Слово в день Святыя Пасхи

XXV. СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Днесь церьковь Божия наисветлейшее торжество совершает. Все радости, все веселия есть исполнено. Гласы гремят сладкопением: очи испускают лучи восторга усладительнаго: на лицах сияет внутреннее удовольствие: все тело от радостнаго души колебания кажется быть в особенном движении, какбы стремилось оно подняться от земли, и на высоту возлететь. Самыя стены священнаго храма сего кажется чувствуют великость торжества сего. Они приемля наши восклицания, с большим шумом их к нам отсылают.

Ежели можно сие каким либо изобразить подобием; таковым образом люди торжествуют по великой победе, прогнав опаснейшаго своего неприятеля. Но сие подобие есть недостаточно. Таковым образом торжествуют преселившиеся в небесное блаженство. Ибо поистинне чистая душевная радость есть предчувствие будущия сладости райския.

При таковом нашем праздновании Божий Пророк, пред сенным ковчегом игравший и скакавший, еще нас к радости более возбуждает. Он вопиет: да воскреснет Бог! и праведницы да возвеселятся (Псал. 67, ст. 4). Так! да возвеселятся. Но ах! что он далее придает? умолчи Божественный пророче! и не смущай радости нашея. Но он не молчит: а с ним и самая церьковь в сей самый день его слова многократно повторяет. Какия слова? Да погибнут грешницы от лица Божия (Псал. 67, ст. 3): но еще как? Яко изчезает дым, да изчезнут; яко тает воск от лица огня. О! что мы слышим? да еще в таковой радости нашея день. Да погибнут грешницы от лица Божия. Но мы все дерзнем ли себя изключить из числа грешников? Праведники ли мы, коим одним пророк радоватися дозволяет? как на сие отверзутся уста наши? Аще речем, говорит слово Божие, яко греха не имамы, лжем, и истинны несть в нас (1 Иоан. гл. 1, ст. 8). Да и самая совесть наша в том нас обличает. Ежели же кого не обличает совесть, тот еще беззаконнее; ибо отчаяннее.

Так какая же наша радость? та ли, что Христос воскрес? но грешницы, говорит муж духом Божиим, да погибнут от лица Его. Воскрес Он да произведет над грешниками суд и осудит их.

Но возстанем мы падшие; ободримся грешники. Мы еще не достигли воскресения своего будущаго; по коему воспоследует суд: мы празднуем воскресение Христово по смерти Его бывшее. По воскресении нашем Он возстанет судити нас. Но воскресением Своим воскрес Он во оправдание наше. Он воскрес для спасения грешников. Воскрес, не да судит мирови; но да спасет мир (Иоан. гл. 3, ст. 17).

Погибают от лица Его грешники; но грешники в Него не верующие, Его хулители; грешники не радующиеся о воскресении Его, а с Иудеями блядословящые: ученицы нощию пришедше украдоша Его (Матф. гл. 27, ст. 64). Грешники не раскаянные, утопающые в беззакониях, но грешниками себя быть не признающые. Таковые грешники не могут радоваться; но погибают от лица Божия: яко дым изчезают, яко тает воск от лица огня.

Мы же хотя грешники; но к воскресшему Христу верою привязанные: проповедники Его воскресения: грешники чувствующые бремя своих грехов; и сие бремя верою возлагающые на Того, Который взял на себя грехи всего мира. Грешники, но не отверженные от священныя Его трапезы, и допущенные ясть агнца закланнаго от сложения мира. Таковые грешники настоящия радости могут и должны быть участны.

Но не уже ли нет никакова различия между праведными и грешными? Известно, что и из самых Христиан некоторые огнь веры хранят в горящем пепле добродетели: другие живут разслабленно, и не токмо огнь веры погашают, но делами своими наносят ей поношение. Так уже ли нет никакого между ими различия? Не должна ли быть радость по крайней мере одних больше; других меньше? одних возженнее; других слабее?

Ах! что, естьли я скажу, что радость настоящая должна быть еще чувствительнее грешникам, нежели праведникам? Самое Евангелие в том нас уверяет. Оно говорит: что Ангели на небеси радуются о едином грешнике кающемся (Лук. гл. 15, ст. 10). Оно представляет пастыря оставившаго девятьдесят девять овец не заблуждших; и ищущаго единыя овцы заблуждшия (Тамже, ст. 4): он нашед ее радуется более, нежели о девятидесяти девяти не заблуждших. Евангелие указывает на чадолюбиваго отца, который блуднаго сына принял с таковым радостным торжеством, что никогда с подобным не принимал сына своего добродетельнаго (Лук. гл. 15, ст. 29). Да и на самом деле видим, что по долговременной болезни пришедший в здравие более радуется, нежели тот, который всегда здрав был. Свобожденный из плена и возвратившийся в отечество более радуется, нежели тот, который всегда в отечестве пребывал.

И так сей праздник есть праздник грешников; но грешников благодатию Божиею оправданных: праздник падших, но возставших воскресением Христовым. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (Псал. 117, ст. 24). Пасха новая, великая и священнейшая! Пасха, Господня пасха: пасха верных! Да исполнятся уста наша хваления Господня. Пусть знают языцы и покаряются, яко с нами Бог. Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй. Кто осуждает? Христос Иисус умерый, паче же и Воскресый, той ходатайствует о нас (Рим. гл. 8, ст. 33, 34). Ни едино ныне осуждение сущым о Христе Иисусе: но каким? для предосторожности со Апостолом прибавим, не по плоти ходящим, но по духу (Рим. гл. 8, ст. 1). Аминь.

Говорено в Успенском соборе Апреля 20
дня 1785 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.