В день рождения Его Императорскаго Высочества Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

СЛОВО

В день рождения Его Императорскаго Высочества
Благовернаго Государя Цесаревича и
Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА.

В терпении вашем стяжите души ваша.

Лук. гл. 21. ст. 19.

Хотяб мы и не слышали учения Евангельскаго, которым столь много похваляется терпение; то довольно бы от самых дел тому научиться могли. Ибо не успеем произойти на свет сей; как и встречают нас многоразличные труды опровождаемые терпения добродетелию. Человек, впрочем превосходнейшая тварь, созданная для вечнаго покоя, начало жизни своея имеет началом скучныя борьбы, которая чрез всю жизнь должна продолжаться. Много бы жалости, нынешнему дню не приличныя, речь наша умножила, ежели бы говорить о терпении, которое бывает правды ради, или по общему человеческому пределу. Почему оставив сие, довольно принять в разсуждение одни труды, которые так привязаны к жизни сей, что без помощи их ничего мы получить не можем. Знает всяк, что для приобретения добродетели и познания, также для довольства жизни, надобно много нести труда, много терпеть нужд, потом обливать свое лице, отрясти от очес приятный сон, и нежныя увеселения переменить на честныя упражнения.

И хотя сие чувственным нашим склонностям может быть скучно, но увеселяет дух наш. Сии труды снискивают покой; сим потом напоевается благорастущая добродетели ветвь, с надеждою собрания изобильных плодов. Того ради, дабы мы в трудах не ослабевали, но с прилежанием всяким упражнялися бы в делах своея должности, о том настоящую беседу иметь почитаю за полезное. А ты, терпения нашего надежда, Боже! недостаточному слову подаждь силу Твою, и тем покажи, яко у Тебе и нищии благовествуют.1

Всяк бы, думаю, сказал, что мы жить начинаем тогда, когда раждаемся. Но справедливое разсуждение не отвергая сей, всем животным общей, жизни учит, что мы истинную жизнь начинаем тогда, когда самую душу оживляем добродетелию, и внутреннюю ея силу не угашаем, возжигая всегдашним честных упражнений движением.

Когда раждаемся, тогда подлинно получаем жизнь; но какую? жизнь слабую, члены немощные, защитить себя немогущие, силы телесныя и душевныя не действительны, жизнь истиннаго вещей различия не имеющую. И се ли человека, разумныя твари, жизнь? не обща ли она и животным всем, или еще в некоторых и совершеннее?

Но когда возрастаем во упражнении добродетели и начинаем чрез труды снискивать свет познания: тогда не токмо полученную жизнь сохраняем, но и приводим ее в состояние совершенства пристойное человечеству. Тело без движения честными трудами возбуждаемаго приходит в разслабление и бывает подвержено мучительству болезней: ибо нетекущая вода загнивает; а душа некоторым образом лишается жизни своей, не имея пристойнаго питания. Ибо не понимаем душу иначе, разве как существо непрестанно на добро движущееся; без чего она находится в некотором состоянии смерти. И по тому в Евангелии чадолюбивый отец, увидев сына, которой в безпутной праздности препровождал жизнь свою, сказал: сей сын мой мертв бе, и оживе;2 и священный Павел о вдовице в роскоше живущей говорит, что она жива умерла.3 Сходно с сим зделал и оный старик, который жив седмдесять лет во всяком своевольном невоздержании, седмь токмо последних лет препроводил во исправлении прежния жизни своея; почему умирая приказал над гробом своим положить следующую надпись: здесь лежит седмидесятилетный старик, который жил токмо седмь лет. Вот видим, что он дни в праздности изнуренные не полагает в число жизни своея. Не в том ли разуме, и ты, блаженный Давид! уподобляешь жизнь нашу суете и сени? Ибо мы впрочем знаем, что добродетельнаго человека жизнь такими подобиями описать не можно: но напротив приличествует ему оная похвала: Скончався в мале, исполни лета долга.4 Но поступим далее.

