но вкупе и полезнейший предмет. Они-то одни могут непорочно праздновать священную память святаго Иоанна. Сколько о Ироде он смущался, столько взирая на таковых утешается. Сообщники в беззаконии Ироду, его кровию осуждаются: а целомудренные кровию его окропляются во освящение.

Но о святый Иоанн! отврати очи от Ирода, не тебя, а самого себя вечно убившаго. А обрати твой праведный взор и глас на целомудренных супружников, и благословив их союз утверди оный в роды родов. Обрати же свой милостивый взор и глас и на грешников, и приведи их к покаянию и исправлению. Аминь.

Говорено в Ивановском монастыре Августа 29
дня 1785 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.