XXXIII. Слово в день полученнаго радостнейшаго извещения о рождении Благоверныя Государыни Великия Княжны

СЛОВО

В ДЕНЬ ПОЛУЧЕННАГО
РАДОСТНЕЙШАГО ИЗВЕЩЕНИЯ О РОЖДЕНИИ
БЛАГОВЕРНЫЯ ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКИЯ КНЯЖНЫ.

       1783 года Августа 6 дня.

Паки для нас новая возсияла радость! Новым благословенным плодом Царский дом обрадован и возвеличен. Как нет для нас любезнее отечества своего; так нет драгоценнее дара, коим благополучие его утверждается. Царскаго поколения отрасли суть орудия, чрез кои милосердый Промысл готовит изливать на нас благодеяния Свои.

Довольная притчина к радости, которую мы разделяем с Великою МОНАРХИНЕЮ и с высокими родителями. Отечества мать в веселии торжествует, приемля в Свои недра новаго имеющаго быть дел Ея проповедника. ПАВЕЛ и МАРИЯ, в восторге возносят очи и мысли к небесам, и дар от них принятый, имже со благоговением посвящают. Все же вкупе единою связуемыя кровию со услаждением взирают на новый залог; залог матерь к чадам любовию, чад к матери почтением и усердием соединяющий.

Чтоже при сем Александр и Константин? умножают Августейших особ утешение. Чем откровеннее младенческая искренность, тем чувствительнее внутреннее их удовольствие обнаруживается. Взирая на МОНАРХИНЮ, взирая на родителей, и лобызая сродное себе подобие, представляют себя подобными тем Ангелам, кои радовались о рождении Младенца превечнаго.

Благословим Вышняго за толикое Его к царскому дому благодеяние. Почтем сие за ясное знамение Его благоволения к отечеству нашему. Похвалимся Его милосердием, что мы не в числе отверженных от Него почитаемся: ибо по Егоже слову, сим благословением токмо единый род правых благословляется. Пророк описывая блаженство человека, говорит: жена твоя, яко лоза плодовита, в странах дому твоего. Сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. И потом заключает: се тако благословится человек бояйся Господа (Псал. 127, ст. 3, 4, 5).

Но мы не о частном единаго каковаго человека разсуждаем теперь благословении. Нет! наше есть пространное, и почти неограниченное. Известны свету Российские пределы. Известно свету, коликими виноград сей насажден народами. Представьте же себе, чтоб ныне одна семья, коих есть неизчислимое множество, чтоб одна ныне семья совершала празднование о своем собственном умножении, и зрела бы новое наследия своего приращение. Там увидите вы, что родители на новый залог в восторге радостном взирают: там сродники в торжестве соучаствуют: там друзья и приятели таковое любимых своих счастие присвояют себе; и все вкупе, хотя впротчем различаются лицами, состоянием, склонностями, возрастом; но в общей своей радости никаковаго не узнают различия.

Но при нынешнем торжестве нашем, не между людьми единыя семьи, но между всеми семьями, между всякими состояниями, между различными отечества народами, никаковаго различия не усматривается. Ибо рождение Царскаго плода не более есть свойственно родившим его, как и всему отечеству.

Не иначе воображать нам да будет дозволительно, что какбы вся великая великия России утроба зачав сей плод, и носив его в себе уставленное время, наконец разрешилась благополучно от сего бремени, и породила бы плод благословенный. Каждый сын отечества имеет право почитать его, яко собственным своим. Ибо имеет он им наслаждаться и утешаться, не иначе как собственными чадами своими; или еще и более. Общее бо благополучие конечно заслуживает частному предпочитаемо быть.

Земледелец отселе ожидает новаго в своем упражнении устройства, и приумножения изобилия: купец распространения своих корыстей: воин новых случаев ко открытию своего мужества: судия дальнейшаго в законах просвещения: служитель церкве новых побуждений к ревности духовной. Ибо все состояния, и движение свое и успех и ободрение заимствуют от мудраго и добродетельнаго начальников своих управления.

Но попустим мы себе усумниться, что акибы еще не было для нас известной надежды от новорожденныя, и от единоутробных ея братиев, таковых выгод ожидать. Подлинно, естьлиб то древо, от коего сии отрасли произрасли, былоб древо дикое, благим соком не напоенное, благовонных цветов не произносящее, тоб могли мы справедливо усумниться, чтобы приятных и полезных плодов ожидать от нея можно было. Ибо, по Евангелию, злое древо зол плод приносит (Матф. гл. 7, ст. 17).

Но с сей стороны благостию Божиею мы совершенно успокоены. Не мы токмо, но и весь свет, уверены о великих свойствах и добродетелях ВЕЛИКИЯ МОНАРХИНИ нашея, и высоких рожденныя родителей. Просвещение их есть удивлением свету: человеколюбие им есть яко сродное: честность их есть основанием всех дел: благочестие их есть утешением и украшением церкви. Из таковаго чистейшаго источника что может проистечь, разве чистейшая струя? Слово Божие говорит, что от терния собирают ли смоквы (Тамже ст. 16): так мы напротив скажем, что от сладчайшия смоквы может ли родиться терние?

Человека приводит в совершенство воспитание. А оно дабы было с своим успехом, потребна счастливая природа, добрый воспитывающих пример. Но сим то особенным образом и одарил Вышний ныне рожденную. Кровь сия берет свое начало из благороднейшаго источника: так, что в самом естественном родивших сложении наилучшия семена добродетели сокровенны суть.

В домашнем всегдашнем обращении на что ни посмотрит воспитываемый, что увидит? Увидит одно благочестие, увидит одну честность и добронравие: услышит мудростию разтворенную беседу, услышит о великих и славных делах, не сторонних какихлибо особ, но тех самых, от коих он произошел, и коих он сам носит в себе естественное изображение. Что таким образом и рожденное и воспитываемое отроча имеет быть, когда достигнет он возраста телеснаго и душевнаго? Что! разве безценное орудие благодетельнаго Промысла, и утеха человеческаго рода? Таковый получив мы днесь от щедроты Божией дар, толикою надеждою сопровождаемый, не довольную ли имеем притчину ко всеобщей радости. Составим празднственный лик и торжество; и взаимными друг друга да упреждаем приветствиями: пачеже, и по долгу подданническому, и по усердию свойственному сынам отечества, принесем искреннейшее поздравление, Августейшей Матери отечества, и дражайшим родителям. Радость, которая от них начало восприяв излиялась на всех нас, радость сия столько в них одних да соединится совокупно, сколько она вмещается в сердцах всех нас раздельно. Ты же отроча возрастай и укрепляйся, и благодать Божия да опочивает на тебе, сохраняющая тя, от всякаго злоключения.

О Боже! Твой сей дар есть. Свойственное Свое стяжание сохраняй под всесильным покровом Своим. Приими за сие усердную нашу благодарность, и продолжением благоволения Своего уверь нас, что благодарность наша принята милостиво пред престолом Твоим. Аминь.

Говорено в Успенском соборе пред литургиею Августа 6 дня, 1783 года.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.