Слово на новый 1785 год

XIV. СЛОВО

НА НОВЫЙ 1785 ГОД.

Течение времени и преобращение в нем всех вещей есть великое таинство. Ежели помыслить, что каждая вещь в непрестанном находится кружении: откроет свое бытие, продолжит несколько оное; и скоро потом истлевает; но из самаго сего истления паки что нибудь раждается новое. Другия же вещи, яко-то светилы небесныя, хотя кажутся быть и неизменны, но всегдашним своим течением непрестанно возобновляются. Ежели о всех сих мира преобращениях внимательно помыслить, разум человеческий приходит во изумление, наполняется мраком, и только что сквозь густую сию тьму усматривает некоторый свет премудрости безконечныя, нам совершенно непостижимыя.

Почему и оставим мы пускаться в плавание по столь безмерной бездне. Да и самое место сие, и звание служения нашего сего не дозволяют. Здесь не Стоа, не Академия, ни Лицей; места, где древние философы о тщетных тонкостях высокомудрствовали. Здесь училище Иисуса Христа, в коем кротостию и чистосердечием младенцы обучаются лучшей и вышшей Философии. Да и мы носим характер не философов мира сего, но служителей Евангелия. Почему держась сего священнаго основания, по случаю новаго года, взойдем в разсуждение о самих себе, и помыслим о конце своем.

Хотя мы в сей день начинаем новый год; но известно, что сия новость делает нас старее; она поставляет нас ближе к концу жизни сея. Таковая мысль сама по себе бывает для нас неприятною, или еще и страшною. Потщимся облегчить сию тяжесть и уменшить таковый страх.

Судьба положила нам предел, коего никто из смертных не избегнет. Можем ли мы столь дерзновенны быть, чтоб осуждать сию судьбу? Но вот тотчас нам уста заграждает Пророк: Может ли, говорит он, сказать глина своему художнику, почто ты зделал меня таковым образом: Еда речет брение скудельнику; почто сотворил мя еси тако (Рим. гл. 9, ст. 20).

Мы не постигаем премудрости Творца: однако постигаем то, что премудрость Его есть наисовершеннейшая и безпогрешительная. А потому ничто не может быть Им уставлено, чтоб оно не должно было таким образом быть, как оно есть. Мы не постигаем меры благости создателевой; ибо она есть безмерна. Однако то постигаем совершенно, что от сея благости не может ничто произойти, разве благое и для твари полезное. Никому и ничему нехощет Он совершенно погибнути.

Воззрим мы на твари; увидим, что на всех их сияют неизгладимые во веки следы премудрости и благости великаго Творца. Везде стречается Он отцем: везде чадолюбивою материю. Питает, греет, предохраняет, украшает, и одни вещи с другими связывает премудрым и сладчайшим образом. Когда таковый преблагий Отец, таковый премудрый Художник, положил и всякой вещи свой предел, должны ли мы усомниться, чтоб сие не было уставлено с наилучшим для каждой вещи, или для общаго союза видом?

Но мы сего не постигаем. Вот что нас смущает, а иногда и дерзновенными делает! А сие значит тоже, как бы мы смущались и роптали, для чего нам не столько же открыто, сколько известно Премудрости безконечной. Человече! Познай самого себя. Не высокомудрствуй, но бойся. Когда искуситель в раю первому человеку обещал знание всех вещей, сказав: будете, яко бози, ведуще добро и зло (Быт. гл. 3, ст. 5): тогда возмечтав о сем для себя не совместном знании бедный человек, и то потерял, которое имел. Ты человек: все то имеешь, что ест свойственно человеческому естеству. Не дерзай того желать, что выше твоих пределов. Чаша исполненная чистою водою, безумно бы пожелала, чтоб вместить в себя бездну Окиана. Довольно для тебя сего милосердия Создателева, что Он почти столько предпочел тебя всем прочим тварям, сколько Сам Он превосходит тебя. Не посмеялся ли бы ты волу или ослу, ежели бы услышал их ропщущих, что они с тобою не сравнены знанием. Довольно для тебя сего милосердия Создателева, что Он тебе совершенно открыл, яко ничего Он не уставил и не уставляет никогда, разве на основании премудрости и благости безконечныя.

