В неделю пред Рождеством Христовым, о древности истинныя веры

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ.

О ДРЕВНОСТИ

Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля.

Матф. гл. 1. ст. 1.

ИСТИННЫЯ ВЕРЫ.

Самое начало Евангельския книги есть нам началом радости. Ибо вот слышим мы, что родословие начальника благочестивыя нашея веры и совершителя Иисуса, по принятому Им человечеству, относит благовестник Матфей до знаменитаго в благочестии Давида и до древнейшаго Авраама: а божественный Лука не только до Ноя возобновителя человеческаго рода, но и до самаго Адама, источника человечества. А из сего открывается явственно, что мы в вере согласны с древнейшими прославленными в благочестии мужами, что святая вера наша не вчера явилась, но началася тогда, когда началися люди быть; что она есть одна и таже от самаго создания мира. Так веровал Моисей и Давид, и все бывшие в ветхом завете: тогож богопочтения держался Авраам: тем же путем ко спасению шествовал и Адам со всеми прежде потопа бывшими благочестивыми Праотцами. По тем же следам веры шествуем и мы. Такая вера всех древних с нами соединяет, и нас делает древними. Такая вера, хотя и имеет в себе разныя состояния, как бы например младенчество, юношество и мужество, но всех в едино связует православнаго общества тело. О превосходство веры нашея! Всякия кончины видех конец, но широка заповедь твоя, Боже, зело.1

И понеже сие разсуждение не токмо само по себе важно есть, но и полезно ко утверждению и утешению нашему, во оное более взойти, благочестие ваше духом кротости призываю. А ты воплощенная премудросте! светом благодати твоея предшествуя нам покажи, что есть мудрование духа твоего.

Истинная вера есть вера самая древняя. Ибо первый человек, ктоб он ни был, Бога почитал, и все то по возможности отправлял, что требует Творец от твари, и что надобно к достижению блаженства, для котораго создан он. Такое богопочтение должно быть истинное! понеже первый человек не от кого другова, но от самого Бога тому научиться должен: да онож и древнее; понеже прежде его никого не было. И потому-то всякая новизна в вере есть не терпима.

Но в чем же оное древнее богопочтение состояло? По разсуждению Павлову в том, дабы веровать, что Бог есть, и что он взыскающим его мздовоздаятель бывает.2 Вот существенная сила истиннаго богопочтения! Но под краткими Павловыми словами много заключается. Ибо кто верует, что Бог есть: тот не может сомнится, что он есть всемогущ, милосерд вкупе и справедлив. Всемогущество Божие велит безопасно на его защищение полагаться; милосердие утверждает спасения надежду; правда требует совершенной святости сходной с непорочною волею его. Но как человек есть немощен, и всегда находит себя пред лицем Божиим грешником: следует, что он всегда имел нужду прибегать к его милосердию, и за основание веры своея положить, что Бог не по заслугам нашим, но по единому милосердию своему спасает нас.

И понеже правде Божией не льзя быть нарушенной; а каким образом может Бог не нарушив правосудия своего помиловать нас, человек разсуждением своим постигнуть не силен: то благоволил Бог недостаток сей дополнить откровением своим, и уверил всех древних богопочитателей, что он сам во свое время приняв на себя человечество зделает правосудия с милосердием примирение, и откроет сей способ, столь мало человеческому уму постижимый.

Сии члены веры не суть ли совершенно теже, на которых утверждается благословенное христианство? Но их содержали и древние все. Первый человек был Адам; первомуж ему было объявлено, что от семени его имеет родиться тот, который сокрушит главу темныя греховныя власти.3 Сия радостная весть сообщена была чрез него всему потомству. После неоднократно повторено сие Евангелие Аврааму и последователям веры его. Сиеж таинственное обещание ветхий завет проображал и жертвами, и таинствами и обрядами. Видите веры нашея благоухание разливающееся по всем векам.

И хотя подлинно свет веры сея в разныя времена претерпевал некоторыя ущербы и затмения; как то было во времена прежде потопа, во времена Авраамовы и Моисеевы и потом, когда всю почти землю тьма идолопоклонства покрывала; ибо всегда во вселенной свирепствовала сила греха: однако не преминула никогда благость Божия сии исправлять недостатки и разгонять глубокий оный заблуждения мрак. Служили к сему его щедрыя благодеяния, которыми он снабжал избранных своих, и тем утверждал их в благочестии: служили же к тому и казни, которыми наказывал нечестивых; а чрез то и их отводил от нечестия, и других приводил в познание своея всемогущия руки. Но кроме сего употреблял он и живыя гласы великих и просвещенных людей, какия были во всяком роде и месте и времени, яко орудия свои в просвещении человеческаго рода. Таков был Ной и Сим, Авраам, Мелхиседек, Моисей, Давид, Зоровавель, Пророки все, и прочия, их же имена в книгах животных.

Сии средства, хотя впрочем сами чрез себя действительны, не могли совершенно удержать нагло текущий поток беззаконий и исцелить тление естества человеческаго. Всяк стонал под игом греха: всяк по справедливости мог со слезами произносить оныя Давидовы слова: Несть исцеления в плоти моей, несть мира в костех моих от лица грех моих: пострадах и слякохся до конца: озлоблен бых и смирихся до зела.4 Почему нужда была и оное часто повторять Пророческое слово: Аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содом убо были бы и яко Гоморру уподобилися бы.5

Сия оставшаяся надежда Израилева, сие, говорю, благословенное семя в плачевной юдоли земли нашея произрасло, когда по учению Апостольскому, Бог сам явился во плоти,6 и тот, который многократно и многообразно исправлял мир чрез Пророков и других просвещенных мужей, тот напоследок сам сие великое дело на себя принял и беседовал с нами о тайнах вечнаго царствия зрак раба приняв и быв в подобии человечестем.

Чрез сего божественнаго Ходатая и Спасителя и мы от глубокаго заблуждения избавились, и нам седящим во тьме и сени смертней возсиял свет истиннаго богопознания. Оправдившеся бо верою мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом: Им же и приведение обретохом в благодать сию, в ней же стоим и хвалимся упованием славы Божия.7

К чемуж клонится все сие наше разсуждение? К тому, дабы нам представить пред очи свои, что сия вера наша, есть вера всех времен, есть вера древних всех, которыя начало есть божественное, происхождение удивительное, кончина же жизнь вечная. Вера сия хотя имела, по различности обстоятельств, различныя состояния: был в ней как бы младенческий возраст, был юношеский, есть и мужеский, но всегда едино тело и един оживляющий дух. Переменялись обряды, чиноположения, таинства и другия окрестности, но веры существо пребывало неизменно. Сею укрепляя себя верою странствуем мы со Авраамом, искушения побеждаем с Давидом, на лествицу добродетелей восходим с Иаковом, со всеми древними святыми Тоже брашно духовное ядим, и тоже питие духовное пием: все бо они пили от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос.8

Много бы времени надобно было, чтоб к утверждению истинны учения сего приводить из святаго писания свидетельства. Почему воспомянем хотя некоторыя. Сам Спаситель в Евангелии своем о том уверяет нас: не мните, говорит, яко приидох разорити закон или Пророки: никак: не приидох разорити, но исполнити.9 Также премудрый Апостол неоднократно изъясняется, что учение его не иное что содержит, разве что содержал в себе закон и Пророки. Свидетельствую, сказывает, малому же и великому, ничто же вещая, разве яже Пророцы рекоша хотящая быти и Моисей.10 Еще разсуждая он о оправдании верою во Христа (который веры член в Христианстве есть самый главный) доказывает, что Авраам прежде закона еще бывший богопочитатель не иным образом оправдался пред Богом, разве верою во грядущаго Христа. Притом столь прославляет веру его, что и мы, когда хотим оправданны быть, должны в том подражать вере отца нашего Авраама.11 Да и о всех от самаго Адама бывших благочестивых мужах сей же учитель подтверждает, что они свидетельствованы были в вере, которыя веры, по егож изъяснению, был Начальник и Совершитель Иисус.12

И хотя сей же Апостол объявляет, что все те святые в прочем верою украшенные, не прияша обетования:13 но сие разуметь надобно, что они того, который им обещан был Спаситель, очами телесными не видели, но токмо очами веры на Него взирали, и лобызали Его, и радовалися о Нем и спасалися Им. А чрез то премудрый Господь честь предков наших с нами разделил: им обещан Спаситель; а мы исполнение того видеть сподобилися: они в грядущаго веровали; а мы пришедшему покланяемся; Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут.14

Но опять может кто предложить оное Апостольскоеж слово: древняя мимоидоша: се быша вся нова.15 Подлинно то прошло, что было ветхо; но не прошла вера, которая никогда обветшать не может. Прошли разныя обряды, разныя чиноположения и другия окрестности, которыя по различности времен служили вере; но самое веры основание пребывает недвижимо. Прошла младенческая слабость, наступила мужеская крепость; но состав тела всегда остался ненарушим.

Сего нашего подлинно важнаго поучения есть то намерение, чтоб показать истинну тем, кои не много обращаяся в писаниях святых думают, что православная вера наша началась только от пришествия в мир Иисуса Христа, и что следовательно ее прежде того времени не было никаким образом. Так какоеж, с сладостию спросили бы мы таких, прежде того было богопочтение? Истинное или неистинное? Ежелиб сказать, неистинное; то кудыж денем Авраамову веру, которой нам велит подражать Евангелие? Куды Пророков благочестие? Куды оную древних песнь? Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя его.16 Ежели же было истинное; но совсем тем вера наша была бы от того богопочтения отменная по всему, то к чемуж бы вводить новую веру, когдаб и прежнее богопочтение было истинное? Нет, благословеннии Христиане! Иисус Христос вчера и днесь, тойже и вовеки.17 Он есть краеугольный камень, который сень законную и благодать Евангельскую соединяет в единый Церкве своея состав.

Хотя впрочем не сомнительно, что чрез пришествие Иисуса Христа вера в большей возсияла славе, от некоторых вредных мнений очищена, и по разрушении границ Иудейских сообщена свету всему. Ибо вместо того, что прежде только пели песнь Господню внутрь стен Иерусалимских, ныне мы все языки воспеваем Господеви песнь нову; поет Господеви вся земля, и не во Иерусалиме токмо, но везде покланяемся Отцу небесному духом и истинною.18

Сих всех великих благодеяний виновник нам есть Божественный Спаситель наш, котораго понеже приближается день, в коем он для спасения нашего явился во плоти: предуготовим к принятию его самих себя, дабы он, яко Вифлеемский вертеп, и наших душ нищету обогатил присутствием своего божества, аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве 1764 года, Декабря 19 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.