Слово на Рождество Христово

XIII. СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Волхвы узрев нововозсиявшую звезду поражены были удивлением, и по некоторому Божию вдохновению узнав о рождении Христовом, не могли знать места Его рождения; и для того вопрошали, где Христос раждается, где Христос раждается?

Вас верующих во Иисуса Христа, и сей день Его рождения празднующих, могу ли я также вопросить, где Христос раждается? Знаю, что вы тотчас со Евангелием дадите мне ответ: в Вифлееме Иудейстем. Известно и мне, что оное священное место прославлено сим великим на земли произшествием. Но я желаю, чтоб мысли ваши были просвещены вышшим познанием. Пастырский долг сего от меня требует. Ибо ежели пастыри в Евангелии упоминаемые, пасущие безсловесных животных, бдели о стаде своем, тоесть ночь без сна препровождали, чтоб ни единая овца их стада каким либо случаем не погибла: кольми паче о спасении словеснаго стада всякое неусыпное попечение прилагати подобает. Так какое же при случае рождения Христова может быть вышшее познание. Христос по Евангелию родился единожды в Вифлееме Иудейстем: но по силе того же Евангелия Он и всегда раждается. Возмите в разсуждение оное великое Евангельское изречение: слово плоть бысть. Тоесть Премудрость предвечная, которая есть Сам Бог, принял плоть нашу и родился. Что же после сего тотчас прибавляет Евангелист? И вселися в ны, и видехом славу Его (Иоан. гл. 1, ст. 14). Видите, что Он принял плоть, дабы вселитися в нас: родился от Девы; чтоб родиться и в нашем девственном сердце. Избрал для рождения Своего Вифлеем, что на нашем языке значит, дом хлеба; дабы Ему всегда пребывать в милостивой душе.

Когда Спаситель сказал сии слова: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное (Иоан. гл. 3, ст. 5): тогда один из предстоящих учителей не выразумев сих слов, сказал: как можно сему быть: не уже ли человек паки должен взойти во утробу матерню, и таким образом родитися. Может быть и из вас ктолибо помыслит: как можно Христу раждатися в нас?

Знайте, благословеннии Христиане! что рождение есть двоякое: одно телесное, другое духовное. О телесном не говорю: ибо известно оно всем вам. Духовное рождение производится равно от мужескаго и от женскаго пола, от младаго и престарелаго. Нет в сем никакова препятствия. В сем духовном рождении зачатие благословеннаго плода также бывает от семени; но от семени чистейшаго и нетленнаго. Семяже сие есть слово Божие. Послушайте, что о сем славном зачатии и рождении говорит Апостол: благовествованием аз вы родих (1 Кор. гл. 4, ст. 15). Тоесть, семя слова Божия пало на сердца ваши, и се зрю я в вас зачатаго сына Божия: и чрез сие стали и вы сами быть чадами Божиими: а я удостоился моим служением споспешествовать сему вашему духовному рождению: благовествованием аз вы родих. А Евангелие в таковом рождении признает родителем Самого Бога: иже, говорит, не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иоан. гл. 1, ст. 13). О сколь славно и многоплодно сие рождение!

Авраам получил обетование от Бога, чтоб ему отцем быть многих народов. Родил он одного Исаака; и удивил свет, яко родил его в крайней старости; да и жену Сарру имел уже престарелую и к рождению не способную. Но вот оная крайняя престарелость не воспрепятствовала ему быть отцем и многих народов. Породил детей столько, сколько звезд небесных, и сколько песка при краи моря. Все те суть дети Авраамовы, которые подражают любви к Богу и вере Авраамовой. Ибо рождение духовное без конца есть плодотворно. Здесь действуют не плоть и кровь; но дух Божий всемощный, который и все из ничего произвел.

Не препятствует в сем случае старость. Елико внешний наш человек тлеет, толико внутренний обновляется (2 Кор. гл. 4, ст. 16). Чем более умерщвляется плоть со страстьми своими; тем дух становится действительнее к плодоприношению духовному. Может Бог и от камения сего воздвигнути чада Аврааму (1 Иоан. гл. 8, ст. 39). Камни сии не суть вещественные: но ожесточенные и окамененныя сердца. Может Бог умягчить их и расположить к духовному рождению. Что было жесточае ожесточенных Иудеев? Подлинно были они камни претвердые и безплодные: но первоверховный Апостол посеяв на сердцах их семя слово Божие, в один день родил пять тысячь человек. Блудницы, мытари, разбойники, гонители, что были, как не камни претвердые и прежестокие? однако и из них воздвиг Бог чада Аврааму.

