XVI. Слово на Крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Обычай есть, как повествуют, что в сей крещения день, живущие во Иерусалиме и пришельцы Христиане отходят на Иордан реку, и в ней погружаются; почитая, что тем воздадут должную честь памяти крещения Господня, и веруют сами участны быть силы и действия благодати Божия. Не льзя похулить сие обыкновение. Но мы отдалены будучи от тех стран, тому последовать не можем. Однако сие нимало не препятствует нам лучшее и полезнейшее совершить действие. Не в наружности состоит благочестия дело: но во освящении и непорочности нашего духа.

Представим мы теперь себе мысленно, сколько возможно, живее, наш Иордан, нашу священную купель, в которой мы крестилися. Представим, что мы теперь во оную входим, и хощем в ней погрузитися. Сие не только нужно для того, чтоб мы всегда памятовали те обязательства, которые на себя при крещении приняли: не только для сего: но как мы крестились в младенческом возрасте, и надлежащаго тогда о силе крещения понятия не имели, и вместо нас поручались за нас наши восприемники, то по крайней мере, пришед в совершенный возраст, одолжаемся мы и знать и памятовать, что в себе содержит сие таинство.

И так представим, что мы теперь входим в купель, и хощем в ней погрузитися.

Постой, о человече! и прежде, нежели к сему приступишь, объяви ты мне свое намерение. Что ты делать хощешь? Обмыться ли только водою? но что в сем пользы? Одною водою не обмывается, как только телесная нечистота: что и без сего таинственнаго действия всегда исполнить можно. Постой: приступи ко мне: я тебе гласом церкви объясню силу таинства сего, и какое должен ты при сем иметь расположение.

При крещении вступаешь ты с Богом в договор. Ты в свет сей произведен, чтоб служити Господу твоему, и жить сходственно с тем концем, с коим Он тебя на свет произвел. Бог есть всемогущ: может тебя обратить, по Своей воли, куда восхощет: так как художник делает из глины, что разсудит. Но сотворен ты свободным. Хощет Бог, чтоб с волею Его сходствовала и воля твоя, дабы дело служения твоего, было не только делом Божиим, но и делом твоим. На сем основании вступает Он с тобою в договор. В сем договоре предлагает Он тебе первый вопрос: Отрицаешися ли сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его. То есть: отвергаешь ли ты все страсти, чтоб оным не следовать: бросаешь ли пороки и беззакония, чтоб оными гнушаться: будешь ли отвращаться сребролюбия, возненавидиши ли гордость, будеши ли убегать пиянства, любодеяния и прелюбодеяния: будеши ли мужественно удаляться от всего того, чем прельщать обыкли чувства и плоть? Вот сила того вопроса. Ибо все оныя дела суть дела диаволи.

Ты прилежно разсудив таковое предложение, и нашедши, что оно есть свято, и единственно к твоему благополучию клонится, отвечаешь непринужденно, произвольно, торжественно пред лицем церкви, Бога и Ангелов Его, что я от всего того отрицаюся. Славное и великаго духа достойное отрицание.

Но вот тебе после сего и другой предлагается вопрос. Сочетаваешися ли Христу? то есть: обещаешися ли исполнять все Евангельския заповеди? Будеши ли благочестив и человеколюбив? Будеши ли кроток и смирен сердцем? В порученных должностях сохраниши ли всякую верность? Будет ли язык твой истинен; а сердце искренно? Будеши ли благодетелен к бедным, и не мстителен к согрешающим? Сохраниши ли воздержание и целомудрие? Возлюбиши ли всякую добродетель Богу и человекам любезную. Вот сила того вопроса: ибо в сем состоит сочетание Христу. Ты прилежно разсудив таковое предложение, и нашедши, что оно есть свято, и сообразно воли Божией и совести твоей, непринужденно, произвольно, пред лицем церкви, Бога и Ангелов Его отвечаешь: я все то творить обещаюся: сочетаваюся Христу. Великое обязательство, и славное обещание!

Слова своего, ежели не здержишь ты даннаго человеку, вменяется тебе то не только в стыд, но и в безчестие. Естьли же даннаго начальнику и правительству обещания, да еще и присягою утвержденнаго, не сохранишь ты, не только почитается безчестным, но и казни имеешь быть подвержен. Какое же надлежит тебе, Христианин! иметь тщание, усилие и ревность, чтоб не нарушить сего даннаго при крещении обещания, и не уничтожить сего договора, в который ты вступил с Самим Богом. Ибо обыкновенно договор теряет свою силу, когда одна сторона оный нарушает. Единое сие не должно ли тебя занять во всю твою жизнь, чтоб о том единственно помышлять, и прилежно самого себя испытывать, не нарушил ли ты в чем святейших обетов твоих? Но о! сколь далеко от сего отстоят Христиане!

Братие призванные званием святым! Когда наши мирские суеты, заботы, страсти, большую часть нашей жизни с собою увлекают, и не допускают до сего святаго размышления; то хотя сей знаменитый день единственно посвятим на оное. Возмем уже когдалибо во уважение долг Христианства нашего, и отличим себя от тех, которые таковою благодатию не просвещенны.

Но ты входя в свою совесть, находишь себя в данном при крещении обещании неустоявшим. Сие тебя возмущает и страшит. Не бойся таковаго возмущения. Оно открывает тебе путь к покаянию. Оно недостатки твои исправит и болезни уврачует. Что боишися? Божие человеколюбие есть неизреченно. Поспеши в дом Божий: припади к ногам сея священныя трапезы. На ней предлежит Спасительное болезней твоих врачество: Пречистое тело и кровь Господа твоего. Сим уврачуешь свое изнеможение: сим поправишь нарушаемый тобою договор: сим паки засвидетельствуешь, что ты данных при крещении обязательств не отрицаешися; но оныя исполнять по всей возможности сил твоих желаеши.

Дал бы всеблагий Господь, чтоб сие разсуждение углубилось в наших сердцах, и чтоб мы могли сами себя уверить, что не вотще праздновали день сей. Аминь.

Говорено в Успенском соборе, 1783 года.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.