Взошедши мы в сей священный дом, так, как некогда Господь Иисус в дом Марфы, жены гостеприимныя и услужливыя, тотчас слышим, что оглашает нас сей глас Евангельский: блажени слышащии слово Божие (Лук. гл. 11, ст. 28). И ежели Иисус Христос при самом учрежденном Марфою пире желал, чтоб пир тот был услаждаемь, не пустословием, как у нас обыкновенно в пирах бывает, но беседою слова Божия; коль ми паче в сем святом месте, пред лицем сея священныя трапезы, прилично и должно сей духовный пир растворить и усладить разглагольствием и поучением слова Божия.
Но длячего устрояется и предлагается телесный обед? не для того ли, чтоб мы утолив свой глад и насытившись, подкрепили свои изнемогшия силы, и чрез то продолжали бы свою жизнь в здравии и крепости? изрядно! но что, естьлиб мы различных пищей сколько ни представляли; а угощаемые никогда бы не были от них сыты; не суетно ли бы было таковое угощение, и не напрасно ли бы весь кошт пропадал? да и странноб сие было и посмеяния достойно, естьлиб всякий день предлагаем был обед и довольная пища, но никто бы насыщения от того не получал; а все бы истаявали гладом.
Теперь вопрошаю; почто предлагается духовная слова Божия трапеза? не для того ли, чтоб мы оною насытившись, подкрепили свои душевныя силы, и сохранили бы души своея жизнь в здравии и крепости? изрядно! но что, естьли сия духовная пища нам сколько ни предлагается; однако душа наша при всем том не только гладною, но и почти мертвою оставалася бы, не тщетное ли бы было таковое учреждение, и не напрасная ли труда и времени трата? Что? естьлиб на кого из нас пало оное страшное Апостольское слово: Всегда учащеся, и николи же в разум истинны приити могущия (2 Тим. гл. 3, ст. 7): почто бы на таковаго всегдашний истощевать труд учительства? Царство Божие состоит не в словеси; но в силе (1 Кор. гл. 4, ст. 20). Тогда пища слова Божия не всуе изнуряется; когда ею человек насыщается. Питание ею составляет души нашея жизнь. Жива же она есть тогда, когда просвещенна, благочестива, честна, добродетельна. Почему тогда и учительство сие духовное есть действительно и похвально, когда человек поучаяся оному становится лучшим. Сие и ученика пользует и творит блаженным, и учителя в труде его ободряет.
Что бо, скажи мне, естьли бы отрок всегда ходил во училище, но никакова бы в науках не оказывал успеха; не тщетны ли бы были и ученика всегдашнее в училище хождение и учителев труд? Мы всегда слышим наставления и Евангельския, и Апостольския, и Пророческия, и пастырей церьковных поучения, но нравы наши всегда суть одни и теже. Каковым мы служим страстям, какою худою заражены привычкою, каковыми лестными пленилися пороками, всегда они остаются теже; и слышанием слова Божия не исправляются. Слушаем мы поучения духовныя, и кажется со вниманием; да и похваляем оныя; а иногда может быть внутренно ими и услажда емся; но вышед за порог церьковный, тотчас все то забываем, или нерадим о том, и за прежния свои дела принимаемся; так какбы все церьковныя наставления были только один обряд, и правилом наших в жизни поступок быть не годилися. Следовательно, когда мы поучения духовныя не только не отвергаем, но и похваляем, и внутренно ими услаждаемся; а творим совсем иное и тому противное; то уже поступаем мы противу совести. Нет, мои слушатели! похвально есть слышание слова Божия, и блаженными Евангелие таковых слушателей называет; но с тем, когда они по тому и поступают: блажени слышащии слово Божие и творящии его.
Но какое же бы сему было препятствие? что бы было такое, которое нас сколь удобно к слушанию поучений духовных побуждает; столько не меньше от исполнения оных отводит? Сие достойно и вашего и моего внимания, дабы во оное взойти обстоятельнее, и узнав таковыя препятствия, сколько можно, уменьшить оныя.
Две для нас школы: одна мирская, другая духовная. В мирской учителем есть мир: в духовной учителем есть Иисус Христос. Мирской школы правилами суть мудрования мирския: духовной правилом есть Евангелие. Мирской школы правила преподаются везде, и в домах, и на торжищах, и на зрелищах, и в пированиях, и в гуляниях, и во всяком обращении и обхождении. Духовной школы правило во всех тех местах и случаях едва имеет место: везде там оно или не приемлется; или приемлется, но с холодностию и неприятностию. А только оно находит себе убежище в сих храмах священных, и как бы сжато и стеснено во едином сем месте.
Вот уже по единому сему судите, что правила и наука мирская сильнее в нас могут углубиться, и больше могут в нас оказать своего успеха, нежели правила и наука духовная. Ибо мы правила мирския везде, на всяком месте, и при всяком случае, и всегда, во всякое время и от всех слышать можем: а правила духовныя только почти в едином сем месте; да и то не всегда, и очень не часто, поелику не очень учащаем приходить в сии училища духовныя; да и не от всех; поелику и сами учители не все имеют дар учительства.
