Спаситель наш сколько ни странствовал на земли: все Его пребывание было препровождаемо смирением и тихостию: все Его славы Божественныя сияние было сокровенно под мрачным человека болезненнаго и гонимаго покрывалом. Но се ныне в первой раз видим, что Он с торжественным видом, при восклицаниях множественнаго народа, при встретении с мирными ветьвями, при постилании под ноги Его риз входит во Иерусалим. Сие тем удивительнее, что точно в таковое время с таким торжеством шествует Он; когда ведал, что уже положен был убийственный о Нем совет, и потому на известную и скоро имеющую Его в сем месте постигнуть шествовал смерть.
Христе Спасителю! дозволь нам Себя вопросить: таковое приближения смерти время есть ли время торжества? Таковое место, на котором уже приготовлен поносный страдания Твоего крест, есть ли местом приятным и привлекательным? Но Он на то ответствует: что сей случай для Него есть вожделеннейшим: тако подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою (Лук. гл. 24, ст. 26). Тоже самое присный Его ученик и страданий сообщник утверждает: видим, говорит он, Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр. гл. 2, ст. 9): понеже Он умалил Себе: тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя паче всякаго имене (Филип. гл. 2, ст. 9).
Но пусть так, что Иисус Христос, предвидев таковый страданий своих славный конец, с толикою радостию шествовал ко кресту: но почто Пророк и нам зрящим Его на страдание грядущаго, и нам велит радоватися, да и радостию великою: радуйся, говорит, зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля. Длятого, прибавляет Пророк; яко се Царь твой грядет тебе кроток (Захар. гл. 9, ст. 9). О когда так! то разсмотрим же, почему кротость Его должна быть причиною толикия радости?
Когда Пророк как будто со удивлением говорит, что грядет Царь; но при всем том Он кроток: то тем самым означает, что акибы с сиянием Царския славы кротость не вместительна, или не обыкновенна. Однако кротость, снизхождение и человеколюбие должны быть первым Царскаго венца украшением. Суетна вся мира сего слава; естьли она только надымает, и только что устрашает человеческое сердце, а не подает ему утешения и отрады. Венец есть знамением, что всех подчиненных главы благоденствием процветают: скипетр есть знаком правосудия: порфира есть та священная риза, под коею находят безопасное убежище утесненные, и коею отираются слезы неповинно страждущих.
Но как усмотрел Пророк, что не все властители земные сею кротости и снисхождения утварию украшают себя; но некоторые все сияние славы истощавают на одно мечтания своего удовольствие, и на приведение других в страх и порабощение; а притом приметил, что Иисуса Христа сущаго Царя небесе и земли, слава вся ничего по наружности блистательнаго не имеет, а единственно преукрашен Он кротостию и снисхождением: длятого восклицает: Радуйся зело дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе кроток.
Кротость Его видима была во всех путех Его. Приемлет Он милостиво всех болящих, и трогаясь сожалением о их бедности, исцеляет оных, повелевая взять на рамена болезненный одр, и с миром итти в дом свой. Он посещает Закхея мытаря дом, и возвещает ему, яко днесь спасение дому сему бысть (Лук. гл. 19, ст. 9). Он другаго Мытаря, сокрушаемаго истинным о своих грехах раскаянием, оправдает паче фарисея горделиваго (Лук. гл. 18, ст. 14). Он блуднице приведенной, да побиена будет камением, милостиво говорит: Ни Аз осуждаю тебе (Иоан. гл. 8, ст. 11). Он другой таковой же грешницы, горько плачущия и власами своими Его отирающия ноги, разрешает грехи (Лук. гл. 7, ст. 38, 47), и из блудницы, по разсуждению Златоустаго, творит девою целомудренною. Он над умершим Лазарем проливает слезы; и рыдающих о нем сестр человеколюбно утешает (Иоан. гл. 11, ст. 23 и след.). Он не возгнушался презренных от гордаго мира людей, рыболовов и скинотворцов принять в свое дружество, и возвести их на степень Апостольства (Матф. гл. 4, ст. 18 и Деян. гл. 18, ст. 3). Он на кресте висящаго разбойника Сам также вися на кресте приемлет покаяние, и лютое его отчаяние разгоняет благою надеждою (Лук. гл. 23, ст. 43). Он при последнем издыхании за распинателей Cвоих молится, и оставления им греха сего просит (Там же ст. 34). Он питает учеников Cвоих, и нас всех телом Cвоим, и напоевает кровию Cвоею; как будто не довольным почитая, чтоб нам оказать Cебя удобоприступным, естьли не вместится во внутренности нашей; и яко во единый с нами не соединится состав. Он не токмо приходящих к Нему столь милостиво приемлет, но и убегающих от Него и боящихся призывает к Себе: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. гл. 11, ст. 28).
