Слово на день Святителя Николая

XII. СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ.

Где есть пастырь, там должно быть и стадо: да и пастырь добрый от стада своего бывает не разлучен. Пастырь добрый овцы своя глашает по имяни. Кто же есть тот, который собрал сие благословенное стадо в сию священную ограду? Память ныне совершаемая добраго пастыря святителя Николая. О величество чудес! не столь было удивительно, что когда сей святитель в жизни был, стадо свое имел везде за собою последующее. Не столь было сие удивительно. Ибо к тому побуждением сильным было то, что взирали они на самое его святостию сияющее лице, что слышали сладостнейший учений его глас, что чувствовали благоухание благих его дел; да и по самой духовныя власти обязанности яко ученики учителю, яко овцы пастырю, повиноваться и последовать ему должны были.

Но ныне, когда уже его и в живых нет, когда его глас уже не слышан, когда и не в сей, а в отдаленнейшей был он стране; да и в самом том месте, где он пребывал, по прошествии многих веков, должноб уже имя его притти в забвение; ныне, говорю, каким чудесным действием, какою сокровенною силою, собирает он стадо свое, и с ним вкупе присутствует, не иначе, как бы он в жизни сей еще находился. Не дивитеся сему, возлюбленнии! Дивен Бог во святых Своих (Псал. 67, ст. 9). Добродетель никогда не умирает; а по смерти она светлейшею и, так сказать, живейшею становится. Божияго провидения есть сие действие, чтоб нас поощрить к творению благих дел. Надобно ли нам еще искать других доказательств, что благочестие и добродетель есть паче всех богатств мира, паче всякия славы и чести людския: когда один сей пример есть всякаго уверения действительнее.

Сколько было богатых в свете, сколько сильных, сколько славных! но где они теперь? оставим их судьбу правосудию Божию; а только скажем, что имя их осталось в забвении и память их изчезла. А ежели когда они и поминаются, то или с презрением, или иногда и с проклятием. Но когда святитель Николай нас днесь собрал, на нас взирает, с нами вкупе, яко живый присутствует, хотя не телом, то поистинне духом, то думаете ли, чтобы он, яко великий пастырь и учитель, вам, стаду своему, не хотел подать какоелибо духовное наставление? в жизни он всегда поучал: смертию загражден ли источник его учения?

Авель, когда в жизни был, произносил он слова: но глас слов его не далеко простирался. Когда же он злобою умерщвлен, послушай, что говорит о нем тогда писание: Глас крове Авелевы вопиет к небеси (Быт. гл. 4, ст. 10). Не видители, что слово праведниково по смерти не только не умолкает, но становится громогласнее. Послушайте убо великаго до небес досягающаго гласа празднуемаго нами учителя. А я грешный в присутствии его умолчу, и вместе с вами смешавшись с радостию прииму звание ученика и слушателя.

Что убо он провозглашает нам? Яко добрый пастырь, исправив рачительно должность пастырства своего, требует от нас, чтоб мы были овцы, а не козлища; чтоб обще все вкупе составляли едино стадо Христово. Свойство овец есть, чтоб быть им управляемым своим пастырем, слушать гласа его, и уметь пастыря различать от наемника. Сие есть свойство овец. Глас же пастыря не есть глас его вымысла, его мудрования, его ухищрения, но глас церькви Божия, глас слова Господня.

Церьковь основана великим Бога и человек Ходатаем, утверждена пророческим и Апостольским учением, запечатленна кровию мученическою, удостоверена не прерывным чрез толико веков продолжением. Основана на камени, и безсчисленные бури на камень сей нападали, но сокрушить его не могли, и не могут. Яко от Господа бысть сей и есть дивен во очию нашею (Псал. 117, ст. 23). Таковое церькви учение возвещает нам глас пастыря: он печется о стаде своем, яко имея дать за него ответ Богу. Отражает противныя учения, да сохранит истинну Господню непорочну. В те самыя времена, когда жил святитель Николай, явился нечестивый Арий хотевший ввести странное учение, и тем возмутил все стадо Христово. Вооружилися противу его пастыри, вооружился с ними и наш святитель; не мечем и оружием, но не победимою силою истинны евангельския, и благодати Христовы. Сражение было подвижнейшее: но победа осталас на стороне истинны, и церьковь Божия воспела Господеви песнь победную.

В каком расположении были тогда овцы стада Христова? следовали они за своими пастырями, и гласу их были послушны: а чрез то церьковь пребыла в покое и тишине, и от всяких раздоров и развратов была в безопасности. Да и всякой благоучрежденный порядок правительства и начальства того непременно требует, чтоб каждый подчиненный своим наставником повиновался и покарялся. Нет ничего опаснее, как естьли в обществе всяк не будет хранить пределов своея должности: но дерзновенно будет оные преходить и перескакивать. Какое будет устройство в училище, естьли ученик будет мешаться в должность учительскую, и учителю будет не послушен? Какое будет устройство в военном чине, естьли каждый воин держась собою изобретенных правил, не будет слушаться военачальника? Да и в самых простых художествах естьли златарь будет мешаться в художество ткача: или древодель в работу златаря, или земледелец возмет на себя звание учителя, таковое смешение все разстроит, наполнит все непорядка, смятения и падения. Ежели же во всем мирском, ежели и в простых художествах всяк должен хранить пределы своего звания. В немже кто призван есть, говорит слово Божие, в том да пребывает пред Богом (1 Кор. гл. 7, ст. 20): кольми паче в делах веры, единаго гласа церькве, единаго гласа законнаго пастыря, держатися всеприлежно подобает.