Но пусть так! пусть бы правила мирския везде и во всяком месте и от всех были разглашаемы: но толькоб они правилам Евангельским были не противны. Тогда бы было все одно: во храмах ли или на торжищах, но слышать одну истинну, равно было бы полезно и спасительно. Тогда бы и домы таковыя можно назвать церьквами, и торжища местами благословенными. Но ах! нет, нет! правила мирския и правила Евангельския по большей части не только между собою не согласны, но и друг другу противны. Что одно созидает; другое то разоряет: что в одном есть похвально; в другом то порицания и посмеяния достойно. Что в одном почитается полезным; в другом тоже вредным и пагубным. Разделились мир и Евангелие. Мудрость мира сего, говорит истинна Божия, мудрость мира сего вражда есть на Бога (Рим. гл. 8, ст. 7). О! сколь есть трудно, чтоб одно с другим согласить, или одно другому покорить.
Евангелие учит быть искренним, быть откровенным: будите цели, то есть, чисты, яко голубие (Матф. гл. 10, ст. 16). Мир учит лукавствовать, льстить и обманывать. Евангелие не советует кидаться на прибытки; а поручать себя промыслу Божию и малым быть довольну. Мир внушает, чтоб корысть искать всяким образом, и тогда почитать себя счастливым, когда собрано богатство много на лета долга. Евангелие желает нам быть целомудренным, и хранить или девство непорочно, или ложе супружеское верно. Мир велит нам следовать чувствам, и препровождать время во всяком роде веселий, говоря: насладимся настоящих благ (Прем. гл. 2, ст. 6): не упустим младости лет: ибо после смерти или ничего не будет; или что будет, не известно. Евангелие запрещает нам быть тщеславными и честолюбивыми: а поставлять честь в честности, и славу в непорочном, но в кротком звания своего прохождении. Мир таковое наставление почитает малостию духа: а честь и славу поставляет в громком имени своего провозглашении, и в унижении и покорении равных себе. Евангелие советует нам более помышлять о вечности, и о будущей жизни праведных; а потому к миру себя не привязывать: но почитать его временным путем, а самого себя прохожим, поспешая к небесному отечеству. Мир толкует таковое учение в худую сторону, акибы оно было вымыслом задумчивых голов; и к настоящему только себя привязывает; а о будущем или не думает, или нерадит. Таковыя и подобныя между собою не согласныя и противныя правила возможно ли кому и когда согласить? Поистинне мудрость мира сего вражда есть на Бога! ибо закону Божию не покаряется: ниже бо может (Рим. гл. 8, ст. 7).
Две сестры в нынешнем Евангелии поминаемыя, Марфа и Мария, некоторый тому нам сами собою подают пример. Одна оставив все, внимательно слух свой к единому обратила слова Божия слушанию. Другая, о том нерадя, единственно прилежала о устроении вкуснаго пира. Но пусть бы так! и таковая ея услуга не совсем была не похвальна. Но почто же бы ей еще и роптать на сестру свою, и осуждать, акибы она тщетным и неполезным делом занимала себя.
Теперь, все сказанное нами разсудив, подумайте, можно ли ожидать от Евангельскаго учения настоящаго успеха? особливо, что мирское учение для чувств есть лестно и приятно: а Евангельское, оным противно. Мирское учение обыкновенно витийством слов и сладостию речи бывает умащенно. А Евангелие, без всякаго притвору, истинну свою предлагает в простоте слова. Мирское учение обещает выгоды настоящие, и скоро оные как в самые руки влагает. А Евангельское, хотя несумнительно обнадеживает, но одним будущим, и то не на земли, а на небеси: что для слабости человеческой не столь бывает привлекательно.
Но хотяб в чьем сердце учение здесь преподаваемое и воздействовало благополучно; но вышед из церькви, и тотчас взошедши в великую мирскую школу, все то позабыть или потерять принуждается: так как малый поток влиявшись в море, оным поглощается. О печальное духовнаго училища состояние! или паче, о несчастливы человеки! Ибо сколькоб мы мало ни успевали в учении духовном, но слово Божие всегда есть и будет непреложно и свято; и церьковь Христова благословенна: а несчастливы мы, что сидя при свете, окруженны темнотою; и находясь при источнике воды живыя, от жажды истаеваем.
Почему, ежели мы истинное свое счастие понимаем, и не пренебрегаем оное, остается нам меньше слушать правил мирских; меньше ходить в школу мирскую. Но куды от нея удалиться? Она везде за нами ходит. Святый Антоний видел весь мир запутанный сетьми людей уловляющими, и в горести возопил: Господи! кто сетей сих избежати может (В чет. мин. 17 Генв.).
Можем избежать, ежели сие духовное училище чаще посещати будем: ежели более будем уединяться в самих себя, в совесть свою; а паче, ежели будем неослабно прибегать под покров Всемогущаго, и с Ним единым, чистотою души ближе соединяться. Он силен сотворить, дабы семя Его слова на наших сердцах падшее, не оставалося безплодно. Аминь.
Говорено в Новодевичьем монастыре
Июля
28 дня 1785 года.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра