Слово на Сретение Господне

I. СЛОВО

НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Святое было закона Господня установление, чтоб младенца скоро по рождении приносить во храм, и поставить его, яко пред лицем Самого Бога, в сем месте особенно присутствующаго. Боже духов и всякия плоти! вопияли тогда родители, Ты даруеши дыхание и жизнь всем. Сей Твой дар приносим Тебе. От Тебя получил он бытие: да продолжится оно под Твоим охранением. Велико есть таковый дар от руки Твоея принять; но несравненно большее есть сохранить оный непорочным до самаго назначеннаго Тобою конца. Таковый был родителей к Богу глас при сем священном обряде.

Сему Божиему уставу последовала и благословенная Дева, принесши во храм зачатый в себе от Духа Святаго Плод; не для того, аки бы Он имел нужду в каковом либо освящении, но чтоб нам подать в том пример. Но каковый пример? Тот ли, чтоб и ныне родители чад своих во младенчестве приносили во храм? Похвально и благочестиво и сие; и благодарение Богу, что таковое святое обыкновение и доселе в церкви нашей соблюдается! Но естьли младенцы должны приносимы быть во храм, то что надобно сказать о них же, когда уже придут они в возраст? Тогда ли только должны они являться пред олтарем, когда еще о том никакого понятия не имеют; а не паче ли в то время, когда уже просветятся в разуме закона и веры? О! превратноеб было таковое дело, естьлиб в младенчестве приносимы мы были во храм, но пришедши в возраст нерадели бы о частом посещении святилища Господня!

Примечаем мы, и примечаем со удивлением и страхом, что некоторые младенцы весьма не редко и к причащению Святых Таин бывают приносимы: но те же самые младенцы, когда придут в возраст, и в возраст совершенный, по странному некоему превращению редко уже когда приступают ко причащению святыни сея.

Теперь вопросим мы таковых, естьли они между нами обретаются, каковое обязательство возлагали на них тогда родители, когда во младенчестве приносили их во храм? Без сомнения то, чтоб они, пришедши в возраст и сами узнав великую силу веры, первым своим убежищем почитали храм Господень. Естьли сие обязательство нарушить, не токмоб было то разорвать завет с Господем, но и самых родителей своих веру оскорбить и попрать.

Не льзя во извинение свое сказать, что мы тогда не понимали, каковое за нас родители давали обещание. Тогда мы подлинно не знали; но пришедши в возраст, за первый долг должны были почитать, с великим вниманием в сие вникнуть и узнать силу данных родителями за нас обязательств; и потому оныя в точности исполнять. Естьли же бы сие пренебрегли, то ничем уже извиниться не можем. Ежели же в сие и вникли мы, но не держась основания закона, а развращенных людей толкования, или мудрования своего, те обязательства не уважаем: то остается нам уже и не числиться членами церкви и лицемерно не прикрывать себя славным именем Христианина. Лицемерно, говорю; ибо хотя иногда и ходят таковые в церковь, но сие бывает или от одного обыкновения без всякаго благочестиваго побуждения, или по некоторой мнимой благопристойности, дабы не почли другие, по мнению их глупые, что аки бы они совсем церковных собраний гнушаются. Но сие лицемерие явно обнаруживается не благоговейным их во храмах стоянием: разговаривают, смеются, гордый вид оказывают, и кланяяся между собою униженно, пришед во святилище, и крестнаго знамения по надлежащему на себе изобразить не хотят и в поклонении едва главу в движение приводят.

Христианине! покажи ты мне веру свою от дел своих. Богословы разсуждают, что не всяк почитаемый в церкви надлежит до церкви. Сие святое и благословенное общество не может признать своим прямым членом, разве того, котораго вера не в наружности одной состоит, но во внутренности, со всеми ея плодами. Слушают здесь проповедуемаго Божияго слова. Хвалят потом проповедника, или пересужают. Хвалят, но не за другое что, как что он красноречиво говорил; пересужают, но не за то, аки бы он что говорил противное истинне, но что не витийственным предложил то словом. О превратное разсуждение! Неприятною кажется сладчайшая пища для того только, что не в блистательном представляется сосуде.

Ежели какая принадлежит проповеднику похвала, то не может быть лучшая, и не должна быть иная, как естьли его наставление самым исполняется делом. Тогда его есть возвышение, или паче тогда есть торжество истинны и радость церкви Божия.

Но без того какая есть проповеднику похвала, когда его слово умирает в душе слушателевой? Видно, что или проповедник сея от Бога лишен благодати, или слушатели недостойны сие сокровище носить в своих греховных сосудах. Ученик когда ходит во училище и никакого на самом деле успеха по наставлению учительскому не показывает, не только его в школу хождение похвалы не заслуживает, но тем еще больше осуждается и наказывается. И сие училище духовное не на ином основании учреждено. Неправедное корыстолюбие здесь осуждается, но страсть к корысти ни мало не уменьшается; пиянство здесь провозглашается богопротивнейшим пороком, но пиянство не истребляется. Блудодеяние и прелюбодеяние здесь слово Божие почитает грехами, кои храм Духа Святаго превращают в сосуд нечистоты (1 Кор. гл. 6, ст. 19); однако сии грехи также действуют, как бы о них и никогда говорено не было. Какая от сего честь священному амвону, какое уважение к церкви, каковое утешение учителю?

Сеет земледелатель семена тучныя и чистыя, но оне или не произрастают, или произращают одно терние. Тщетен труд и напрасная семен трата. Вот здесь слово Божие сильнейшим образом предосуждает порочныя увеселения, невоздержныя сообщества, сладострастию и ветренности учащия зрелища. Что? Имеет ли церковь надежду, чтоб сие ея наставление самым делом было исполнено; чтоб все то покинули и надлежаще приготовились ко вступлению в подвиг поста святаго? Никак! Вот только дай наступить следующим на неистовство посвященным дням, таковое церкви учение выйдет из мысли и памяти. Все стало быть превращенно. В море тишина, а в пристанище волнение. Так хождение наше в церковь и слушание поучений может ли служить доказательством нашего нелицемернаго Христианства?

Ныне в Евангелии поминаемая Анна не отходила от церкви восемьдесят четыре года; но в сем ли только состоит ея похвала, что она чрез толико долгое время ходила в церковь? Никак! но что ходила, по словам Евангелия, служащи Богу постом и молитвою (Лук. гл. 2, ст. 37). Вот вера нелицемерная, не суетная, плодоносная и спасительная!

Сему и мы подражать должны: не ходить токмо в церковь, но и стоять в ней со благоговением, слушать слова Божия со вниманием, и исполнять оное со Христианскою ревностию. Но да не печалится совсем церковь Божия; да не унывают без отрады и проповедники. Среди плевел есть и пшеница благословенная; суть нелестные Израильтяне; находятся и между нами добродетельные Симеоны, находятся и благочестивыя Анны; с радостию для таковых отверзаются проповедниковы уста и церковныя врата: а иже и не суть от двора сего: и те да будут в оный приведены, молить должны Господа, всех сердцами управляющаго по совету благости и премудрости Своея. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре Февраля 2
дня, 1784 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.