Нынешнее Евангелие, превознося честь, которой сподобилась преблагословенная Дева Мария, ублажает и самое Ея чрево удостоенное носити в себе безценное сокровище, плоть Спасителя Христа обоженную, и сосцы, коими Он питаем был. Блаженно, говорит, чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лук. гл. 11, ст. 27).
Мы в таковые дни, каков есть нынешний, нося на руках своих Господне на дске начертанное изображение, о когдаб носить оное удостоились и в сердцах своих! ибо великое различие есть носить оное на руках, и носить в сердцах. Пресвятая Дева носила Господа Своего на руках, но носила Его и во чреве несколько времени: а в сердце и душе Своей носила Его всегда, чрез всю жизнь, доколе с Ним во веки не соединилась в невечернем дни царствия Его.
Носить Его токмо на руках, а не в сердцах, есть совершать один только обряд, который будет показывать некоторый вид благочестия; но силы прямаго благочестия в себе не заключает. И праведник и беззаконник равно Господне изображение на руках своих носити могут: но у праведника начертание лица Господня есть на руках; а подлинник хранится во глубине сердечной, и никаким образом сие сокровище оттуду похищено быть не может: а у грешника начертание лица Господня токмо есть на руках; но в сердце не токмо подлинника, но и изображения Его нет. И как по сему видимо, что он сему безценному сокровищу настоящей цены не знает; то по тому скоро оное и погубити может. И о сих-то людях Бог чрез Пророка поразительно говорит: Сии люди устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене (Марк. гл. 7, ст. 6). Но чтоб носить нам Господа своего не в руках токмо, но и в сердце, и сосцами своими питать Его, по подобию блаженнаго чрева Мариина в Себе Его носившаго, и сосцами питавшаго, к сему поищем мы средства и помощи в нынешнем разсуждении.
Разум и воля суть источником действия; а руки токмо суть их орудия. И как Спаситель сказал, что от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства, татьбы, хулы (Матф. гл. 15, ст. 19): так напротив можно и должно сказать, что от сердца же исходят помышления благая, доброжелательство, целомудрие, истинна, благодетельство, прославление Божие и благочестие. Ибо по Христовым же словам: Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая: а злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злая (Матф. гл. 12, ст. 35). И по тому исходящее из сердца злое сквернит человека: так как и исходящее из сердца благое человека освящает: а не умовенными руками ясти, то есть, что либо по наружности делать, в чем не заключается ни злаго намерения, ни вреда другому, сие несквернит человека; так как что либо по наружности делать и похвальное: но в чем заключается намерение злое, или делается без всякаго размышления, сие человеку не токмо не приносит чести, но его порочит.
Брать свою вещь, и брать чужую, действие рук есть одно; но расположение сердца есть иное. Убивать человека неповиннаго, и убивать врага отечества, действие рук есть одно; но расположение сердца весьма есть различное. Зрение глаз есть одно человека добродетельнаго и завистливаго; но души их действия весьма между собою не согласны. Шествовать во храм на молитву, и итти на совет нечестивых, ступание ног есть одно: но внутренния мысли совсем одни другим суть противны. Говорить языком правду, и произносить им ложь, действие языка есть одно; но в первом случае язык с мыслию сходствен, а в другом иное на языке, а иное содержится в мысли.
Чтоб узнавать, похвально ли каковое действие или безчестно; всегда обманемся, естьли оное будем разбирать по одной наружности. Надобно проникнуть в человеческое сердце, и разсмотреть его расположение во глубине души сокровенное, и потому судить о действии. И Фарисей и Мытарь оба пришли в церковь; оба молилися; оба языком произносили слова похвальныя: Мытарь: Боже! милостив буди мне грешному (Лук. гл. 18, ст. 13): Фарисей: Боже! хвалу Тебе воздаю (Лук. гл. 18, ст. 11). Однако Мытарь оправдан, а Фарисей осужден: для чего? Длятого, что у одного было притом сердце сокрушенно и смиренно; а у другаго, было оно исполнено осуждения, гордости и лицемерия: но сие по наружности не было видимо; а во внутренности его развратныя души было сокровенно.
Светильник телу есть око (Матф. гл. 6, ст. 22), говорит Евангелие. Когда у человека глаза зрят ясно; видит он и самаго себя, и все окружающия его вещи: когда же очами помрачен; не видит ни самаго себя, ни из вещей одну от другой различити может. Так и светильник душе есть мысль и произволение. Когда мысль у человека просвещенна, и произволение благое; тогда он видит ясно порядок дел своих, порядок дел Божиих, и удобно их от всякаго порока и страсти различает: но когда у человека мысль помраченна, и воля развратна; тогда все дела его в растройстве, и он, яко во тьме, злое почитает добром, и доброе злом; так как слепец Евангельский, который видел человеков ходящих, но ему и люди казались ходящими древами.
И длятого Спаситель заблуждающим, Иудеям сказал: не судите на лица: но праведный суд судите (Иоан. гл. 7, ст. 24). А сие означает, чтоб мы не судили о делах человеческих по одной наружности: но естьли хотим произнести праведный суд; то должны разсматривать источник, из коего они произтекают. Много в человеческих делах есть лицемерия и обманов. Столько люди притворяться умеют, что не редко и самаго проницательнаго ослепляют; а добраго человека еще чаще: ибо чем кто простосердечнее; тем скорее всяким словам веру емлет, по доброте своего сердца почитая всех добрыми, а потому удобнее обманывается. И для того говорит Пророк: людие мои! блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают (Исаии гл. 3, ст. 12).
Но не время теперь нам судить о всех человеческих делах; хотя и всегда и при всяком случае осторожны мы быть должны. Мы приложим сие разсуждение к совершаемому нами делу благочестия, так ли оное отправляем, как святость его и истинна закона повелевает. Мы совершили ныне боголепное с священными иконы и кресты хождение, и имели щастие на руках носить божественныя Господа нашего, Матери Его, и святых Его угодников изображения. Но сказали мы в начале слова, что великое есть в том различие, чтоб носить оныя на руках, и носить в сердцах.
Естьли мысль наша познанием закона Божия просвещенна, а сердце горит любовию к Богу: тогда мы Господа своего изображение носим на руках; а Его Самаго в сердцах своих. Ибо Его есть оное слово: Аще кто любит Мя, Отец и Аз к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23). Естьли мы, по подобию блаженныя Девы сосцами Своими питавшия Господа Своего, сосцами человеколюбия будем питать бедных и неимущих: тогда мы Господне изображение будем носить на руках, а Его Самаго в сердцах своих. Ибо единому из бедных сих тварей сотворивый милость, Мне самому он сотворил то, глаголет Господь (Матф. гл. 25, ст. 40). Но напротив имеющий мысль познанием истинны не просвещенную, и душу развратную, тот хотя и носит изображение Господне на руках своих, но в сердце оное носить не удостоевается. Естьли кто не человеколюбив, не милостив, да еще обижает, оскорбляет и грабит другаго: тот не только Господа своего в беззаконной своей душе носить не может; но нося Его изображение на руках своих, вместо надежды каковыя либо милости снискивает себе умножение гнева, поелику творит совсем противное тому, что божественными того изображения устами предписано, или, еще скажу, творит и горшее. Он таковыми своими нечестивыми делами, наподобие жестокосердых Иудеев, заушает то святейшее лице, и пречистыя уста уязвляет. Что же пользы будет в таковом богомолии?
О когдаб мы, православные Христиане! удостоились сея чести, чтоб в нынешнем крестоношении, нося на руках божественныя изображения, могли притом в совести своей непостыдно сказать, что мы нынешний день по благости Бога нашего удостоились Его носить и в сердцах своих. Аминь.
Говорено в Сретенском монастыре, 1781 года, Июня 23 дня.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра