Слово на Рождество Христово

СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Со благоговением празднуя рождество Спасителя нашего, ведаю я, каковыя чувствования должна в себе ощущать благочестивая душа. Не есть сие празднество мирское, но совсем особливаго рода торжество. Не состоит оно в ядении и питии; но в трезвости и целомудрии: не в украшении одежд; но во внутреннем души нашея обновлении: не в возжении разновидных огней; но в горящем и никогда не угасающем веры нашея светильнике: не в шуме громогласных труб и кимвалов; но в сладчайшем душевных свойств с телесными согласии.

Не должно думать, акибы при торжестве таковаго рода тело наше, плоть и чувства наши лишились своего удовольствия. Тогда-то и они прямое находят свое услаждение, когда сердце незазорно, душа радостна и спокойна. Отъими сие; все наши празднования не достойны сего имени, и будут или сами чрез себя не увеселительны, или по мгновенном услаждении горчайшия привлекут за собою следствия.

Настоящее празднование столько должно быть чисто и непорочно, сколько причина онаго есть превосходна и священна. Проникнем мы очами веры в тайну сию, и пролиются нам источники истинныя радости. Достойно сие нашего похвальнаго любопытства и внимания. Естьли в Евангелии упоминаемые пастыри без сна препровождали ночь, имея стражу над стадом своим: меньше ли мы употребим бодрости и тщания к сохранению прямаго благополучия своего?

Новое на земли открылось зрелище, чудное и преславное. Пораженный всяк таковым от века неслыханным случаем, да поспешит узреть дела премудрости Божия, и прямое оттуда приобрести для себя просвещение.

Раждается Сын Божий. Коликое есть Вышняго промысла о нас попечение! Всех тварей сохраняет Он бытие и управляет действиями. Весь союз вещей содержит Он в руке Своей, и оный располагает, да течет по уставленным от Него законам. Не довольно ли было сего общаго о нас провидения? Ибо мы из онаго изключены быть не могли. Нет! Чем ближайшее в создании получили мы с Ним подобие: тем большее открылось промышление к сохранению в нас того подобия. Когда образ Божий в нас впечатленный мы обезобразили, или и совсем истребили: благоволил Он в нашем виде представить нам образ тот, дабы мы его узрев могли познать первосозданную свою красоту, и возревновали бы паки оную вообразить в себе.

Раждается Сын Божий приемля нашу плоть. С коликою святостию хранить мы обязуемся тела нашего состав, когда он удостоен быть вместилищем Божества! Можем ли мы развратными помышлениями опорочить главу свою, когда она восприяла честь быть седалищем премудрости Божия? Можем ли мы очи и лице обезобразить гневом и завистию, когда чрез них воплощенное Божество открыло к нам Свою любовь и благоволение? Можем ли руки свои обратить на хищение, когда оными Богочеловек Иисус благодетельствовал токмо человеческому роду? Можем ли мы течение своих ног направить на путь развратный, когда ими святейший Дух проходил грады и веси, благовествуя мир? Можем ли мы сердце свое унизить до того, дабы оно было вместилищем злобы и мщения, когда Божество удостоило его быть сосудом любви Своея? Можем ли мы тело свое опорочить страстями, когда не возгнушался в него облещися Безстрастный?

Раждается Сын Божий от Девы пресвятыя. Сим действием освящено девство, но не опорочено и супружество. Таковый от девы образ рождения есть свойствен единому законов естественных Уставителю и Распорядителю: но тем самим мы одолжаемся, дабы и супружество столь же было непорочно, сколько девство есть свято. Дабы плод чрева был благословен: надобно, что б супружники не столь были служители страсти, сколько исполнители намерения Создателева. Таковое супружество есть подобно девству святостию, и рожденное от него чадо, свято Господеви наречется. Естьлиб мы и предали забвению уставы естественные: чистое от чистыя Девы рождение убеждает нас, дабы мы в самом рождении своем были освященны. Прелюбодеяние и любодеяние суть пороки сию рождения святость разрушающие, и оскорбляющие святейшее Сына Божия рождение. Не может таковый угодно праздновать Рождшемуся от Девы.

Раждается Сын Божий для спасения нашего. Сколь печально должно быть наше падение, что для возстановления онаго нужно было самим небесам преклонитися к нам! С каковым расположением должны мы принять таковое снисхождение! Заблуждшая овца толикой удостоена чести, что сам небесный Пастырь благоволил ее отъискивать, и взяв на рамена Свои, принес оную Богу и Отцу. Будучи присоединены к священному Его стаду, одолжаемся следовать руководству Пастыря своего, да не постигнет нас прежнее несчастие. Естьлиб паки дали мы свободность своевольству своему: не будет сему причиною недостаток благодати, но собственная развратность наша; и тем достойнее будет она осуждения, чем сильнейшия пренебреглиб мы предлагаемыя нам средства ко спасению. И для того Апостол велит нам остерегаться, да не покажемся, акиб вотще благодать Божию приняли мы (1 Кор. гл. 15, ст. 10).

Раждается Сын Божий, да составит из нас едину церковь святу и непорочну, которыя главою благоволил быть Он Сам. Страсти нас развлекают, несогласия раздирают: всяк ищет своего, не только пренебрегая пользу другаго, но и со вредом ближняго. Составляем мы общество, но не только союза его не наблюдаем, но может быть и не понимаем. А из того происходят взаимныя вражды, ненависти, злобы, убийства. Рожденный свято от Святыя явился на земли, да оную преобразит, и да влиет в нас взаимную друг ко другу любовь: дабы мы составляли едину согласную семью состоящую из братий, яко единаго отца дети. Сему мы соответствовать всемерно должны, не только дабы сохранить намерение для сего Родившагося днесь, но и для собственнаго нашего и временнаго и вечнаго счастия.

При таковом токмо расположении может угодно Ему быть настоящее празднование наше. Сии токмо дары Им могут быть от нас приняты. Сим токмо достигнем, что небезплодно будет Его для нас воплощение, и нетщетна наша полагаемая на Него надежда. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1780 года.



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.