В день рождения Его Императорскаго Высочества

СЛОВО

О ПОЛЬЗЕ УЧЕНИЙ.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

Положите на сердцах ваших
не прежде поучатися отвещавати.

Лук. гл. 21. ст. 14.

Мудролюбивые мужи разсуждают, от чего человеку исправление свое начинать надобно, от разума ли, или от воли; и почти все в том согласны, что от разума. Причину тому дают сию, что воля или сердце исправно тогда, когда оно желает добра, и зла отвращается: а нельзя, де, ни добра желать, ни зла отвращаться, не имея просвещеннаго понятия о добре и зле. Но премудрость вечная Евангелием проповедуемая, кажется, учит противное тому. Положите, говорит она, на сердцах ваших не прежде поучатися отвещавати: то есть; старайтеся прежде снискать честность души; а витийство слов и просвещение ума даны вам будут после. Однако в сих противностях противности нет. Ибо какого нибудь дела конец хотя исполняется после, но в намерении он прежде. Так и добронравие хотя следует за просвещением разума, однако в намерении должно быть оно прежде. Понеже для того учиться надобно, дабы украсить себя честностию нравов; и ежелиб сего не предположить конца, то не нужны, а по крайней мере суетныб были все учения. И потому справедливо советует Евангелие, чтоб всяк из нас положил на сердце своем не прежде поучатися отвещавати. Но к большему изъяснению истинны сея, и ко умножению светлости торжественнаго сего дня разсудим мы обстоятельнее о пользе учений. А Ты, Отче светов! из божественных Твоих сокровищ открой нам безвестная и тайная премудрости Твоея!

Излишноб было доказывать, что учения человеку пристойны. Ибо под именем учения разумеем мы познание истинны; а человек одарен разумом, то есть, способностию познавать истинну. Почему естьлиб кто отвергал учение, тот не толькоб отвергал разум, но должен бы отказаться и самаго человечества.

Вопервых учением снискиваем мы просвещение мыслей. Отворен пред нами театр Создателевых премудрых дел: закроем ли мы пред ним очи свои, а не паче ли в некотором восторге возопием: яко возвеличишася дела твоя, Господи!1 полны суть небо и земля славы Твоея? а учения отверзают нам дверь в сей священный храм. При руководстве их узнаем мы начало вещей, порядок, союз, действия, конец и пользу. Снискиваем понятие о составе мира, о стихиях, о течениях светил небесных, о явлениях воздушных, о свойствах тел, о животных и о разных их родах, растущих из земли и о их видах; а наипаче о самих себе, о добродетели и пороке и о их добрых или худых следствиях. Да еще крилами учений возлетаем мы и к истиннам высочайшим, которыми приближаемся к неприступному Божеству и разсматриваем красоту несозданную. О коликое богатство благости Божия! какая изобильная трапеза в наслаждение наше представляется! и хотя мы понимаем очень мало: но и сие малое сколь для нас есть велико! а при том будем ли мы извинительны, ежелиб и сие малое нерадением своим терять захотели?

Да что нужды в такия входить подробности? может скажет кто. На сие ответствуем: нужда та, чтоб силу нашея души не оставить без действия, чтоб искру нашего ума не погасить, чтоб удивиться премудрости Божией, чтоб вникнув в союз вещей усмотреть, как мы тут же связаны, и из того познать, куды нам намерениями своими и делами клониться надобно.

А когда человеческой разум обогатится познанием истинны, раждается из того внутреннее удовольствие. Ибо всякая истинна сама чрез себя есть красоты неизглаголанной. Она есть сияние света присносущнаго, и зерцало непорочно Божия действия и образ благости его.2 Она есть благолепнее солнца и паче всякаго разположения звезд.3 Так какомуж надобно быть удовольствию в сердце того, который сим сокровищем наслаждается? по истинне великому. На сие смотря в притчах пишется: яждь мед, сыне! благ бо есть сот, да насладится гортань твоя: сице уразумееши премудрость душею твоею.4 Услаждение сие растет по мере познания. Чем больше кто познает, и чем выше восходит познанием, тем больше умножается удовольствие внутреннее.