Когда раждаемся, сие есть благодеяние единаго Бога. Ибо мы прежде бытия своего ничего у Бога заслужить не могли. Кто бо прежде даде ему, и воздастся ему? вопиет Апостол.5 И для того сей же учитель разсуждает, что ни единая тварь не может сказать своему Творцу: почто мя сотворил еси тако?6

Но чрез честныя упражнения и труды мы благодетельствующему Богу содействуем. Ибо хотя то самая правда, что Божий промысл во все всех вещей дела входит: однако совсем тем не сумнительно, что как человек есть свободен, то самопроизвольно избирает действие и безпринужденно стремится к добродетели. А в сем не усматриваем ли мы благость и премудрость Божию, что он в самых своих дарованиях дает нам место к заслуге? Ибо что есть украшающая нас свободность, что искра разума, когда не благодеяние милосердаго Бога? да опять можем ли мы что нибудь и малейшее зделать без спомоществования его? Однако совсем тем наши дела почитает он так, как бы они единственно от нас происходили, и как бы ониж к достойному награждению его обязывали. И по сейже причине требует он, чтоб мы свои желания и нужды ему в молитвах предлагали; не для того, акибы не знал Бог и прежде прошения нужд наших, но дабы мы оказали ему свое усердие, безпринужденный произволения нашего плод, и тем желания свои как бы за некоторыя заслуги получили. О благость премудраго Бога! самое свое милосердие почитает справедливым награждением ко утешению и ободрению нашему, дабы мы его дарования употребляли в свою пользу. Какия же дарования?

Когда раждаемся, тогда получаем от Бога семена добродетели и пристойныя способности, которыми Бог как бы напутствует нас входящих в мир сей. Ибо по естеству своему несемся мы желанием к добру, и чувствуем в себе некую искру требующую, чтоб она возженна была большим познания пламенем. Мы не спокойны, пока сия естественная склонность не будет удовольствована. И потому человек работающий порокам, или не имеющий просвещения, как бы сквозь некоторой густой облак усматривая лучу истинны, смущается, и другим, сих недостатков не имеющим, завидует. А сие показывает, что мы естественно ко всякому расположены добру.

Но что же требуется, чтоб сии спасительныя семена в нас произрасли и благословенный принесли плод? требуется труд и прилежание. Сим средством мы способность понятия обогащаем познанием вещей, волю приобучаем к действительному последованию добра, память изощряем, уясняем язык и снискиваем как бы некоторую привычку к честности. По чему, кажется мне, не всегда справедливы жалобы тех, которые не находят в себе к некоторым делам способности. Правда, не все способны ко всему; но не по тому, аки бы они того от благаго Создателя не получили; но получив, или пристойным воспитанием не возрастили, или нерадением и леностию со всем сию Божественную погасили силу. А хотяб и подлинно были в ком естественныя препятствия; но и те самыя не редко трудом побеждаются. Когда пронеслася в язычестве о добродетели Сократовой слава, некоторой Фисиогном подвижен был тем, чтоб повидеть Сократа. И как черты лица Сократова усмотрел, нимало не быть сходными с разсеянною славою, тогда уведав про то Сократ сказал: Подлинно, по натуре чувствую я себя быть склонна к порокам, но трудом и учением то победил. Да что много? мы трудом не укротимых укрощаем зверей, и птиц человеческим научаем словам: то кольми паче можем мы взойти на то, к чему хотя трудная, но естественная лежит нам дорога. Почему жалующиися на свои неспособности и тем некако ропщущии на Бога, ежели не все, по истинне многие суть не извинительны, яко Божий талант скрывающии в земле нерадения. Но вот приходит нам и другое разсуждение!