Здесь идет дело не о управлении мирском, не о счастии временном: не о работе златаря, или ткача, или земледельца: но идет дело о вещах высочайших: о Боге, о небеси, о вечности, о вечном счастии нашем, о душе, о спасении ея, о благодати, о внутренних сердца движениях и расположениях. Все сие есть превосходно, преважно, величественно, божественно, зело нужно. Слово же Божие, где все сии высокия истинны заключаются, есть кладязь глубокий, есть бездна многа, есть книга, седьмью печатьми таинственными запечатленная. Великаго потребно благоразумия, просвещения, учения, а притом особеннаго духа благодати, чтоб сие таинственное слово можно было безпогрешительно выразуметь, кольми паче других научить. Каждое художество и самое низкое требует несколько лет, чтоб ему совершенно научиться: то одна ли наука истинны небесныя столь есть всем удобопонятна, чтоб она не требовала более, как только захотеть и уметь прочитать?

Когда же таковая есть глубина Божия слова, и столь превосходна премудрость в нем сокровенная, то с какою осторожностию, и с каким науками и житием приуготовлением и самые учители должны к нему приступать. Нет опаснее ничего для христианина, как естьли он сам собою без управления учителей и пастырей пустится в сие страшное плавание: нет ничего бедственнее и для церькви, как естьли всякая ея овца в деле веры будет следовать собственному своему мудрованию, оставив следовать учению пастырей своих.

Но и пастыри, скажет кто, бывают развратные. Житием ли пастырь развратен или учением? Ежели житием; в делах своих даст он сам за себя ответ Богу: но сие не должно мешать слушать учения его, по слову Самого Христа Спасителя: на Моисееве седалище, тоесть училище, седят уча книжницы и фарисеи: вся, елика глаголют вам творити, творите: по делом же их не творите (Матф. гл. 23, ст. 2, 3). Ежели же он развратен учением, таковаго не только не должно послушати, но и отвращатися и убегать. Развратен же бывает пастырь учением, когда или не законно пастырем избран, или от правительства церьковнаго извержен, или разсевает учение, общему всея церькве Христовы учению не согласное. Когда же он законно избран и поставлен, и церьковным правительством утвержден, и преподает учение с общим всея церькве учением согласное, таковаго учение есть истинное, и не можем его преслушати, разве с бедствием спасения своего. Преслушаяй таковаго пастыря гласа, и следуяй своему мудрованию, не есть овца в стаде Христовом, но козлище; урод вышедший из своих пределов, возмутитель покоя церьковнаго. Ибо от сего то точно раждаются ереси и расколы.

Ереси и расколы! Мало остановимся здесь. Вспомним, что сие слово не есть наше, но празднуемаго нами святителя. Он невидимо смотрит не на нас только присутствующих, но и на отсутствующих. Он ведает и тех, иже не суть от двора сего. Сколько он духом оскорбится и возревнует, увидев, что и между пшеницею суть плевелы, что и в православной нашей церькви суть расколы; что суть люди помраченные разумом, следующые своему невежеству, и отторгающие себя от стада Христова. Откуду сие, вопросит он; и по данней ему от Бога премудрости узнает, от того быти сему заблуждению, что вышли из своих границ, ученики взошли в должность учителей, гласу пастырей своих последовать не восхотели, а пошли в след суетных своих мудрований. О колико сие оскорбит праведную святителя душу! «сколько, скажет он, сносил я трудов и подвигов, единственно для того, дабы было едино стадо, и един пастырь: и се зрю тщетны мои подвиги. Се зрю ризу Христову раздираему». Сказав сие воздохнет, слезами обмочит свои священные ланиты, и своими многосильными молитвами будет таковым испрашивать раскаяния и обращения. А на упорных и не раскаевающихся возмет пастырский свой жезл, прострет его на их поражение. Ибо святые иногда по истинней ревности и праведным гневом воспаляются.

Но я боюсь, чтоб он таковым образом поступая с развратниками церькве, не воззрел и на нас. Да и не льзя ему не усмотреть и между самыми правоверными столько развратов в вере, и столько соблазнов в жизни. Многие следуют своим высокоумным мудрованиям, и мало несколько помазав губы изучением какова нибудь языка, или какой нибудь науки, уже много о себе мечтать начинают, богословствуют, берут на себя звание учителя, развращая и себя и других; а чрез то разрушая покой и соединение церькве.

О разврате же нравов и говорити тягостно. Одни гуляния, одни зрелища, одни сладострастия все иных составляют упражнение. А поучение в добродетели, просвещение в законе Господни, усердие к молитве и к делам благочестия совсем есть пренебрежено. Таковыя ли дела приличны истинным Христианам? – Так ли должны себя вести овцы стада Христова? Сие ли может подать утешение пастырям? Святитель Христов Николай таковаго ли ожидает от нас для себя празднования? Таковое ли стадо желательно иметь ему под своим пастырством?

Но он в сей памяти своея день должность свою исполнил: полезное и спасительное преподал нам наставление. Мы овцы стада его гласа его послушаем. Отвергнем свои мудрования: последуем ревностно учению церькве и пастырей ея. Ибо впротчем ежели и таковаго великаго учителя гласа не послушаем, то, аще кто и из мертвых воскреснет, мы не имем ему веры. Аминь.

Говорено в Греческом монастыре, Декабря
6 дня 1784 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.