Однако со всем тем познание наше здесь есть низко и недостаточно. Тягостию тела обременяется дух наш, и страстей смущением острозрительность ума нашего притупляется. Но когда сложим с себя тягостное бремя плоти сея, когда соединимся с чистейшим существом Божиим: тогда в несозданном свете его узрим свет незаходимый. Ибо в жизни сей, по Апостольским словам, от части разумеваем и от части пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится,5 то есть, пропадет, так, как пропадает капля падшая в море. И по тому здешнее познание есть частию познания небеснаго; следовательно и настоящее удовольствие есть некоторым предчувствием будущаго безконечнаго наслаждения. Так не видим ли мы учений превосходства? При отшествии нашем в вечная богатство здесь оставим, с честями разстанемся, с увеселениями простимся: но свет ума, которой мы учениями снискали, не только не погаснет, но паче возсияет. Но сойдем мы паки с небесных кругов на земный сей шар.

Не только-то, что учения услаждают наше сердце; хотя и сие есть нужная блаженства человеческаго часть: мы учениями приобретаем разныя житейския выгоды, как в разсуждении общества, так и для всякаго особь. В разсуждении общества от учения происходят добрые законы, ими хранится правосудие, земледелие благословляется, процветают торги, художества изобретаются, воинство в порядке содержится, и при твердой безопасности глубокий царствует мир.

Явился некогда Бог младому Соломону, и в полном величестве славы своея сказал ему: проси, что хощеши себе.6 Сей Порфироносный отрок еще не имея данной себе премудрости, показал дух премудрости достойный. Он желание сердца своего сими изъяснил словами: Аз есмь отрок мал, и не вем исхода моего и входа моего.7 Даждь рабу Твоему сердце смысленно слышати, и судити люди Твоя в правде, еже разумевати посреде добра и зла.8 И угодно было сие слово пред Господем. Получил Соломон сокровища премудрости, а с ней снискал себе богатство и славу, а подданным тишину и благоденствие.

Тот же самый Божий глас и всякому из нас вопиет: проси, что хощеши себе. На сей Господень снисходительный привет ктоб не воскликнул с радостию: Боже Отцев! даждь мне при Твоих престолах седящую премудрость, и не отрини мене от отрок Твоих.9 Ибо с премудростию вкупе вся приходят благая. Муж разумом одаренный порядочен во всех своих делах, в домостроительстве прилежен, гнушается роскошию, удален же и от скупости, в отправлении своей должности не принужден, в обхождениях приятен, во всяких случаях осторожен. Учение в щастии украшение, в нещастии утеха, в скудости богатство, в трудах покой, в затруднениях советник, в пути товарищ, в уединении сладкий друг, в богомыслиях к Богу вождь, к соединению с ним ходатай. Но не входя в подробныя премудрости похвалы, заключить надобно Соломоновыми словами: долгота жития и лета жизни в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава: от уст ея исходит правда; закон же и милость на языце носит. Путие ея пути добры, и все стези ея мирны: древо живота есть всем держащимся ея, и воскланяющимся на ню, яко на Господа тверда.10

Не досталоб нам дня сего, ежелиб исчислять все учения плоды. Но при сем не надобно позабыть онаго в заглавии нашей речи положеннаго Евангельскаго слова, которое нам напоминало, чтоб положить на сердце своем не прежде поучатися отвещавати; то есть, чтоб мы о истинне мудрствовали не словами, но делами. Ибо сие доказывает, что учений всех самый лучший плод и нужный конец есть нравов честность и добродетель. Без сего все науки суетны и труды безполезны. Ежели кто к учению прилежит, а нерадит о добродетели, тот нечувствительно сам старается, как бы снисканное учение потерять. И по тому дважды беден он: первое, что добродетели лишен; второе, что трудится всуе.

Ко отвращению сего все силы употребляет Евангелие. Оно учит, что никтоже вжег светильник, поставляет его под спудом, но на свещнице, да светит всем, иже в храмине суть.11 Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь.12 Да и во многих писания местах Дух Святый охуждает учения в тех людях, которые пустым вещей знанием надымаяся, о благочестии и добродетели мало думают. Так-то самое лучшее Божественное дарование чрез злоупотребление человеческое может быть случаем худых следствий!

