Слово на прибытие ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в Москву

XXIX. СЛОВО

НА ПРИБЫТИЕ ЕЯ ИМПЕРТОРСКАГО
ВЕЛИЧЕСТВА В МОСКВУ.

Царь и Пророк во своей Псалмодии воспел: Сынове Сиони возрадуются о Царе своем (Псал. 149, ст. 2). Но что есть Сион? столица земли обетованныя. Кто есть тот царь, который в сердцах обитателей Сиона возбуждает радость? Есть тот, о коем Дух Святый засвидетельствовал, что он был кротчайший всех человек. Счастлив царь, коего взор изливает радость в сердца подданных своих; но еще более блаженны подданные, которые взирая на лице царево, яко на лице Божие, ощущают в себе источник утешения и удовольствия.

Было время, что Сион таковым наслаждался счастием: было время, что граждане Сиона почиталися народом блаженнейшим на земли. Но прейде сень законная благодати пришедшей. Сам царствовавший в Сионе Давид ежелиб ныне сошел с горняго жилища, чтобы уже обрел во оном своем Сионе? умалчиваю. Самая истинна вещей заставила бы его переменить свое пение, и в веселии воскликнуть: Сынове России возрадуются о Царе своем.

Я не говорю, что Россия есть страна на земли обетованная, всем изобилующая, и не в витийственном, но в простом выражении есть земля медом и млеком кипящая: и не себя токмо со удовольствием питающая, но и другим, не крупицы от трапезы своея подающая, но и целою трапезою снабдевающая. Не говорю я о сем.

Мы вникнем более в то, что ближе есть к силе духовнаго пения Давидова. Сион был столицею благочестия. Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его (Псал. 75, ст. 2). Знаменитая страны есть слава, и всякую другова рода славу превосходящая, когда в ней истинному Богу истинное возсылается богопочитание. Ибо с сим великим правилом всякая добродетель и благоустройство не разрывным связаны союзом. Но что ныне Сион? есть обиталище мечтаний невежеству свойственных. Кои же тамо находятся и истинное хранящие православие, и те взирают на восходящее, не от востока, но от севера солнце, и сии бедные останки древняго Сиона во ободрение своего духа, песнь поют не о царе Сиона, но о царе благочестивыя России.

В ней сияет истинное благочестие. Благодать Евангелия просветившая все концы вселенныя, напоследок по неиспытанным судьбам многия из них оставила, и обрела себе спокойное и твердое пребывание в благословенном отечестве нашем. Сколь ни пространна есть России Держава, везде воздвигнуты зрим храмы живому Богу, везде курятся жертвенники с курением молитв, везде сынове новаго Сиона поют песни духовныя, благословляя Господа, и радостию радуяся о царе своем.

Да и как не радоватися? Давид был царь, но вкупе и воспеватель хвал Царя царствующих. Он на десятострунней Псалтире своей перстами ударял в гусли, и не больше тем услаждался его слух, как и сердце восхищалось восторгом духовныя радости. Нам, как во всем протчем, так наипаче в богопочитании предшествовали наши Самодержцы. И трудно сказать, благочестием ли более, или мужеством в защищении отечества; мужеством ли более вне предел, или внутренним благоустройством, они себя прославили.

Но о сынове Сиона! зрите и радуйтеся о царе своем. Оный дух благочестия Монархов Всероссийских живо блистает в САМОДЕРЖИЦЕ НАШЕЙ. Ты новый Сион! ты сей священный первенствующий в России храм! ты был свидетелем тех усердных жертв, кои на жертвеннике твоем приносили благочестивейшие Самодержцы твои. Но какою Ты ныне новою возблистал славою? Се, се зрим, и священную трапезу, и святый жертвенник, и самых священнослужителей, и прочия вся священных действий орудия, покрыты и украшенны блистающими облачениями и великолепием. Кто облек Тебя сею новою драгоценною утварию? Кто представил тебя в новом никогда прежде невиданном лице славы? Кто толико попекся о тебе? Кто твою возобновил и в младость претворил древность? Кто? новый Давид, новый Соломон. Сия на тебя взирающая, и тобою радостно зримая САМОДЕРЖИЦА.

Но все сие не столь бы было удивительно, ежелиб проистекало из единаго источника царских ЕЯ сокровищ. Нет! Все сие показалось мало и недостаточно для благочестия ЕЯ. ОНА, так сказать, саму себя принесла в жертву богоугодную. Ибо на все сии церькве Божия благолепия истощила собственныя труды свои. Умеет Она воздвизать персты свои не токмо на ополчение; но и на украшение Бога во храмах своих живущаго: умеет от безчисленных забот и попечений уделять время и на угодное Господеви своему служение. О всем том не разсуждая, но очами своими видя, и руками осязая, не возрадуются ли сынове Российстии о царе своем?

И ежели сия радость есть свойственна всей России, так какая она должна быть на сей час в сей древней царствующей столице? По разсуждению толкователей слова Божия, при начале создания мира свет разлиян был по всему его полукружию: но потом всесильною рукою собран он во едино тело солнечное, и потому возблистал с толикою силою и действием. Днесь всея России радость кажется быть собрана и заключена в едином сердце сего первопрестольнаго града. Всегда нам дела ЕЯ творили ЕЕ зримою. Но днесь очес душевных блаженство сообщено стало и очам нашим телесным; открылось и то самое зерцало, в коем столь ясно сияет добродетельная душа ЕЯ.

Но как открылось? когда мы только, признаться надобно, в прискорбности своей ублажали счастливую участь других ЕЮ посещаемых мест; се внезапу не могло удержаться матернее ЕЯ сердце, чтоб тояже радости и нас не сделать участными. ОНА хотела уверить нас, и уверила, что более печется о благополучии нашем, нежели сколькоб мы того смели или желать или уповать. Так здесь-то, здесь, в царствующей столице сей, днесь истинствует оное Пророческое слово: Сынове Сиони возрадуются о царе своем.

Но в чем же, о радостнии Российстии сынове! должна состоять радость наша? в одном ли естественном сердца нашего разширении? в одной ли блистающей лиц и очес приятности? в одних ли веселых восклицаниях и рукоплесканиях? Подлинно и все сие радующемуся сердцу есть и свойственно и сродно. Но сего не довольно. Вообразим мы тотчас притчину пришествия к нам МОНАРША. ОНА насаждает; и справедливо ожидает зрелости плодов: ОНА устрояет; и желает здание свое видеть в красоте и славе. ОНА законополагает; и ревнует духом видеть порядок законами намереваемый. И ожидание ЕЯ справедливо; и желание благодетельно; и законоположение свято.

Потщимся, о любезные соотечественники и сограждане! соответствовать сему ЕЯ богоподобному намерению и желанию: сохраним во всем любовь, мир, тишину и всякое благоустройство. Сим обрадуем днесь обрадовавшую нас. Сим докажем, что радость наша есть действительна, есть плодоносна. Удержим ту славу, которая издревле есть свойственна граду сему, что он всегда был ревностным исполнителем воли Государей своих, и споспешником их великим намерениям: а чрез то заслужил почтен быть толиким пред протчими градами преимуществом. Воздадим САМОДЕРЖИЦЕ СВОЕЙ достойное воздаяние; что, как ОНА не на сии токмо дни утешает нас и увеселяет, то и мыб были всегда для НЕЕ предметом радости и удовольствия.

ТЫ же, АВГУСТЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ! возрадуйся духом СВОИМ, что удостоилася сей прияти свыше дар, что где токмо проходиши, везде по следам ТВОИМ процветают цветы веселия. Велико есть и пред Богом и пред человеки, быть виною радости не некотораго числа людей, но многих народов. Жертва нашея благодарности возженна есть не вещественным огнем, но огнем душевным воспаляемым от солнца несозданнаго. И как мы достойно возблагодарить не можем, то курение молитв своих вознесем к небесам: падем пред Живущим во веки; чтоб Он и нам споспешил быть точными исполнителями Богом устрояемыя воли ТВОЕЯ, и ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всегдаб даровал чувствовать ту радость, которая есть свойственна чадолюбивой матери, радующейся о чадех своих. Аминь.

Говорено в Успенском соборе Июня 3 дня 1785
года в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО
ВЕЛИЧЕСТВА.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.