Слово на день Казанския Богородицы

X. СЛОВО

НА ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Марфа удостоилась принять в дом свой Господа своего. Великое было счастие жены тоя! Но мы удостоились днесь сами приняты быть в дом посвященный имени Господню, и преблагословенныя Девы Марии. Марфа предложила телесную трапезу великому Гостю своему. А нам предложена духовная трапеза и священнейшая: да она же и сугубая: Первая тело и кровь Господня: вторая слово Божие. Там был угощаем Сам Спаситель: здесь Он нас угощает духовным и таинственным образом. Почему и можем мы счастием своим хвалитися пред Марфою. Можем мы хвалитися, естьли наши душевныя чувства не повреждены. Ибо и самая сладкая пища может показаться не только не вкусною, но и горькою и отвратительною, когда или вкус поврежден, или стомах разстроен. Так и пища духовная, хотя сама чрез себя есть сладчае меда и сота, может показаться не приятною, когда или просвещения истиннаго не достает, или вместилище души страстьми занято. И потому самое слово Божие, по разсуждению Апостольскому, для иных бывает воня животная в живот; но для других воня смертная в смерть (2 Кор. гл. 2, ст. 16).

Но не дай Бог! чтоб мы на том месте находили для себя вред, которое устроено единственно для спасения нашего, и из самой врачебницы выходили бы не только без исцеления, но еще и с большим поражением. Мы уповаем, что самое нынешняго празднования и собрания намерение может оправдить нас. Мы собрались единственно для того, чтоб принести благодарение Богу и Благодетелю, Который в сей день избавил царствующий град сей от неприятеля, град им занятый и приведенный до последния крайности. Сей самый день близь двух сот лет праздновали и предки наши, и в сем самом храме имели свое собрание. Подумайте, с каким жаром веры, с каким радостных слез пролитием, с какими от глубины сердца воплями праздновали они день сей! Исполненна была их душа и горестнаго прошедших зол воспоминания, и восхитительнаго чувствия о настоящем избавлении, и искреннейшаго благодарения посетившему их судом и милостию.

Мы потомки должны себе присвоить тоже разположение и ныне и навсегда. Ибо предки наши сие столь великое и священное обязательство на нас возложили. Но для сеголи только? Подлинно важно и сие. Но еще важнее то, дабы и нам не привлечь на себя наказующую руку Божию. Ибо, естьлиб мы пренебрегли призывать имя Господне, прибегать всегда к сему источнику милосердия, исповедать пред Ним грехи своя, приписывать Ему все благодеяния: естьлиб мы сие делать пренебрегли, былоб то доказательством наших развратных нравов: а они-то и суть виною гнева Божия и всякаго несчастия. Разсмотрим мы теперь, какие были притчины бывшаго отечеству нашему злоключения, и побоимся таковых же страшных судеб.

Когда мы живем в одном государстве, под одним правителем и под одними законами, составляем едино общество. Инаяже есть польза общества всего; иная каждаго особь: и надобно непременно, чтоб польза моя и твоя принесена была в жертву пользе общей, хотя то по особенной нашей к себе любви есть и тягостно. Например земледельцу оставить дом, хозяйство, покой; а иногда и жену и детей, и итти в чине военной службы противу неприятеля для защищения своего отечества, да еще и жизнь свою на тоже посвятить, по человечеству и собственной каждаго к себе любви, есть весьма тягостно: но для общей пользы сия жертва есть не обходима и спасительна. Душа общественнаго благоденствия есть согласие: а несогласие есть зараза все то разстроивающая. Согласие бывает, когда каждый общую пользу будет почитать больше, нежели свою. А несогласие произходит единственно от того, когда всяк свою пользу больше уважать станет, нежели общую. Таковое несогласие, общества союз разрушит и приведет его к крайности падения.

Во время например смутных обстоятельств потребен благоразумный предводитель. Найден таковой; но на избрание его некоторые не соглашаются, не для того, чтоб в нем не усматривали должнаго достоинства; но что он в особенности или им враждебен, или ими не любимь, или в том завидуют ему. По отвержении таковаго достойнаго избирается по страсти другой слабой ни мало к тому способности не имеющий, который взяв в руки предводительство, яко слепой, и сам в яму упадает, и других опровергает во оную.

Таковыми страстными несогласиями было раздираемо отечество наше, когда на оное наступал и нагло и хитро неприятель. Один разсуждал так: другой инак: один желал того; другой инаго. Один в том пользу свою находил; другой в ином. Всяк на свое взирал; а общественная польза между тем была в пренебрежении. И так неприятель пользуяся таковым разстройством, не имел нужды их силы ослаблять, когда уже они внутренним несогласием были разделены и ослаблены. Только что поражал тело членами разслабленное, и едва единое в нем оставил дыхание.

