Слово в неделю Цветоносную

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ЦВЕТОНОСНУЮ

Спаситель наш сколько ни странствовал на земли: все Его пребывание было препровождаемо смирением и тихостию: все Его славы Божественныя сияние было сокровенно под мрачным человека болезненнаго и гонимаго покрывалом. Но се ныне в первой раз видим, что Он с торжественным видом, при восклицаниях множественнаго народа, при встретении с мирными ветьвями, при постилании под ноги Его риз входит во Иерусалим. Сие тем удивительнее, что точно в таковое время с таким торжеством шествует Он; когда ведал, что уже положен был убийственный о Нем совет, и потому на известную и скоро имеющую Его в сем месте постигнуть шествовал смерть.

Христе Спасителю! дозволь нам Себя вопросить: таковое приближения смерти время есть ли время торжества? Таковое место, на котором уже приготовлен поносный страдания Твоего крест, есть ли местом приятным и привлекательным? Но Он на то ответствует: что сей случай для Него есть вожделеннейшим: тако подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою (Лук. гл. 24, ст. 26). Тоже самое присный Его ученик и страданий сообщник утверждает: видим, говорит он, Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр. гл. 2, ст. 9): понеже Он умалил Себе: тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя паче всякаго имене (Филип. гл. 2, ст. 9).

Но пусть так, что Иисус Христос, предвидев таковый страданий своих славный конец, с толикою радостию шествовал ко кресту: но почто Пророк и нам зрящим Его на страдание грядущаго, и нам велит радоватися, да и радостию великою: радуйся, говорит, зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля. Длятого, прибавляет Пророк; яко се Царь твой грядет тебе кроток (Захар. гл. 9, ст. 9). О когда так! то разсмотрим же, почему кротость Его должна быть причиною толикия радости?

Когда Пророк как будто со удивлением говорит, что грядет Царь; но при всем том Он кроток: то тем самым означает, что акибы с сиянием Царския славы кротость не вместительна, или не обыкновенна. Однако кротость, снизхождение и человеколюбие должны быть первым Царскаго венца украшением. Суетна вся мира сего слава; естьли она только надымает, и только что устрашает человеческое сердце, а не подает ему утешения и отрады. Венец есть знамением, что всех подчиненных главы благоденствием процветают: скипетр есть знаком правосудия: порфира есть та священная риза, под коею находят безопасное убежище утесненные, и коею отираются слезы неповинно страждущих.

Но как усмотрел Пророк, что не все властители земные сею кротости и снисхождения утварию украшают себя; но некоторые все сияние славы истощавают на одно мечтания своего удовольствие, и на приведение других в страх и порабощение; а притом приметил, что Иисуса Христа сущаго Царя небесе и земли, слава вся ничего по наружности блистательнаго не имеет, а единственно преукрашен Он кротостию и снисхождением: длятого восклицает: Радуйся зело дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе кроток.

Кротость Его видима была во всех путех Его. Приемлет Он милостиво всех болящих, и трогаясь сожалением о их бедности, исцеляет оных, повелевая взять на рамена болезненный одр, и с миром итти в дом свой. Он посещает Закхея мытаря дом, и возвещает ему, яко днесь спасение дому сему бысть (Лук. гл. 19, ст. 9). Он другаго Мытаря, сокрушаемаго истинным о своих грехах раскаянием, оправдает паче фарисея горделиваго (Лук. гл. 18, ст. 14). Он блуднице приведенной, да побиена будет камением, милостиво говорит: Ни Аз осуждаю тебе (Иоан. гл. 8, ст. 11). Он другой таковой же грешницы, горько плачущия и власами своими Его отирающия ноги, разрешает грехи (Лук. гл. 7, ст. 38, 47), и из блудницы, по разсуждению Златоустаго, творит девою целомудренною. Он над умершим Лазарем проливает слезы; и рыдающих о нем сестр человеколюбно утешает (Иоан. гл. 11, ст. 23 и след.). Он не возгнушался презренных от гордаго мира людей, рыболовов и скинотворцов принять в свое дружество, и возвести их на степень Апостольства (Матф. гл. 4, ст. 18 и Деян. гл. 18, ст. 3). Он на кресте висящаго разбойника Сам также вися на кресте приемлет покаяние, и лютое его отчаяние разгоняет благою надеждою (Лук. гл. 23, ст. 43). Он при последнем издыхании за распинателей Cвоих молится, и оставления им греха сего просит (Там же ст. 34). Он питает учеников Cвоих, и нас всех телом Cвоим, и напоевает кровию Cвоею; как будто не довольным почитая, чтоб нам оказать Cебя удобоприступным, естьли не вместится во внутренности нашей; и яко во единый с нами не соединится состав. Он не токмо приходящих к Нему столь милостиво приемлет, но и убегающих от Него и боящихся призывает к Себе: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. гл. 11, ст. 28).