Дщи Сионя, дщи Иерусалимля, церковь Божия! се зриши Царя твоего, яко грядет тебе кроток! радуйся зело, и паки, с Пророком реку, радуйся: не радуйся же токмо, но и проповедуй: ибо радость бывает не молчалива; проповедуй и восклицай: благословен грядый во имя Господне! Прииди вожделеннейший юдоли земныя Посетитель! обремененным нам суетами мира подаждь отраду: исцели немощных, заступи обидимых, утеши гонимых: правосудный жезл царствия Твоего да усмирит врагов наших. Твой престол нам удобоприступен: Твое сияние нас не устрашает, но привлекает. Ты хотя и окружен небесными Ангельскими вои; но не сими суровыми воинами мирскими, которые нас копиями и оружиями своими от престола отгоняют и устрашают: но окружен Ты воинством благим в благости Тебе подобным. Достоин Ты един прияти честь и славу и державу: достоин Ты быти и именоватися Царь Израилев. Иудеи не хотели Тебе быть Царем их: и просили Пилата, чтоб надписи, с наименованием Тебя Царем Иудейским, не клал на кресте (Иоан. гл. 19, ст. 21). И для того праведная судьба, когда они отверглись кроткаго Царя, предала их в руки гордых и немилосердых властителей. Но дозволь Ты нам именовать себя Царем нашим: дозволь, чтоб мы изгладив сию надпись Иудеями неприемлемую, Царь Иудейский, написали на кресте: Царь Христианский; написали же бы не на кресте токмо, но и на сердце нашем буквами веры златыми, тростию Духа Святаго. Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!
Когда же Царь наш столь есть кроток: то какой должен быть Его закон? Но есть ли дан нам каковый от Него закон? Евангелие того не признает. Ибо оно говорит: Закон Моисеем дан бысть; благодать же и истинна Иисус Христом бысть (Иоан. гл. 1, ст. 17). Моисеем дан закон: а Иисус Христом токмо благодать: не длятого, якибы христиан своих оставил Он без всякаго закона. Дан и нам закон, но закон благодатный. Моисеев закон устрашал: Христов закон утешает. Моисеев закон преступников проклинал; Христов грешников кающихся прощает и благословляет. Моисеев закон основан на единой строгости; Христов на едином милосердии. Моисеев закон начертан на скрыжалях каменных; Христов написан на скрыжалех сердца плотяных. Моисеев закон дан при громах и молниях; Христов возвещен при сладком пении Ангельском. И длятого закон Христов свойственно не нарицается законом; ибо закон прямо означает строгое предписание: но нарицается благодатию и Евангелием, то есть, радостною вестию, возвещающею мир и благословение.
Когда же столь кроток есть Царь наш, и столь человеколюбив Его закон: отвергнем всякую гордость, суровость и не человеколюбие: да будем кроткими овцами достойными таковаго Пастыря. Овцы гласа пастырскаго слушают. Последуем и мы Ему. Се восходит Он во Иерусалим, да постраждет и умрет за нас. Спостраждем и мы Ему бия в перси, не яко жены Иерусалимския плачущия о страданиях Его, но яко грешны есмы. Сраспнемся Ему умерщвлением своих страстей, да сподобимся обрадованы быть и радостию воскресения Его. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, 1781 Марта 28 дня.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра