Во Святый и Великий пяток

СЛОВО

ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК.

О ИСТИННЕ.

Аз на сие родихся,
и на сие приидох в мир,
да свидетельствую истинну.

Иоан. гл. 18. ст. 37.

Слыша сии слова, которыя произносит самая истинна, должен мир несказанно возрадоваться, предуготовить сердце свое к принятию столь неоцененнаго сокровища, и благодарить неизреченному Божию милосердию, яко не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.1 Но О нечаяннаго и ужаснаго случая! Как только родилась истинна, тогдаж Ирод смутился и весь Иерусалим с ним.2 Пришла в мир истинна; и мир ее не познал. Вознесла любезный свой глас истинна; и все начали затыкая уши говорить: что сей тако глаголет хулы.3 И для того жалуется истинна: Господи! кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?4 Почему и не знаю я, чему здесь больше удивляться надобно? Божиему ли крайнему снисхождению, или человеческому несказанному ослеплению? истинне ли гонимой даже до смерти, или человеку гонящему даже до потеряния последняго чувствия? Ах мир неблагодарный! И так ли ты принимаешь истинну? Вместо того, чтоб скрыть ее во внутренности души своея, скрываешь ты ее в темноте подземнаго гроба. Напраснож ты и приходила в мир, любезная истинна! Сидеть-было тебе при молние-лучном славы несозданныя престоле: а сойтить было в мир Божиему нелицеприятному правосудию, и обличить его всею строгостию во ослеплении и жестокосердии. Но ей Отче! Яко тако бысть благоволение пред тобою.5 Большее есть милосердие Твое, нежели злоба наша. Выше есть премудрость Твоя, нежели сколько слабая мысль наша понять может.

Сошла с небес истинна, и сотканную от премудрости Божия плоть на себя надев мир сей посетить благоволила. Посмотрим же, как мир истинну принял и принимает? А ты сошедшая с небес и умолкшая на кресте истинна, оживи теперь во устах наших, да видит мир, что глас пролитыя крове Твоея не умолкает никогда!

АЗ НА СИЕ РОДИХСЯ, И НА СИЕ ПРИИДОХ В МИР, ДА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ ИСТИННУ.

Когда надобно миру засвидетельствовать истинну, следует, что мир или не знал истинны, или отвергал истинну, или содержал истинну в неправде, то есть лицемерил. Сам ныне нами проповедуемый истинны страдалец говорит, что он имеет дух, которым обличит мир о грехе и о правде и о суде.6 Сей мира грех был крайнее мира развращение.

Подлинно человек создан по образу Божию и по подобию; но напоследок в сей по образу Божию созданной твари не можно было усмотреть ни следов образа Божияго, но некоторый страшный мрак, которым покрывшись блудила по стезям непроходимым. Истинное богопочтение было опровергаемо или безбожием, или многобожием, или суеверством, или лицемерством. Порок преодолевал добродетель: приятное предпочитаемо было полезному, а полезное нужному: прибыток ругался честности, и наружная красота за ничто ставила внутреннюю доброту. Искренность от ласкательства была уничтожаема; и безразсудная смелость имела верх пред истинным великодушием. О настоящей пользе было нерадение; а о том, что кидалось в глаза, излишныя заботы: в судах присутствовала несправедливость; а дружеския обхождения опорочены были хитростями: в приобретении собственной чести и славы доходили до свирепостей безчеловечных; а общее блаженство почитал всяк для себя ненадобным. Кратко: всем управляли чувства; а разум был опровержен и совесть насильствована. Сие рода человеческаго развращение причиною было, что преславныя империи, цветущия республики, и знаменитыя правительства разорились и погибли. Сколько нибыло издаваемо законов, сколько нибыло употреблено строгостей, но не могли удержать нагло текущий поток беззаконий: и скорее сами законы чрез злость человеческую истребились, нежели чтоб она чрез законы истребиться могла.

Разсуждение сие тем есть меньше сомнительно, что оно повседневным опытом доказывается. А ежелиб кто совсем тем сего не усматривал, то сие было бы новым доказательством развращения человеческаго, который со всеми своими недостатками думает, что он совершен.

Оставим мы теперь изыскивать, откуду сие повреждение свое взяло начало: а только непосредственно отсюду заключим первое, что Бог яко преблагий всего сего причиною быть не может. Второе, что он же яко премилосердый в сем заблуждении нас оставить не хочет. Ко отвращению сего, кажется, даровал он самый свет разума и здравую философию: но разума свет, как видели мы, был потемнен, и философиа не пристойнейшими мнениями была опорочена. А хотя и промелькала в некоторых светлая разума луча; но она не довольна была преодолеть оную тьму, которая покрывала всю вселенную. Были подлинно от начала мира богодухновенные мужи, были пророки, были и в самом язычестве просвещенные люди: но сии капли животныя воды пожирала бездна пороков. Почему самая рода человеческаго бедность, казалось, вопияла к Богу, чтоб он сам тую тварь, которую создал, как она была ничто, помиловал, как онаж пред ним по добродетели стала ни что.

Дошел вопль до небес, подвиглася милосердая Божия утроба, и посредством безконечныя премудрости самая предвечная истинна сходит на землю, приняв на себя покрывало человеческаго естества, дабы пред самыя наши чувства путь спасения представить. Сын Божий Августейшую сию, чтоб быть избавителем человеческаго рода, на себя приемлет должность. Мир никогда не может видеть великолепнейшаго и милосерднейшаго Божияго действия, как есть сие Сына Божия на землю посольство.

Сей истинный Проповедник, который пришел в мир, чтоб засвидетельствовать истинну, открыл на земли свою небесную философию и чистейшее учение, какова род человеческий никогда ни от кого слышать не мог. Показал, в чем состоит истинное человеческое блаженство, и оное поставил в нищете духовной, в слезах и смирении, в кротости и милости, в гонении и поношении, что совсем противно было мудрствованиям мира сего. Изъяснил понятие о добродетели и пороке, и их подлинности повелел искать не в наружных делах, но в самых намерениях и мыслях внутренних: протолковал, какая противность между Богом и миром, между истинною и лжою, между добром и злом: опроверг богомерзския суеверства и лицемерия: обличил человеческий род в жестокосердии, и в безместнейших заблуждениях, уверил о несказанных будущия жизни благих: и объявил, что он есть посланный для избавления мира Спаситель. Ктоб мог подумать, чтоб сие столь высокое и непорочное учение мир презрел и отверг? однако совсем тем небесный посланник и великаго совета Ангел во своя прииде и свои его не прияша.7

Иудеи, коих предкам и потомству не однократно обещан Мессиа избавитель мира, его пришедшаго не познали, не приняли, отвергли, почли за льстеца и гнали даже до смерти. Напоследок прозьбами своими, оклеветаниями и угрожениями склонили Понтийскаго Пилата, чтоб он неповиннаго Иисуса осудил на безчестнейшую крестную смерть. Ходатай Бога и человеков, призвав в свидетеля небо и землю, по принесении небесному Отцу самых горячих молитв, которыми вручал ему верующих, по претерпении всяких ругательств, и по излиянии всея крове вознесен на крест и пригвожден на нем. Вот видим перваго за истинну мученика! видим и ужасаемся. Ибо самой истинне заграждены уста, и умолкла та, которая есть веселие Ангелов. Ужаснися небо и вострепещи земле! благовременно ты солнце померкаеш, и ты луна прелагаешься в кровь. Да и Ты Отче небесный оставил истинну без защищения! она к тебе с креста вопиет: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил?8 Но судьбы твоя, Господи, бездна многа. Осужденная истинна сколь много осуждает нас, столь больше прославляет милосердие Твое.

Видим мы теперь, Слушатели, окончание произшествия, как истинна принята от Иудейскаго рода, от возлюбленнаго Израиля, от первороднаго Сына. Мы не можем их осудить, чтоб вместе не осудить и самих себя. Их печальному примеру подражает мир. Как там Иуда истинну продал, Архиереи ее предали, народ кричал; распни, распни:9 воины ругаяся сплетали ей тернов венец; Пилат самый разбой предпочел ей: Так, а не иначе и везде истинну принимают. Из олтаря выгоняет ее неблагочиние и скверный священников прибыток; а из храма безстрашие христиан и холодная молитва: до великих домов не допускает ее ласкательство; а впущенную презирает гордость, или пренебрегает невежество: до судебных мест не дает ей приступу мздоимство; от купеческих лавок отгоняет обман: а простыя домы давно уже заняты ссорами, грабительством и пиянством. Нет нигде истинне места: или и есть, но в темницах, в изгнаниях, на крестах, во гробе. Когда таким образом мир гонит истинну, не должно думать, что он гонит толко пустое имя; нет: гонит он Бога, который есть самая истинна; он паки распинает Христа, главнейшаго истинны проповедника. И потому надобно опасаться грешной душе, что празднуя она теперь смерть Христову, не есть ли причиною сама смерти сея?

Но понеже мир своего нрава и доселе не переменил: всегда одинаков, или может и хуже становится; так, кажется, напрасно в мир и приходила истинна. О! да не будет сие. Кровь пролитыя истинны во многих душах изобильный произрастила плод. Свидетельствует то сама о себе истинна: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит.10 От сего благословеннаго семени, сколько возрасло благочестивых Царей, сколько просвещенных Пастырей, сколько добродетельных мужей, сколько воздержных праведников, сколько мужественных истинны поборников! Но и ныне сила пришедшия на землю истинны во многих действует благочестивых душах. Оставим мы дальние примеры. Ваше благочестивое собрание тому свидетель. Это действие истинны, что вы с усердием притекли в сей священный храм; вы празднуете смерть неповинности; вы оплакиваете человеческую слепоту, признаете свою бедность, проповедуете Божие милосердие. А наипаче Ты, всеавгустейшая Матерь наша! подражая блаженной Иисусовой Матери, мыслию своею возносишься к распятой истинне; Ты не оцененною непорочнаго Агнца кровию обагряеш благочестивую душу Свою: а чрез то причастницею бываеш страданий Христовых, и подаеш нам действительный к благочестию пример.

