Слово на Воздвижение Честнаго Креста

СЛОВО

НА ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА

Нынешнее Евангелие, хотя оказать цену смерти Христовой и величество явленныя Его Божия роду человеческому любви, восклицает сицевым образом: Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть (Иоан. гл. 8, ст. 10). Сие слово, тако, означает, что сколько ни было Божиих к роду человеческому благодеяний; но восприятая Им по любви к нему смерть все протчие несказанным образом не только превосходит, но и в такое приводит удивление, что сего ни мыслию совершенно понять, ни словом довольно изобразить не можем. Тако возлюби Бог мир! да и подлинно восприятая Богом за нас крестная смерть есть доказательством той любви, какой больше никак быть не может, и которой мы ни каковаго подобнаго примера изобрести не в силах. Сравним токмо сие с протчими Его благодеяниями, и узрим светлость истинны сея.

Создал Бог мир сей, и тем открыл нам величество благости Своея. Но все сие хотя пречудное произведение стоило Богу токмо единаго слова. Да будет свет, рек Он; и бысть свет (Быт. гл. 1, ст. 3, 14 и проч.). Да будут светила на тверди небесней: и тотъчас сии пресветлыя светила возгорели. Да произрастит земля былие травное; и на сей один всемогущий глас тот час она произрастила. Да будут птицы, звери, рыбы и протчия животныя: и тот час на повеление Господина своего, яко послушные рабы все они предстали. Произведение самаго человека хотя иным образом происходило: ибо потребно было премудрости Божией наперед возъиметь о сем таинственный совет, и потом брать брение, составить из онаго состав тела человеческаго, и оживить его дыханием жизни из уст Его изшедшим; однако все сие не приносило Богу ни каковаго ни изнурения, ни утруждения, ни истощания, ни унижения.

Но в деле воплощения Сына Божия и в смерти Его не довольно было одно слово. Надобно было унизить величество Свое до восприятия рабия, да еще и грешнича зрака; понести все нужды бедныя человеческия жизни; алкать, жаждать, претерпеть поношение, висеть на кресте между злодеями, и погружену быть в потопе крове Своея. Сие и само чрез себя есть унизительно и ужасно; но несравненно большим оно кажется, что все сие страждет непростый человек, хотяб Он был и праведный, но Сам Бог, величества неприступнаго, славы вечныя, Источник всех жизни, Создатель и Правитель мира; но пред коим и весь мир есть малейшая капля из Окияна.

Созидая Бог мир и человека не токмо не обретал ничего для Себя утрудительнаго и оскорбительнаго; но напротив сладчайшее, коли можно так сказать, чувствовал в Себе увеселение: Возвеселится Господь, по слову пророчю, о делех Своих (Псал. 103, ст. 31). Да и как было не веселиться! Ибо виде Бог, что ни созидал, и се добро зело. Видел Божественное Свое воображение на тварях Своих сияющее, и бездну разума Своего прекрасными потоками проистекающую.

Но в искуплении рода человеческаго вместо таковых увеселений была душа Его прискорбна до смерти. Совершал Он подлинно величайшее дело: яко из винограда изгнетал питие спасительное: но между тем все Его ризы были сим током кровным омоченны. Все сие тем для Него было горестнее, что в самое то время, в которое совершал дело спасения человеческаго столь таинственным образом, однако человек в самое сие драгоценное для Него время не только Его не узнавал но и презирал и поносил.

При открытии Божиею десницею красот мира сего, воспеша Его вси Ангели Божии (Иов. гл. 38, ст. 7); но при деле искупления человеческаго, слышал Он только от неблагодарнаго человека сии поносныя слова: льстит народы (Иоан. гл. 7, ст. 12): не сего отпусти, но разбойника Варавву (Иоан. гл. 18, ст. 40): возми, возми, распни Его (Лук. гл. 23, ст. 21).

Мы бедные человеки не очень охотно благодетельствуем и тем, от коих ни чем не раздраженны; а может быть и тем, от коих некоторым образом одолжены. Естьли же бы хотели мы кому благодетельствовать; но тот не толькоб наших благодеяний не хотел признать, но еще бы нас и презирал и поносил: чтоб таковому мы зделали? Не толькоб лишили его благодеяний своих, но не избежал бы он и мщения, нашего разгневаннаго духа; да может быть, по нашему разсуждению, и не без справедливости.