Не удивительно, что невежество есть источником многих непорядков, суеверств и развращений. Тож самое случается и с теми, которые и учатся, да не тому, чемуб надлежало; или и тому, да не так оное употребляют. Многие оставив источники Израилевы, черпают из кладязей погибельных; многие помазавши только губы науками, высоко о себе мечтают. Сия досадная о себе мечта раждает излишныя вымыслы и затеи, из которых часто выходит безобразное и нелепое. Отсюды же выскакивают непомерныя любопытства и следовательно в несумнительных вещах сумнения; а оттуду проникает часто развращение, а не редко и безбожие. Сие-то разсуждая премудрый Павел написал, что разум кичит, а любы созидает:13 то есть, высокия знания могут быть причиною пустой пышности, а непорочная совесть полезна для всех. И потому не знаю я, невежество ли, или такие высокомерные умы больше причиняют вреда. Не знаю, не лучше ли грубость соединенная с постоянством, нежели ученая ветреность. Ибо не все то, что блещется, злато есть. Остается убо всем, последовать Евангельскому совету, чтоб не прежде поучатися отвещавати; то есть, хотя и прилежать к снисканию наук, да так, чтоб притом добродетель из виду не выпускать.

При окончании разсуждения сего обращаю слово мое к Августейшему ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Лицу. Я уверен, что всякаго слова действительнее ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА мудростию знаменитый пример, которым и пользу просвещения утверждаете, и злоупотребление суемудренных приводите в стыд. Ваше благоразумное Правительство ясно доказывает, каких плодов источником есть просвещенная душа. Ваша в трудах неутомимость и самаго лениваго может возбудить к должности своей. Ваше к благочестию усердие сильно согреть и самыя холодныя в вере сердца. Светильник Ваш не сокровен под спудом, но поставлен на златом благовернаго царствования свещнике, и светит всему северу, достигает до последних краев востока, или паче до концев земли. Возведи окрест очи Твои, и виждь собранная чада Твоя, с коликим благоговением Матерняго Твоего взору наслаждаются, но насладиться не могут. Море Тебе служит принося иных стран богатство. Земля Твоим рачением удобряема, плодами Тебя благословляет: реки плещут Тебе руками с веселием; грады ближайшие и отдаленные под сению Твоего самодержавия покоятся, разные народы разными языками славу Твою провозглашают; а все вкупе возводя к небу руки свои, призывают на главу Твою все Господни благословения. Да возрадуется убо душа Твоя о сих Божиих о Тебе благодеяниях, и в веселии сердечнем с псалмопевцем да поет пред ним: тебе пожру жертву хвалы:14 отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви.15

Но минем ли мы первый радости Твоея и нашея предмет, Его Императорское Высочество, нынешняго нашего торжества виновника? Бог вечный взирая с высоты Святыя Своея, и видя Тебя, Великая Государыня, в вертограде Российском трудящуюся, своими нетленными устами рек: в век сохраню Ей милость Мою, и завет Мой верен Ей.16 Мудрость продолжу в благороднейшей крови Ея, и труды Ея утвержду в благословенном Наследнике Ея. Сие небесное уверение да наполнит Райским веселием ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА сердце, и к будущим подвигам душу Вашу да ободрит.

Да внимает же сие и Твой дух, Благоверный Государь Цесаревичь! Бог, Бог всех времен нынешний день положил Тебе основанием двенатцатаго году. Солнце теча по зодиаку, чем выше поднимается, тем больший испускает смертным жар. И Ты восходя на высоту течения лет, согревай благою надеждою желания наши. Когда наступает весна; птицы своим сладкопением оглашают воздух, цветами покрывается земля, и малейшия животныя начинают трудиться, приуготовляя себе для будущаго времени пищу. Ныне лет Твоих весна: цветы премудрости Твоея да процветают, и благовоние Твоих разсуждений да разливается по нашим чувствам: дабы мы во свое время могли собрать благословенную жатву. Не для того сие говорим, чтоб мы не уверены были о Твоих великих в науках успехах. Никак. Но да будет простительно наше желание, что оно ненасытимо; что мы видя в Тебе великая, желаем и надеемся еще больших; и в сей радостной надежде поем: се зима прейде, дождь отъиде, отъиде себе, цвети явишася на земли, время обрезания приспе, глас горлицы слышан бысть в земли нашей.17

Боже Святый, и во Святых почиваяй! сии священныя особы Всеавгустейшую Монархиню нашу и дражайшаго Сына Ея благослови небесным Твоим благословением: Дух Твой Святый да найдет на Них, и сила Твоя да осеняет Их, Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества в придворной церкве 1765 года, Сентября 20 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.