XXV. Слово в неделю Ваий

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ.

О ПРИЧАЩЕНИИ.

Говорили мы в прошедшую неделю о тайне святаго причащения, для каких притчин она уставлена, и с каким уважением и благоговением древние Христиане оную совершали и принимали. Кажется уже из того самого довольно видеть могли, какое обязательство на нас лежит, чтоб не отступать нам от славных следов оных Христиан, и что мы не можем ни изъявить благодарности своей Богу за великия Его благодеяния, ни засвидетельствовать взаимнаго между собою и со всею церковию соединения, как токмо сим торжественным священнаго причащения приятием.

Вопросишь ты, какое есть тайны сея действие? Отвещаю: являешь ты себя благодарным пред Богом: доказываешь себя быть в неразлучном с церковию соединении. Какой, паки вопросишь, тайны сея есть плод? Отвещаю: кто памятует благодеяния, тот больших благодеяний удостоивается: и кто пребывает в едином союзе с телом церкве Христовы, тот участник бывает и того самого животворящаго Духа, коим одушевленно есть священное тело сие: тоесть, отпущения грехов, спокойствия совести, радости душевныя, и надежды к блаженному безсмертию.

Ежели все сие Христиане таким образом понимают, и всему тому без сумнения веруют, то можно ли бы подумать, чтоб некоторые именующиеся Христианами совсем тем о святом причащении нерадели, и от сего спасительнаго и августейшаго пира удалялися.

Как! почто нарицаешися ты Христианином? Не для того ли, что ты Христианския церкве член? Изрядно: великое и славное преимущество, чтоб тебе сего святаго общества быть участником! но покажи ты мне веру твою от дел твоих (Иак. гл. 2, ст. 18).

Се зри! жертвенник открыт пред тобою: безсмертная пища на нем предложена: яко порфирою, обагряется он священною кровию. Слава небесная его осиявает. Из самой внутренности сего святилища сладчайший глас до ушей твоих доходит. Со страхом Божиим и верою приступи: прииди, приближися, отверзи уста: насладися пищи Божественныя, вкуси от чаши жизни. Оную подает тебе самая небеснаго Отца благодетельная десница. Почто медлишь? Почто усумневаешися? Или малым тебе кажется таковое Божие снисхождение? Почти Его щедроты. Не отрини от себя простирающуюся Его к тебе руку.

Но что видим? Ах со ужасом видим. По таковом явлении святых даров, по таковом приглашении, чтоб к причащению приступали, некоторые или ожесточенные, или ослепленные, или разслабленные, или не вем как их и назвать, совсем тем, не только часто, но и единожды в году не приступают. О окаянства таковых! О нещастия церкве!

Но пусть так! да почто же ты ни единожды в году не приобщаяся, еще и дерзаеши лгати пред Богом и пред лицем всея церкви, якобы причащаешися. Ибо по явлении святых даров, так воспеваешь ты вкупе со всеми: да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи! яко сподобил еси нас причаститися святых Твоих и животворящих таинств. Не естьли уже сие некое посмеяние, что ты за то благодаришь, чего не принимал, и оное приносимое тебе от олтаря дерзостно отверг. Разве должен ты благодарить, что на том же месте и в тот же час не поразило тебя мщение Божие, что не разверзлася под тобою земля, и неблагодарность твою не сокрыла в пропастях преисподних.

Но еще послушай, что я имею тебе сказать. Слышиши ты всегда на Божественной литургии возглашаемыя сии слова: оглашеннии изыдите: елицы оглашенныи изыдите. Может быть совершенно не разумееши ты сих слов: прииди, воньми и ужаснися.

Были два рода оглашенных. Одни оглашенными назывались, которые еще были не крещены, а только обучалися Христианской вере, и приуготовлялися к просвещению, тоесть ко крещению. Другие оглашенными назывались те, кои хотя были и крещены, и называлися Христианами, но в тяжчайшие и в явные впали преступления. И те и другие до причащения святых таин не были допущаемы: одни, яко чрез крещение в число Христианския церкви еще не принятые: другие, яко недостойные за тяжкия свои и явныя преступления, до известнаго времени. Им вкупе стоять во храме с верными было возбранено: а только дозволено было стоять в притворе церковном, и слушать прочитываемаго и толкуемаго Апостольскаго и Евангельскаго учения. По окончании сего, когда уже приступаемо было к совершению самыя Божественныя литургии, и когда всем Христианам надлежало приступить ко причащению, тогда оглашенные те высылаемы были вон из церкви, сим громогласным от олтаря возглашением: оглашеннии изыдите, елицы оглашеннии изыдите.

Выходили они пораженные стыдом, обливаясь слезами, бия в перси, воплями своими оглашая воздух. Одни не терпеливо ожидали того времени, в которое они введены будут в царские чертоги, допустятся до святилища, станут во едином чине с чадами Божиими, и удостоятся принять дражайшую маргариту тела и крови Господни. Другие окаевали свою слабость, что своими тяжкими преступлениями довели себя до таковаго несчастия, что удалены от трапезы Господни, лишены пищи безсмертныя, посрамлены пред всем собором детей Божиих: и потому своим раскаянием, сокрушением, терзанием всемерно тщились очистить свое посрамление, и удостоиться паки, по примирении с Богом и церковию, принятия даров священных.