Но воплотившийся Бог, нашед нас таковыми, не сократил над нами Свою благодетельную руку; но еще тем паче являл к нам Свою любовь. Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20). Может ли таковая любовь иметь каковый пример и подобие? Великий Павел ее столь пространною почитает, сколь пределы всего мира: да возможете, говорит, разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, ст. 18). А под сими именами тут же изъясняет он любовь Христову всяк ум превосходящую. Но я смею сказать, что сие подобие есть недостаточно: ибо пределы мира, сколь ни широки, сколь ни долги, сколь ни глубоки, сколь ни высоки, но имеют свой конец: а любовь Божия никакими пределами ограничена быть не может: есть безначальна и безконечна. Но еще и более придем мы во удивление и в восторг, естьли разсмотрим и плоды таковыя любви; плоды, коими единственно блаженство наше было приобретаемо.

Когда создал Бог человека: наивящшее Его было к Нему благодеяние, что Он его сотворил по образу Своему и по подобию. Ибо не токмо сим преимуществом отличил его от всех тварей, но и предпочел им. Притом некоторым образом поставил его на земли видимым изображением Божества Своего. Подлинно благодеяние и честь величайшая! Но воплощением Своим и смертию Своею что Он нам приобрел? О разумнейшие небесныя существа! споспешите мне, чтоб достойно изъяснить величество вещи. Но и они сами изнемогают. Ибо, по Апостольскому слову, в тайны сии и сами Ангели желают приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12): то есть, издалека воззрети на них, не смея приближитися к вещи августейшей и славою божественною покрываемой.

Но из богословов величайший Павел утверждает, что сокровенная от Ангел, нам откровенна суть. Он хотя сию Божию любовь называет неизследованным богатством Христовым; однако притом говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия (Ефес. гл. 3, ст. 10). А из сих слов видим, что сея великия тайны ведение имеет церковь Христова на земли, и оное может доставить церкви Ангельской на небеси. В чем же состоит сия таинственная Божия к нам любовь? Да слышит церковь земная и небесная, не меня грешнаго; ибо я не доволен и недостоин к изъяснению сего: да слышит сосуда избраннаго Павла: спосади, говорит, на небесных во Христе Иисусе (Ефес. гл. 2, ст. 6): и неси уже раб, но сын; аще же сын, и наследник Божий Иисус Христом (Гал. гл. 4, ст. 7); сожители святым, и присни Богу (Ефес. гл. 2, ст. 19), то есть, домашние у Бога.

В создании впечатлел Он в нас образ Свой и подобие. Но во искуплении, се видим, удостоены мы вкупе с Богом сидеть на престоле славы величества Его: ибо естество наше человеческое Христом восприятое с божеством есть нераздельно. В создании почтены мы владычеством всех тварей, но оставлены на земле, произносящей терние и волчец. Но ныне вознесены на небеса, и сотворены наследниками всех богатств благости Божия: а притом Бог в лице же нашем человеческом имеет судити всей твари, живых и мертвых.

Падения Ангелов богословы причиною полагают, что они предвидев таковое человеческое возвышение, позавидовали тому, вознегодовали, и от гордости не восхотели столь возвышенному человеку повиноватися. Подлинно было чему завидовать; или паче, естьлиб они сохранили первыя своея доброты совершенство, было о чем сорадоваться.

Помышляй сие Христианин и сим размышлением возвышай дух свой; освящай сердце свое. Горе тебе! естьли таковой любви твоею к Нему любовию соответствовати не будешь. Чтоб ты Ему ни принес, все не есть твое, но Его дар: да и ты сам по Апостольским словам, неси свой: куплен бо еси ценою (1 Кор. гл. 6, ст. 20). Не преставай очами веры взирать день и нощь на столь возлюбившаго тя Господа. Когда же очи веры твоея ослабеют; воззри тогда на сие победоносное оныя любви знамение, и вспомни пострадавшаго на нем. Лобызай Его лобзанием святым; и рцы: Боже! лобызая жертвенник священный, на коем благоволил Ты принести себя в жертву за меня, приими мою недостойную жертву, дух сокрушен и смирен, и даждь ми умрети в любви креста твоего. Аминь.

Говорено в Воздвиженском монастыре, Сентября 14 дня, 1781 года.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.