Знаю я, что сими резонами должно увериться и убедиться разсудку нашему: но знаю и то, что едва ли сими резонами может успокоиться дух наш. Сколько мы ни живем; но при всех таковых разсуждениях, умирать страшимся. Все бы желали, что бы продолжалася наша жизнь: а на сколько? спросил бы кто: то мы бы никогда известнаго предела не положили: а потому видимо, что нам безсмертными быть желается. Сие великое затруднение язычник никогда счастливо решить не может, и сколькоб он ни философствовал, духа нашего никогда не успокоит. Ибо оное безсмертие, которое языческий философ поставляет в великих делах, что оныя не допустят имени нашему никогда не умереть, таковое безсмертие есть тщетное и суетное. Ибо, когда человек, по их мнению, должен смертию совсем изчезнуть: то какая в том польза, какое утешение, что будут его имя прославлять будущие потомки, чего он сам ни мало чувствовать не будет. Оплачим мы ослепление языческое: дадим славу Евангелию: воскликнем в радости со Пророком: счастливы мы Христиане! что воля Божия сокровенная, нам открыта. Блажени есьмы, о Израиль! яко угодная Богу нам разумна суть (Варух. гл. 4, ст. 4).

Мы всегда желаем продолжения своея жизни: мы желаем быть безсмертными. Язычник сие опровергает: а Евангелие нас научило почитать, что таковая мысль есть нам естественна; есть нам сродна, и достойна человеческаго преимущества. Созданы мы по образу и по подобию Божию: влиян в нас дух безсмертный. Сей влиянный в нас дух безсмертия заставляет мыслить всегда о жизни; и не думать никогда не умирать: а смерть почитать не смертию, но прехождением к лучшей вечной жизни, или почитать и смертию, но смертию не человека, а одного тела; да и то до дня воскресения праведных. О сколь мысль сия утешительна! О сколь таковая вера есть превосходная!

Сим решатся все человеческия сомнения, смущения и страхи. Всегда желаеши ты жить. Изволь жить во веки счастливо: благость Божия сие тебе дарствует. С клятвою Бог сие тебе утверждает: аминь аминь глаголю вам: яко слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный; и на суд не приидет: но прейдет от смерти в живот (Иоан. гл. 5, ст. 24). При таковом сладчайшем обетовании почему еще может прямый Христианин смущаться?

Оставляешь ты сей свет: но се открывается тебе свет новый в красоте превосходнейшей, где не имеет места печаль, болезнь и воздыхание. Скидаешь ты с себя сие тело: но какое? дряхлостию изнуренное, болезнями изодранное, смертию обезображенное, но во оное паки облечешися, уже украшенное, и изпускающее из себя лучи, паче светлостей солнечных. Оставляешь ты здесь многое богатство: на сие с Златоустом я тебе скажу; не оставляй; но наперед себя его пошли на небо, чрез руки бедных, и тобою облагодетельствованных. Разлучаешься ты с любезными тебе особами. Не скорби и о сем: ибо ежели ты оставляеши их, тоюже живою верою одушевленных, каковая есть в душе твоей; то они препроводят тебя к Богу твоему молитвами усердными, и тебе последовать всегда будут готовы. Будут ожидать того блаженнаго часа, чтоб тебя паки узреть в небесной радости. Желаешь ты естественно безсмертен быть: вот твое безсмертие! а не оное суетное языческое, чтоб по делам твоим не быти имени твоему забвенну; а самому тебе с прахом смешавшись ничего не чувствовать.

При таковом превосходном христианском безсмертии, что ест новый год? есть то время, тот день, который нас становит ближе не к смерти, но к жизни безсмертной и блаженной. А прямо новый год будет тот, в которой мы по благости Божией вступим не в течение времени, но в самую вечность, которая никаких перемен времени не знает. Сей будет год новый, никогда не переменяющийся, никогда не оскудевающий, не стареющийся, всегда новый: каждая его часть будет соразмерна всему; и весь сразмерен каждой своей части: ибо будет вечный, конца не имущий. Сего новаго года торжества во свое время удостоитися, как себе самому, так и всем вам всеискренно желаю. Аминь.

Говорено в Успенском соборе.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.