Дщи Сионя, дщи Иерусалимля, церковь Божия! се зриши Царя твоего, яко грядет тебе кроток! радуйся зело, и паки, с Пророком реку, радуйся: не радуйся же токмо, но и проповедуй: ибо радость бывает не молчалива; проповедуй и восклицай: благословен грядый во имя Господне! Прииди вожделеннейший юдоли земныя Посетитель! обремененным нам суетами мира подаждь отраду: исцели немощных, заступи обидимых, утеши гонимых: правосудный жезл царствия Твоего да усмирит врагов наших. Твой престол нам удобоприступен: Твое сияние нас не устрашает, но привлекает. Ты хотя и окружен небесными Ангельскими вои; но не сими суровыми воинами мирскими, которые нас копиями и оружиями своими от престола отгоняют и устрашают: но окружен Ты воинством благим в благости Тебе подобным. Достоин Ты един прияти честь и славу и державу: достоин Ты быти и именоватися Царь Израилев. Иудеи не хотели Тебе быть Царем их: и просили Пилата, чтоб надписи, с наименованием Тебя Царем Иудейским, не клал на кресте (Иоан. гл. 19, ст. 21). И для того праведная судьба, когда они отверглись кроткаго Царя, предала их в руки гордых и немилосердых властителей. Но дозволь Ты нам именовать себя Царем нашим: дозволь, чтоб мы изгладив сию надпись Иудеями неприемлемую, Царь Иудейский, написали на кресте: Царь Христианский; написали же бы не на кресте токмо, но и на сердце нашем буквами веры златыми, тростию Духа Святаго. Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!

Когда же Царь наш столь есть кроток: то какой должен быть Его закон? Но есть ли дан нам каковый от Него закон? Евангелие того не признает. Ибо оно говорит: Закон Моисеем дан бысть; благодать же и истинна Иисус Христом бысть (Иоан. гл. 1, ст. 17). Моисеем дан закон: а Иисус Христом токмо благодать: не длятого, якибы христиан своих оставил Он без всякаго закона. Дан и нам закон, но закон благодатный. Моисеев закон устрашал: Христов закон утешает. Моисеев закон преступников проклинал; Христов грешников кающихся прощает и благословляет. Моисеев закон основан на единой строгости; Христов на едином милосердии. Моисеев закон начертан на скрыжалях каменных; Христов написан на скрыжалех сердца плотяных. Моисеев закон дан при громах и молниях; Христов возвещен при сладком пении Ангельском. И длятого закон Христов свойственно не нарицается законом; ибо закон прямо означает строгое предписание: но нарицается благодатию и Евангелием, то есть, радостною вестию, возвещающею мир и благословение.

Когда же столь кроток есть Царь наш, и столь человеколюбив Его закон: отвергнем всякую гордость, суровость и не человеколюбие: да будем кроткими овцами достойными таковаго Пастыря. Овцы гласа пастырскаго слушают. Последуем и мы Ему. Се восходит Он во Иерусалим, да постраждет и умрет за нас. Спостраждем и мы Ему бия в перси, не яко жены Иерусалимския плачущия о страданиях Его, но яко грешны есмы. Сраспнемся Ему умерщвлением своих страстей, да сподобимся обрадованы быть и радостию воскресения Его. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре, 1781 Марта 28 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.