Вот зри Христианин! кто не был допущаемь до святаго приобщения, и с каким страхом и ужасом принимали они таковое отлучение.

Ты ныне входишь во храм: стоишь вкупе с верными: таинственное действие пред очами твоими совершается. На тебя еще не произнесен от церкве сей страшной суд, чтоб отлучену тебе быть от приобщения святых таин: а напротив сей сладчайший от олтаря исходит к тебе глас: со страхом Божиим и верою приступи, приступи. Почто убо не приступаеши? Ежели ты сей церкви суд сам себе присвояешь, и сам отлучаеши самого себя, то почто же и стоиши вкупе с верными? Почто и дерзаеши присутствовать при сем духовном пировании, котораго не приемлеши. Выйди вместе со оглашенными: выйди, и стани пред дверьми святилища, посрамлен, покрыт слезами, поражен самоосуждением: ибо глас церковный повелевающий прежде совершения таин оглашенным выходить из церкви, относится до всех тех, кои отлучены от причащения, а кольми паче до тех, кои сами себя от того отлучают. Почему или приступи, или едино со оглашенными должно быть место твое.

Но что мы при сем должны сказать? Древние Христиане, как видели мы, за самое величайшее в жизни несчастие почитали, когда их церковь до приобщения не допускала: а напротив радовались и веселились и торжествовали, когда им сие дозволение было давано. Но к тебе Бог столь долготерпелив, церковь столь снисходительна, что еще не отлучают тебя от причащения, а напротив призывают сим гласом: приступи. Но за всем тем ты сие призывание пренебрегаешь, и сам себя в пропасть несчастия ввергаеши.

Но я, де, признаю себя того быть недостойным. Ежели ты сие признаешь в чистом разуме и с добрым сердцем, то тем самим более тебя милосердие Божие дара сего удостоивает. Кто из человек сам по себе сего достоин? Святейшие мужи приступая к сему таинству говорили: Вем, Господи! яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего тела, и честныя Твоея крове. Тот прямо сего недостоин, кто признает себя быть того достойным. Суд сей, кого отлучать от причащения, предоставь церкви: он ей единой принадлежит: а сам себе дерзостно оный не присвояй. Но церковь никого не отлучает от причащения по правилам святым, разве явных и судом ея обличенных, да и нераскаянных грешников. Протчих всех не отгоняет она от человеколюбия Божия. Она в том подражает Господу своему, который блудниц, мытарей, разбойника, кающихся от Своего сообщения и помилования не отверг.

Притом помысли, что ты пред причащением исповедуешися. Истинное ли ты во грехах своих приносишь покаяние, или неистинное? Ежели паче чаяния неистинное, то не только ты ко причащению приступити не достоин, яко во грехе ожесточенный, но по исповеди и разрешения во своих грехах получить не можеши: ибо где нет покаяния, там нет и разрешения. Ежели же истинно ты каешься, и потому во грехах своих от милосердия Божия разрешение получаеши, то уже стал ты разрешен, прощен, оправдан, с Богом и церковию примирен, а тем самим уже и приступить ко святому причащению удостоен.

И потому не благоразсудительно поступают те духовные пастыри, которые приняв исповедь кающагося, и разрешив его от грехов, не токмо не пекутся, дабы непременно таковые ко причащению приступили, но еще и имеют неразсудную слабость вопрошать: желаеши ли ты причаститься? Да и сие в какое время? Когда многие или по невежеству, или по неусердию к вере, или по непривязанности к церкви, не только не принимают таковое отлучение со страхом и ужасом, но еще тем почитают быть себя довольными, или и нарочно того ищут.

О Христиане! соблюдите честь веры своея: не разрывайте дражайшаго своего с церковию союза. Кто удаляет себя от причащения: что с ним последует? Тоже, что следует с удаляющимся от солнечныя теплоты. Убегает он от святыни, и она по мере его убегания удаляется от него. Он не ищет врачевства: болезни его от часу опаснее становятся, и струпы греховныя умножаются. Верую я, что аще кто и грешник есть, но часто приемлет святыню сию, когдалибо от глубокаго сна своего воспрянет, и приидет в чувствие. Принятая внутрь тайна взойдет в его сердце, чревеса и утробу, попалит терние грехов, прохлажденное чувствие согреет, и подаст случай когдалибо помыслить о исправлении своем.

Воньмите сему моему учению, по истинной ревности и по усердию к вам произносимому. Дайте славу Богу призывающему вас из тьмы в чудный Свой свет. Доставьте церкви Божией, которыя вы члены, сие несказанное удовольствие, чтоб она хотя единожды в целый год узрела всех детей своих при священной ея трапезе духовно пирующих. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1783, Апреля 9 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.