Се колико примеров; да и примеров славных, и ревности Христианския к подражанию достойных! Теперь по изъяснении рождения духовнаго, и по приведении толиких примеров, теперь паки смею я вас вопросить: где Христос раждается? Но где же бы Ему раждатися, как не в душах христианских? Желалиб мы взойти во внутренность вашу, и узреть великое сие видение, узреть Христа в сокровище сердца вашего, яко во объятиях Пресвятыя Девы, сладко опочивающаго. Но приступит человек, и сердце глубоко (Псал. 63, ст. 7). Бог един есть испытуяй сердца и утробы. Однако известные сего приметы и нам несколько открыты. От плодов их познаете их (Матф. гл. 7, ст. 16). Когда древо есть плодоносно, хотя не видим мы ни корени его, ни внутренности его, но видев плоды узнаем, что оно плодоносно. Дела Христиан могут быть доказательством, что в них раждается Христос, или они совсем безплодны и окаменелы. Рождение телесное не может быть без предварительной любви, и рождение также духовное не может быть без предварительной к Богу любви, и без соединения с Ним сердца нашего.

Благочестив ты: радуется сердце твое со Пророком слыша глаголющих: В дом Господень пойдем (Псал. 121, ст. 1). Нет для тебя усладительнее, как со всею церьковию восхвалять имя Господне. Воскресный и праздничный наступил день, и дается знак к вечерним и утренним молитвам, и к совершению Божественныя литургии: ты бросаешь все, поспешною ногою течешь во святилище, и со благоговением и с радостию призываешь имя Господа твоего: сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Входишь ты в самого себя, и находя многия прегрешения, приносишь в них раскаяние и исповедание: гладную и жаждущую душу питаешь телом и кровию Господнею, и сие спасительное врачевство прилагаешь к ранам своим; сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Имеешь ты жену, имеешь детей: с женою своею сохраняешь верность супружескую, и любишь ее как самого себя: а детей обучаешь страху Божию, и в домашнем обхождении подаеш им пример честности и добродетели; сие есть знамение, яко в тебе Христос раждается.

Имеешь ты подчиненных: обходишься с ними, яко чадолюбивый отец: не усматривают они в тебе ничего, чтоб их соблазнило и развратило: но находят, сколько в тебе поступок, столько для себя наставлений; сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Возложена на тебя должность судейская: всяк неповинный в тебе находит своего покровителя: не прельщает тебя ни мздоимство, ни сильных прозьба, ни лицеприятие: едина истинна и правда обитает в душе твоей и составляет твое торжество; сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Производишь ты торг: всякую корысть, сколькоб она ни лестна была, почитаешь беззаконною, естьли она не праведна, естьли она удалена от честности и причиняет другому вред; сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Земледелец ты, художник ли ты: благословенным своим промыслом питаешь себя и семью; удаляешься от лжи, обмана, сквернословия, пиянства, ссор; а со всеми жительствуешь любовию; и приключаемыя от других оскорбления сносишь терпеливо, оставляя мщение праведному суду Божию; сие есть знамение, яко Христос в тебе раждается.

Вот те приметы, по коим узнается, что душа чьялибо плодоносна в духовном рождении. Таковые то Христиане суть, яко древо насажденное при источниках вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеют (Псал. 1, ст. 3). Таковые то Христиане суть духовные чада Авраамовы; или паче, чада Божия, и наследники по обетованию жизни вечныя.

Да и как же Христианам не таковыми быть? всегда им отверсты двери училища духовнаго: вопиет не умолкно глас Евангельский: истинна открыта небесная: в таинственном причащении питаются они пищею Ангельскою: великими и неизглаголанными в будущем веке обещаниями обнадежены. При всем таковом руководстве как же бы христианам не таковыми быть?

Но сказано в Евангелии: Егда приидет Сын человеческий, обрящет ли веру на земли (Лук. гл. 18, ст. 8). О Христе! хотяй в нас родитися, найдешь ли Ты в душах наших удобное для рождения Своего место? Что суть те именем, а не делом Христиане? Дается знак на службу Божию; но в тоже время повещает дух неприязни, итти оставив службу Божественную, на место соблазна. Обходят ослепленные воду живую, и пьют из ямин не имущих чистыя воды. Верность супружеская иными без стыда нарушается, и без угрызения совести преступается клятва пред Богом произнесенная. У судии неправеднаго мздоимство и лицеприятие изгоняет истинну и правду: а воздыхания и слезы бедных презираются. Лож, обман и лицемерие почитаются украшением разговоров: а невоздержание и пиянство есть то, что бедный человек почитает, акибы в том состояло его увеселение. Таковым образом в расположенных душах может ли Христос родитися? Ах нет! во Своя прииде, и Свои Его не прияша (Иоан. гл. 1, ст. 11).

Но о заблуждающие дети Адамовы! обратимся на путь истинны. Жена пришедшая в старость не может более родить: но к духовному рождению всякое время есть способно. Обратитеся, глаголет Господь, и обращуся к вам (Захар. гл. 1, ст. 3): и вселюся в вас и похожду, и буду вам во отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь вседержитель (2 Кор. гл. 6, ст. 16, 18). Аминь.

Говорено в Чудове монастыре
1784 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.