Рождением получаемая жизнь есть обща всем. Подлый и благородный, богатый и убогий, ученый и невежа, мужественный и боязливый, все единым образом раждаются, и никакого тогда един от другаго не имеет различия. И аз, говорит Царствующий Соломон, рожден восприях общаго аэра, и на подобострастную землю спадох: перьвый глас подобный всем испустих плача: в пеленах воскормлен есмь и с великим прилежанием: ни един бо Царь ино име рождения начало.7 Так что же нас различает? Правда, добродетель; но она без труда не получается. И для того трудолюбивый изобилует богатством; а праздный истаевает скудостию: рачительный муж снискивает себе дух благородный; а нерадивый потемняет сияние благородства своего: прилежный обогащает учением свой разум; а ленивый возрастает в невежестве. По чему хотяб и подлинно в рождении некоторое пред другими получали мы преимущество; чрез нерадение оное теряется: так, как напротив нискость породы прославляется трудом. Ибо бодрый и леностию неслабеющий дух есть плод высокия Философии и истинный достоинства человеческаго характер. А как сносить труды, надобно иметь терпение: так вот и видим, для чего Евангелие советует нам в терпении стяжать свою душу, то есть, украшать оную добродетелями; а чрез то сыскать себе и здесь благополучную жизнь, и к будущей безсмертной твердое положить основание.

И хотя подлинно горестны труды, но плоды их сладки: скучно терпение, но приятно воздаяние; сеющии слезами радостию пожинают.8 О вы нежные и малодушные! которые по постланной цветами дороге всегда ходить хочете. Добродетель на мяхкой постеле не опочивает; и сия роза терниями есть ограждена. Посмотрите на тех, которые отдавшись порокам, безчестныя свои стараются удовольствовать склонности: о сколь много суетятся, и сколь многия сносят трудности! По истинне, для приобретения добродетели половины их трудов было бы довольно.

Все сие разсуждение касается наипаче младаго юношескаго возраста. Их душа, яко мяхкий воск, всякую вещь легко в себе изображает; их ни чем незанятыя мысли весьма способны к принятию истинны; их златая весна посеянное семя удобно возращает; их лета не свирепствуют бурею страстей, чтоб в сие спокойное время научались побеждать оныя. Истинная родительская любовь увещание сие да употребит в свою пользу.

А недостаток моего слова силен дополнить действительнейший ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА пример. Ибо нынешним поучением проповеданныя истинны в Священной Вашей Особе совершенное находим исполнение. Ваша корона отягощенна есть попечениями: Ваша Порфира всегда есть омоченна потом неусыпнаго о всех нас промысла; чем, ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, яко Священный Наш Атлас, поддерживаете Российское небо. Наш покой есть плод трудов Ваших: наша безопасность есть произращение трудолюбиваго и мудраго Вашего царствования. Кто убо не исповесть, с коликим терпением все сие сносит мужественная Ваша душа, единою на Бога укрепляя себя надеждою, и поя ему с Давидом: Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.9 И сия непостыдная надежда да опровождает всегда скипетр Ваш. Ибо верьховный твари Правитель великим Государям поручив на земли награждать других, награждение же им предоставил для себя самого.

А Вы, младый Герой, дражайший Всероссийский Наследник, виновник нынешняго нашего торжества! не видите ли отворяемое вам пространное к преславным подвигам поле? ибо со умножением течения Ваших лет, больше и больше открываются высокия Ваши дарования, с тем, чтоб сии спасительныя семена, рукою Божиею посеянныя, Ваше Императорское Высочество пристойным трудом возрастили; а возрастивши во свое время обогатили бы Россию сею благословенною жатвою. И сим да не устрашается Ваше непорочное сердце. Ибо хотя предлежит Вам подвиг; но предлежит и награждение подвиг превосходящее: предлежит течение, но предлежат и венцы; предстоит труд, но предстоит же всегда готовая и Вышняго помощь. Да Вы уже и действительно проходите подвиг сей. Ваше Высочество с особенною охотою предписываемыя науки принимаете, и с довольнейшим успехом продолжаете оныя, на которые зрелые Вашего Высочества плоды, хотя еще не в зрелых летах, взирая радуемся, и наперед лобызаем будущее наше благополучие.

Всемогущий Боже! сохраняй всегда под крилами святаго промысла Твоего Благочестивейшую Самодержицу Нашу с Любезнейшим Сыном Ея, и сотвори, чтоб, сколько бы высочайшая Матерь сия радовалася о Чаде Своем, столько бы мы радовались о обоих, Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве 1764 года, Сентября 20 дня.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.