Но в самое сие время, как вы, благочестивые Слушатели, в толь Богоугодном упражняетесь деле, другие заботятся о мирских вещах, думают о приближающихся веселых днях, чтоб в оныя воскресить страсти свои: а иные, чего без воздыхания не льзя сказать, ругаются сему веры таинству, и всю христианства истинну смешною представить стараются. Не знаю, копие ли проходящее до сердца было болезненнее Христу, или такия ложных Христиан мысли? желчь ли, которою напояли Христа, горчае была ему, или такия беззаконныя слова?11 Стоит при Кресте возлюбленный Иоанн; стоит же и болезненная Мать. Умирающий Спаситель указывая на ученика, сказал Матери; се сын твой! указывая же на Мать, сказал ученику: се мати твоя. Блаженная сия Матерь была образом церкви, которая от умирающей главы своей принимала последний завет: а возлюбленный ученик представлял тебя, христианин! что ты должен повиноваться спасительным церкви советам. Как Иоанну, так и тебе, истинна указывая на церковь с креста вопиет: се мати твоя. Ея недра да будут тебе, христианин! упокоением, ея животворныя сосцы питанием, ея лице утешением, ея глас наставлением.

Но опять, при сем о гонении истинны разсуждении, может скажет кто. Как не знать истинны? Она сама чрез себя светла. Как гнать истинну? Она властию своею всякаго поразить должна. Но смотри хитрость мира. Он это знает: но как страсть сильнее в нем действует, нежели признание совести, то ищет он для сего наружных видов. Посмотрим, как воплощенная истинна осуждается. Архиереи ее предают, акибы ревнуя по законе; народ тож: Пилат, акибы наблюдая покой общества. Ежели с стороны посмотреть, кажется все святые, все праведные. Но о мир лукавый! ежели усматриваеш истинну, почто ее гониш? Ежели хочеш гнать, почто прикрывательств ищеш? Мир своего нрава не переменяет. И ныне когда кто хочет кого съесть, выдумывает какия нибудь прикрывательства. И так благочестивый пропадает под видом суевера, справедливый под видом упорнаго, разумный под видом высокоума, смиренный под видом лукаваго, искренносердечный презирается под видом глупаго. Но кто может изчислить все хитростей человеческих виды? Праведно Евангельское слово: сынове века сего мудрейшии суть паче сынов века онаго.12 То есть, доброй человек не может столько выдумать способов к достижению до справедливаго благополучия, сколько хитрый человек к исполнению своих несовестных намерений. Однако и из самых сих мира хитростей усматриваю я, сколь глубоко напечатал Творец истинну на сердце всякаго, что почти не может человек гнать истинну, разве против совести.

Но перестаньте уже истинну гнать, вы лицемеры, вы веры презрители, ласкатели и грабители. Вы уже истинну вогнали во гроб. Посмотрите на плоть сию, как она вся уязвленна, вся растерзанна, вся зделалась одною язвою. Вы, ласкатели, сии сладчайшия уста заградили. Вы, клеветники, его уши растерзали. Вы, грабители, последнюю ризу на нем изодрали. Вы, лицемеры, копием прободли сердце его. Вы, презрители веры, източили из него всю кровь. Не слышите ли, что сей Муж болезней к вам говорит? я вознесен на крест, чтоб вас падших поднять. Я распростер руки, чтоб вас разсеянных несогласиями собрать во едино. Я жажду: жажду спасения вашего. Я вас призываю искренно. Свидетельствует сие сердце копием открытое. Кровь моя да омыет скверны ваши: жертва моя да очистит беззакония ваши. А ежели совсем тем до конца будете нераскаянны, не думайте, чтоб я остался всегда в сем истощания моего виде? Нет: будет время, когда сия кровь воскипит гневом: сей крест будет на обличение; сии раны на посрамление. Слова сии милосердаго избавителя слыша ты, грешная душа! вострепещи.

А вы, которых гонит мир истинны ради, вы лишенные всея человеческия помощи, примером сим утешайтеся. Вы проливаете слезы: а глава ваша кровь. Вы терпите скудость: а он висит совсем наг на кресте. Вы в гонении, а он во гробе. Помыслите убо таковое пострадавшаго от грешник на себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми.13 Подумайте, печалиться ли вам больше надобно, что страждете, или радоваться, что сообразуетесь столь великому страдальцу? плакать ли вам гонимым от людей, или играть утешаемым от небеснаго Отца? Божественный Подвижник ваш, как на кресте о грешных молился, чтоб оставлены им были грехи; так всякому из вас говорит: днесь со мною будеши в раи.14 А страданий его подражатель Павел и подтверждает то: аще, говорит, с ним страждем, с ним и прославимся.15

Спасителю Христе! Ты на кресте о одних молился; а других утешал. Чтож, радосте наша! скажешь нам? Скажи и нам милосерде: Мир оставляю вам, мир мой даю вам16 аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве 1765 года, Апреля 1 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.