XXXVII. Слово на день Казанския Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Достойно и праведно, чтоб получив мы от Бога благодеяния, приносили Ему за то благодарение. Сей день от предков наших посвящен на то, дабы во оной мы приносили благодарственную жертву Вышнему, покровителю отечества нашего. Предки наши сие учредили, и возложили на нас потомков своих не отрицаемый долг, дабы их обеты исполняемы были в род и род. Ибо когда от несчастий окружавших их просили с выше избавления, то без сумнения включили они и нас. Не на одно токмо то время желали и просили они, чтоб их отечество избавлено было от ига неприятельскаго; нет! желали и просили, чтоб они и их дети и внуки и будущие их роды подобных несчастий никогда не видели, а всегдаб оставались под Его благословением в покое и тишине. В таковой силе были их желания, прошения и обеты. Почему по силе сего и одолжены мы их обеты исполнять с таковым усердием, с каковою верою они их пред лицем Господним произносили.

Весьма важно, чтоб не оставляли мы итти по следам благочестивых предков своих. Ибо ненапрасно мы в молитвах своих к Богу взываем: Боже отец наших (Исх. гл. 3, ст. 6, 15, 16). Боже! в коего веровали наши отцы, деды и прадеды, того же самого имя и мы призываем. На Тя уповаша отцы наши; уповаша и не постыдешася (Псал. 21, ст. 5, 6). Мы от них чрез роды в род преливающуюся получили кровь; но с нею вкупе и благочестие их наследовали.

Обыкли люди хвалиться, что они произошли от благороднаго корени; и что предки их великими славны были делами. Не важнее ли несравненно наша будет похвала, что благочестие свое восприяли мы от предков своих от давнейших времен, и туже самую веру не уклонно содержим, которая в их обитала душах, и можем не постыдно пред Богом говорить: Боже отец наших (Тамже).

Представьте себе какаяб предков наших должна объять радость, естьлиб они в сей день возстали, и узрели бы нас потомков своих в месте сем, что творящих? Совершающих благодарственное молебствие. За что? за избавление от неприятельскаго утеснения, за избавление бывшее во время их. Какаяб должна при таковом зрелище объять их радость? Признали бы они, что их благочестивая и благороднейшая кровь преливается в нас чистейшею и непорочною струею: приветствовали бы себя и нас: себя почитая не умершими в роде своем: нас живыми изображениями их благочестия и добродетели.

Таковое разсуждение к чему одолжает нас? Одолжает любить веру свою и отечество свое. Любить веру свою, не потому только, что она есть истинная и православная, но что она есть притом вера отец наших, вера предков наших. Любить отечество свое, не потому только, что мы в нем родилися, но что притом оно есть отечество отец наших, отечество предков наших. Нет ничего славнее и тверже для веры, как естьли она священным союзом своим веки между собою соединяет. Нет славнее и тверже для отечества, как естьли один дух и предков и потомков одушевляет.

Ныне ты освящаеши себя теми же тайнами, теже хранишь обряды, кои хранили предки твои. Ныне тебя тот же дух любви к отечеству одушевляет, коим одушевленны были и предки твои. Сей великий между прошедшим и настоящим временем союз несумнительно доказывает, что все общество в своей стоит твердости и благосостоянии, когда союз его чрез целые века ничем не нарушен. Ибо разрыв таковаго союза (чего да не попустит милосердие Божие!) разрыв таковаго союза не может быть, чтоб вместе общественное благополучие не разрушилось.

Воззрите вы на малый цветок, на последнюю травку: потому цветок, потому травка в своем роде совершенны, что они не инаковы ныне, как каковы в роде своем были при начале мира. Естьлиб они от своего рода отступили, чтоб другое из того вышло, как некоторый урод или чудовище? Все в свете хранится непрерывностию таковаго союза. Кольми паче сей союз между нами потребен для блаженства жизни нашея и настоящия и будущия. Но сей союз не иначе в нас целым останется, как естьли тот же в разсуждении веры и отечества в нас дух всегда пребудет.

Нет тут места мудрованиям. Естьли в столь важных пунктах, каковы суть вера и к отечеству любовь, всяк по своей вольной мысли будет разсуждать, несообразимое выдет чудовище, и твердость взаимнаго союза поколеблется, и колебание сие причинит разрушение велие. Надлежит каждому истинно любящему веру свою и отечество свое, когда мысль его в сем случае будет стремиться своевольствовать, тотчас таковую наглую мысль надлежит удержать, и разсудить, что он преходит свои пределы, когда возносится выше того, что родами и веками определено. Благоразумное смиренномудрие, почтение к прошедшим векам, и долг вернаго сына отечества должны его остановить. Более несравненно целыми веками все разсмотрено и размерено, нежели что высокомерная мысль в одно краткое время усмотреть и измерить может.

Слава Богу! что любезное отечество наше сию честь может себе происвоить. Настоящее торжество есть того доказательством. Великаяб была честь потомкам, естьлиб тот долг, который бы был еще на их прапрадедах и далее, они тот долг и ныне, кому следует, платить не отреклися бы. Обязалися долгом предки наши близ двух тому сот лет, чтоб в роды и роды в сей день приносить благодарение Богу за милостивое им избавление от нашествия неприятельскаго. Доколе они живы были, со благоговением сие наблюдали. Они умерли. Остался сей долг на нас. Нам платить его следует. Мы днесь то исполняем торжественно. Чем не токмо заслуживаем себе от Бога честь и благоволение, но и пред всем светом доказываем, что между предками нашими и нами потомками союз веры и к отечеству любви остается неразрывен и непоколебимь. Сея чести и славы лишают себя нещастливые раскольники. Они сей священный союз разрывают, и потому ни истинными чадами церкви, ни прямыми сынами отечества назваться не могут. Предки не признают их за потомков своих, но за некоторое развратное нововозникшее поколение.

Но мы должны обнадежить себя милосердием Божиим, что нашедши Он нас благодарными и веры отцев своих хранителями, благословение Свое над нами продолжить не оставит. Часто мы видим в слове святом обещания Божия милостивыя к людям, но с тем условием, естьли они сохранят завет, какой у Него был с отцами их.

Да держим убо, Апостольскими словами вам скажу, да держим исповедание упования неуклонно. Верен бо есть Обещавый: и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел: не оставляюще собрания своего, якоже неким есть обычай, но друг друга подвизающе; и толико паче, елико видите приближающийся день судный (Евр. гл. 10, ст. 23 и след.). Аминь.

Говорено в Казанском соборе 1783 года Октября 22 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.