Слово на Рождество Христово

XLI. СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Церковь Божия совершает днесь первое и величайшее веры Христианския таинство. Проповедует Бога явившагося во плоти: и сей день посвящает на празднование сего дела Божия. Мы оное со благоговением уважаем. Оглашеннии изыдите! Да не прикасаются нам празднующим соблажняющиеся о том Иудеи; и неверующые язычники. Да никто из таковых оглашенных дерзает возмутить торжество наше. Мы, елицы вернии, мы одни составим сей священный собор. Чем более они помрачены неверием; тем радостнее для нас свет веры. Самые Ангелы, просвещеннейшые духи, признают пением своим величество снисхождения Божия: самые пастыри, из людей простейшие, удостоились озарены быть великим веры светом. Ангелы уверяют, что сия есть истинна достойная премудрости Божия: а пастыри приводят в стыд, ежелиб они в том были нас благоразумнее и просвещеннее.

Усумнится ли кто в том, что акиб было сие дело невозможное. Но кому? Богу. Как! Кто уразуме ум Господень, или кто советник Ему бысть (Рим. гл. 11, ст. 34). Нарицает Он не сущая, яко сущая (Тамже гл. 4, ст. 17), и всяческая производит глаголом силы Своея (Евр. гл. 1, ст. 3). Кто положит пределы Его всемогуществу, и кто ограничит премудрость Его? Сей земнородный из брения слепленный, сей перстный человек, ежечасно во всех своих делах погрешающий, столько ли дерзает высокомудрствовать, что почитает не иное быть возможным для Бога, как только то, что есть возможным для понятия его? О дерзость не только несмысленная, но и нечестивая!

Мы не понимаем таинства воплощения Сына Божия. Но и безчисленныя в творениях Его дела не понимаем мы; однако не можем столь безстыдны быть, чтоб и самых тех дел не принимать нам. Дело явствует; хотя способ онаго сокровен от нас. Ежели мы не понимаем, каким образом Бог устроил сие дело явления Своего нам во плоти нашей; и не стыдно нам признать, что Бог ведает более, нежели мы: однако то совершенно понимаем, что Бог любит создание Свое, любит нас; и что не может быть большее любви Его к нам доказательство, как сие, что Он благоволил принять нашу плоть, и во оной явиться нам. Ежели и может к чемунибудь стремиться тщетное любопытство наше, то разве к тому, для чего Бог благоволил открыть нам любовь Свою таким образом, а не другим. Но что в том нужды? каким бы ни угодно было ему образом, только бы открывались оным любовь Его к нам и милосердие. Дело явствует; хотя способ онаго от нас и сокровен. Почти самое дело: а способа не испытывай. Покори низкость своего понятия высоте премудрости Божия.

Когда Иову предложил Бог премножество вопросов о делах естественнаго порядка, коих образ однако человеку не понятен, не мог оный благоразумный муж на вопросы те иначе ответствовать, как только сими словами: кто возвестит мне, чего я не ведаю; велия и дивная, коих я не знаю. То только ведаю, яко ты вся можеши, не возможно же тебе ничто же (Иов. гл. 42, ст. 2, 3).

Бог принятием плоти нашея снисходит к нам! Когдаб кто был столько несчастлив, чтоб о том хотя мало усумнился, таковое сумнение не иное что в себе заключало бы, как сие: для чего Бог столько любит род человеческий: для чего к нему столько Он милостив? Ежели таковыя мысли происходят только от удивления величеству милосердия Божия, они суть благочестивы, и сходны с мыслями пророческими: Господи! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его? (Псал. 8, ст. 5). Ежели же мысли таковыя от сего ужаснаго происходят расположения, что акибы или оное милосердие Божие для рода человеческаго было не нужно, или что акибы оно должно быть другим образом, как человеку думается, а не таким, каким Бог благоизобрел; таковые мысли не могут быть, разве твари суемудренныя, ожесточенныя и погибельныя.

Две в вере нашей суть таинственные вещи и имена: воплощение и обожение. Воплощение относится к Богу: обожение к нам. Воплощением Бог к нам снисходит: обожением мы к Богу возвышаемся. Воплощением Божие высочайшее естество, аки истощавается: обожением униженное человеческое естество с Божественным аки во едино совокупляется. Когдаб тебе казалось быть унизительно, чтоб Бог стал человеком; то воззри на свое возвышение, что ты становишься чрез то обоженным. Послушай Божественнаго гласа и возвысь тем дух свой. Егда прииде кончина лета; когда наступило время предвечным советом определенное, посла Бог Сына Своего единороднаго раждаемаго от жены, бываема под законом; да подзаконные искупит; да всыновление восприимем. Темже уже неси раб, но сын (Гал. гл. 4, ст. 4, 5, 7). Посмотри, как две крайности безконечно разстоящые соединяются. Сын Бога вышняго становится рабом; а ты раб становишься сыном Божиим. Снисхождение Божие на коликую возводит тебя высоту! Седяй в горних на Херувимех, узрел тебя, яко овцу по горам заблуждающую, оставил небеса, принял на себя вид пастыря овцы ищущаго; по многом труде обрел тебя, взял на свои рамена, и присоединил к избранному стаду Своему. Возможно ли и помыслить, чтоб таковым чудесным образом приобретенный человек со благоговением не почтил таковаго спасительнаго для себя таинства?

Остается тебе токмо, о человек! за сие быть благодарным. Но какое благодарение будет равномерно толикому благодеянию? да и в чем бы могла состоять сия благодарность? возлюби Его, каким образом Он тебя возлюбил. Но можем ли мы таковым образом Его возлюбить? доволен Он будет и тою любовию твоею, ежели ты окажешь себя быть Ему подражателем по возможности своей.

Он оставил небеса: ты оставь землю и перьсть; не привязывай себя к земному, как бы к небесному и безсмертному. Он облекся плотию твоею: ты облекися Им Самим: носи в сердце своем заповеди Его. Он истощил величество Свое до принятия рабия зрака. Ты оставь суету высокомудрия; смирися пред Богом, и кротостию украшай жизнь свою. Он богат сый обнищал: ты из имущества от него тебе дарованнаго удели страждущей бедности, и насыти душу алчущую. Он всякие нужды и самую смерть претерпел. Ты с терпением сноси бываемые тебе по Его провидению злоключения; и таковым благодушием облегчай судьбу свою. Он привел тебя в познание истиннаго Богопочитания: ты свет сей не помрачай нерадением или мудрованием; но паче упражнением в Его законе в большее приводи его сияние. Он жизнь сию для тебя устроил быть путем к вечной жизни: ты шествуй по сему пути, дабы прямо им дойти до онаго вожделеннаго предела.

Таковым образом поступая, ты докажешь, что не безплодно было для тебя Его на землю сошествие: что ты оное празднуешь с подобающим благоговением; и неси раб, удаленный от Него; но сын Ему присвоенный любовию, и надеждою наследия сыну свойственнаго. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1785 года.

Конец XII тома.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.