Беды и несчастия обыкли приводить человека в опамятование и чувствие. Усмотрев печальныя следствия своих несогласий, напоследок принуждены были воззреть на общую пользу, оставить свои пристрастия, и пренебречь собственные выгоды. Собралися во едино, избрали достойных предводителей, не пощадели своих имений, да и жизни свои почли меньше, нежели благоденствие всего отечества. Таковому единодушному всех согласию тотчас неприятель уступил, и со стыдом усмотрел, что не храбрость его, но разстройное наше состояние было притчиною его преимущества. И так, что пало несогласием, то согласием возставлено.

Но слыша мы, что надлежит собственными выгодами пожертвовать общей пользе, не должны подумать, что аки бы мы чрез то теряли и свои выгоды: никак. Ибо сие есть подобно торгу самому прибыточному, в коем отдаешь ты товар свой, но возвращаешь за оный цену не только равномерную, но и с лихвою. Отдаешь часть имения в общую пользу: но чрез то оставшее все имение в безопасности остается. Принятием на себя некоторой должности и подвержением себя власти другаго, теряешь ты несколько своей свободности: но чрез то сохраняешь во всем протчем свободность. Теряешь ты иногда и жизнь свою: но чрез то сохраняешь жизнь своих драгих залогов, родителей, жены, детей, свойства, всех сограждан, и всего отечества и самыя веры. Но пожалев для общей пользы части своего имения, части своего покоя и свободности, пожалев своея жизни, потеряешь и все имение, всю свободность, не жизнь свою только, но и жизнь своего семейства, своих сограждан, узришь разрушение своих жилищ, градов, всего отечества, и самыя веры истребление. Как-то и самою вещию все сие несчастие испытало отечество наше, коего избавление мы ныне торжественно празднуем.

Да убоимся подобных правды Божия судеб. Вникнем в сие, что и самыя несогласия наши между собою есть наказание, кое заслуживают грехи наши. Может ли тут быть согласие, где нет истинной взаимной любви: но один другаго обманывает, и под приятным видом обхождения, внутренно дышет злостию? Может ли тут быть согласие, где дети худым воспитанием испорченные не имеют должнаго к родителям почтения, или по развратности, или не находя в самых родителях ничего, чемуб было можно с честию подражать? Может ли тут быть согласие, где между супружниками нет доброй верности, где один другому изменяет без стыда, и где ложе супружества не есть ложе святости, но ложе безчестнейшаго торжища. Может ли тут быть согласие, где судия смотрит на мзду, а не на правосудие; где единое есть сильным лицам угождение, а немощным пренебрежение и предательство; где закон есть только одним превратно истолкованным страсти прикрывательством? Может ли тут быть согласие, где иной себя выставляет чтилищем обожения; а других почитает некоторыми тварями безгласными, от животных ползающих едва различными, и воззрения его едва достойными? Может ли тут быть согласие, где вера, сей священнейший общества союз, на многие и безместные толки раздирается; и иные заражены неверием, иные суеверием; иные от святаго церковнаго тела совсем себя отторгают; иные некоторым слабым видом, а не внутренностию к ней привязаны: а другие и основание ея разными хитрыми образы подкапывать не страшатся. А сие есть, коли благосмысленно разсуждать, таковое разстройство, как бы в едином теле члены друг на друга возстали: руки на ноги; и ноги на руки взаимно: уши потеряли бы свойство слышания: а глаза пораженыб были слепотою; и всякой член не соответствуя своей должности, силился бы стремиться противу состава всего своего тела. Может ли тут быть согласие, где толикие премногие и сильные притчины к несогласиям, где один чин презирает другаго, где одно состояние к другому разположено ненавистию или злобою? Может ли таковое общество еще называться обществом, а не паче чудовищем, из противных и взаимно враждебных частей странно составленным?

Надобно ли еще при сем ожидать, чтоб правосудие Божие удержало свое долготерпение, когда таковое разстройство, яко насильно извлекает на себя из руки Всемогущаго поразительныя орудия.

Бояся таковых судеб, кои тем бывают страшнее, чем внезапнее, да храним свято союз соединения и взаимнаго к общей пользе согласия. Истребим из душ своих корени несогласия всякаго, страсти, пороки и нечестие: а насадим во оных благословенныя согласия семена: взаимную любовь, друг о друге попечение, честность нравов; прежде же всего и паче всего, любовь и страх Божий и соединение веры. Аминь.

Говорено в Казанском соборе
1784 года.



Оглавление

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.